ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Россия в первой половине 19 в.
1.
1.Укажите век, когда происходили события, отражённые на схеме. Ответ запишите словом
2. Заполните пропуск в предложении: «Государственное образование, обозначенное римской цифрой "I", в период событий, которые отражены на схеме, называлось Великое герцогство______________».
3.Укажите фамилию командующего русской армией, место расположения которой обозначено на схеме цифрой «2».
4.Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Согласно схеме силы противоборствующих сторон на момент отражённых на ней событий были практически равны
2) Территория, на которой располагалась русская армия, место расположения которой обозначено на схеме цифрой «3», в настоящее время входит в состав Украины
3) Согласно схеме самой крупной из русских армий, расположенных
на западной границе, была армия, место расположения которой обозначено цифрой «1».
4) На схеме обозначен город, в районе которого в ходе дальнейших действий соединились русские армии, места расположения которых указаны цифрами «1» и «2».
5)На схеме обозначен город, который в настоящее время называется Калининград.
6)Командующий армией, место расположения которой обозначено
цифрой «2», на момент отражённых на схеме событий фактически являлся главнокомандующим русской армией.
5.Какие из перечисленных преобразований свидетельствовали об «охранительных» тенденциях в годы царствования Александра I? 1) учреждение военных поселений, 2) дарование конституции Царству Польскому, 3) отказ от проекта реформ М.М. Сперанского, 4) объявление амнистии для пострадавших при Павле I, 5) основание Лицея, 6) ужесточение цензуры в последние годы царствования.
6.Прочтите отрывок из записок декабриста Н.И. Лорера и напишите фамилию участника движения декабристов, о котором идет речь. «...Во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания... Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку на многих иностранных языках. 12 лет писал он свою «Русскую правду»
7.Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию ученого первой половины XIX в., который сумел «...несмотря на положение непризнанного ученого, в котором он находился всю свою жизнь, совершить в научной области грандиозный подвиг – создать неевклидову геометрию, а в области общественной и организационной создать... один из лучших университетов – Казанский университет...»
8.Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца, относящихся к XIX веку, о первом появлении нового императора в Зимнем Дворце и назовите императора, об обстоятельствах воцарения которого говорится в отрывке. «Он шел медленно..., глаза заплаканы... Поступь и осанка его изображали человека, удрученного неожиданным ударом рока. Казалось, лицо его выражало одну тяжелую мысль: «Они все воспользовались моей молодостью, неопытностью, я был обманут, не знал, что, исторгая скипетр из рук самодержца, неминуемо подвергал его жизнь опасности».
9.Прочтите отрывок из стихотворения А.С. Пушкина и напишите имя российского императора, о котором идет речь.
«Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомненья и страстей.
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей»
10.Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию человека, о котором идет речь.«Блестящее образование, блестящее положение в свете и при дворе, блестящая, даже по тем временам головокружительная карьера (в 23 года он был генерал-майором), барабанный бой и знамена Наполеоновских войск, участие в пятидесяти восьми сражениях, празднества Венского конгресса – вся юность его прошла под тем героическим дуновением молодости, которым дышало «дней Александровых прекрасное начало». И после этого – ночь сибирских рудников…»
11.Какие из перечисленных ниже событий, явлений, понятий были связаны с понятием «аракчеевщина»? 1) военные поселения, 2) временщик, 3) учреждение Государственного совета, 4) вольноотпущенные крестьяне, 5) ужесточение цензуры, 6) учреждение Государственной думы.
12.Прочтите отрывок из статьи Н.П. Огарева и напишите, как назывались участники общественного движения, о которых говорится в отрывке. «Донесение <Следственной комиссии> уверяет, что и Рылеев смотрел на Пестеля как на честолюбца и боялся, чтобы он не сделался Наполеоном... Пестель и Сергей Муравьев-Апостол были реалисты; как ни мало было надежды на успех восстания, но все же, если уже восстание было решено обществом, то им хотелось, чтобы были приняты действительные меры... Если заговор мог иметь какой-нибудь успех, то только при таком практическом взгляде на вещи».
13.Прочтите строки из воспоминаний В.В. Шульгина и напишите фамилию человека, о котором идет речь. «Царской семье он обернул свое лицо «старца», глядя в которое, царице кажется, что дух Божий почивает на святом человеке. А России он повернул развратную рожу, пьяную … рожу лешего-сатира из Тобольской тайги»
14. Расположите в хронологической последовательности следующие события 1) открытие Московского университета, 2) первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, 3) открытие первого русского музея – Кунсткамеры, 4) поход Ермака в Сибирь.
15.Какие из перечисленных событий произошли в годы царствования Александра I? 1) учреждение Государственного совета, 2) завоевание Бухарского ханства, 3) основание Царскосельского лицея, 4) учреждение министерств, 5) строительство первой в России железной дороги, 6) отмена выкупных платежей.
16. Какие из перечисленных явлений относились к социально-экономическому развитию России в первой половине XIX в. 1) начало промышленного переворота, 2) перевод крестьян на обязательный выкуп, 3) выход крестьян из общины с наделом землей, 4) отработка крепостными крестьянами барщины, 5) перевод крепостных крестьян на месячину, 6) снижение выкупных платежей.
