Файл: Факторы формирования мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание №1

Вариант 1

1.Мировоззрение – это совокупность взглядов, убеждений, оценок, идеалов и норм, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. Для практически каждого человека характерно наличие определенного мировоззрения. Но для большинства из нас свойственны мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют жизненной философией или обыденно-практическим уровнем мировоззрения. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение и миропонимание широких слоев общества.

Факторы формирования мировоззрения:

Социальное окружение, в котором находится человек.

Условия социума, в которые помещена личность.

Различают два уровня мировоззрения:

1)Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.

2)Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Историческими типами мировоззрения являются:

1)мифология;

2)религия;

3)философия.

2.




Наименование этапа античной

философии и хронологические

рамки.

Основные

философы,

представители этого

периода


Основные

проблемы и

примеры их

решений


1

досократовский Натурфилософский
или космологический (6-5 вв. до н.э.)

Фалес, Анаксимандр,Анаксимен,Пифагор, Парменид Зенон Эмпедокл Демокрит

Интерес к проблемам космоса, поиск субстанционального начала всех вещей.

2

(5 в. До н.э.)

антропологический

Сократ, Протагор

Главный предмет исследования человек, определение его сущности

3

(5-4 вв. до н.э.)

систематический

Платон, Аристотель

Открытие сверхчувственного и категориальной диллектики, формулируются основные философские проблемы

4

( 3 в.до н.э. – 1 в н.э.)

этический

Эпикур, Пиррон

Философия как нравственное учение, разрабатываются нормы и правила человеческой жизни

5

(1-6 вв. н.э.)

религиозный

Плотин Сенека Марк Аврелий

Главный объект философии - познание божественного.


3. Экзистенциализм (лат. existetia − существование), или философия существования, − одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений в философии XX века.

Центральным понятием учения является экзистенция − человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

Основная установка экзистенциализма − существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек − это временное, конечное существо, предназначенное к смерти.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом

проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой трактовку феноменологического метода Гуссерля.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект».

В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.

Человек способен мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.



Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввёл Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени»[6], а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Сёрена Кьеркегора. В своём фундаментальном труде «Бытие и время» Мартин Хайдеггер пишет: «Вопрос экзистенции должен выводиться на чистоту всегда только через само экзистирование. Ведущую при этом понятность себе самой мы именуем экзистентной. Вопрос экзистенции есть онтическое „дело“ присутствия. Тут не требуется теоретической прозрачности онтологической структуры экзистенции. Вопрос о структуре нацелен на раскладку того, что конституирует экзистенцию. Взаимосвязь этих структур мы именуем экзистенциальностью. Их аналитика имеет характер не экзистентного, но экзистенциального понимания». В связи с этим Наталья Исаева, переводчик и исследователь творчества Кьеркегора, пишет в комментариях к его работе «Или-или»: «У Хайдеггера в «Бытии и времени» мы находим всего лишь три примечания, где он прямо отсылает читателя к Кьеркегору.

(Heidegger M. Sein und Zeit. 1927), однако на деле долг тут неоплатно высок, и большую часть основополагающих понятий экзистенциализма можно с лёгкостью найти у датского философа. И «Dasein» как «наличное бытие», и «заброшенность-В-мир», и маркирующая роль «страха», «тревоги» («Angst»), и ощущение человеком своей смертности, вносящее глубинные деформации в рефлектирующее сознание, — введением всей этой проблематики Хайдеггер, безусловно, обязан Кьеркегору.