17. Что из перечисленного характеризовало положение дворян, помещиков в России в первой половине XIX в. 1) право ограничивать передвижение крепостных крестьян, 2) присвоение отрезков крестьянских земель, 3) широкое применение отработочной системы, 4) право наказывать крепостных крестьян, 5) уплата подушной подати, 6) освобождение от подушной подати.
18.Прочтите отрывок из записок современника и назовите императора, о правлении которого идет речь. «Император…, возложа управление гражданскими делами на графа Аракчеева, воспретил всякий к себе доступ: зло росло медленно, но постоянно и обнаружилось взрывом 14 декабря»
19.Прочтите отрывок из официального документа и напишите имя императора, назначившего указанных в списке чиновников.
«… 3. Граф Канкрин – министр финансов…
4. Граф Бенкендорф – шеф жандармов…
6. Статс-секретарь граф Уваров – министр народного просвещения…
11. Генерал-адъютант граф Киселев – министр государственных имуществ»
20.Прочтите отрывок из воспоминаний А.И. Герцена и укажите имя императора, в годы царствования которого произошли изменения, о которых идет речь. «На место министерств учреждают канцелярии … прибавим к этому шефа жандармов Бенкендорфа, имеющего власть отменять решения суда и вмешиваться… в политические преступления… Бенкендорф был начальником Третьего отделения Его Величества канцелярии»
21.
21.Напишите название города, где состоялся конгресс, по решению которого в состав Российской империи вошла территория, обозначенная цифрой «II»
22. Назовите императора, в годы правления которого в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой «I»
23. Назовите императора, в годы правления которого был построен объект, обозначенный на схеме буквой «A»
24. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных
1) Объект, обозначенный на схеме буквой «А», был первым подобным объектом, построенным в России
2) В подготовке и подписании мирного договора, по которому в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой «IV», участвовал А.С. Грибоедов
3) Территория, обозначенная на схеме цифрой «I», была присоединена
к России в результате русско-шведской войны
4) Большинство текстильных предприятий, согласно схеме, находилось
в центральном районе страны
5) Присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «III», произошло в 1829 г.
6) Промышленное освоение района, в котором, согласно схеме, отмечается наибольшая концентрация металлургических предприятий, началось только в первой половине XIX в
25.Прочтите отрывок из письма Н.М. Карамзина П.А. Вяземскому и напишите название войны, о событиях которой идет речь. «Поздравляю с освобождением Москвы: вчера узнали мы, что Наполеон вышел из нее, заслужив проклятие веков. Что-то будет! Теперь работа мечу… Я собирался было идти отсюда с ополчением к Москве, чтобы участвовать в ее предполагаемом освобождении, но дело обошлось и без меча историографского».
26.Прочтите отрывок из записок современника и укажите даты войны, в результате которой в состав Российской империи вошли упомянутые в отрывке территории. «Все спрашивали друг друга… Неужели большая часть Финляндии отходит к России? Нет, вся Финляндия присоединяется к ней… Неужели и Аландские острова? И Аландские острова… Русские видели в новом завоевании своем одно только беззаконное… насилие… С самого Тильзитского мира смотрела (Россия) на приобретения свои с омерзением, как на подачки Наполеона».
27.Прочтите отрывок из записок современника и укажите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь. «Сельское житье его было мучительно для несчастных крестьян, между которыми завел он дисциплину совершено военную. Ни покоя, ни малейшей свободы, ни веселия, плясок и песней не знали жители села Грузина… И эта каторга должна была служить ему образцом изобретенных им военных поселений».
28.Прочтите отрывок из воспоминаний, записанных со слов очевидца события, и укажите дату события, о котором идет речь. «Во время допроса царем… Сергей Муравьев-Апостол стал бесстрашно говорить царю правду, описывая в сильных выражениях внутреннее положение России; Николай I, пораженный смелыми и искренними словами Муравьева, протянул ему руку, сказав: «Муравьев, забудем все; служи мне». Но Муравьев-Апостол, заложив руки за спину, не подал своей руки государю…»
29.
29.Какие суждения о памятной монете, представленной на изображении, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1)Данная памятная монета была выпущена в 2002 г.
2) Органы государственного управления, учреждению которых посвящена данная монета, пришли на смену приказам
3) Современниками учреждения государственных органов, указанных
на данной монете, были Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей
4) В основу работы органов государственного управления, учреждению которых посвящена данная монета, был положен принцип коллегиальности
5) Император, изображённый на монете, непосредственно сменил на троне свою бабушку
30.Укажите памятники архитектуры, воздвигнутые в период правления императора, изображённого на данной памятной монете. В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники архитектуры
1 | 2 |
3 | 4 |
31.Прочтите отрывок из записок современника и укажите дату события,
о котором идет речь. «<Александр> дал свое согласие принудить императора к отречению от короны, но с непременным условием щадить отца и не нанести ему никакого оскорбления… Но люди знатной породы… прокрались, как подлые разбойники…, в комнату безоружного, спящего <императора>… и умертвили его…».
32.Прочтите отрывок из воспоминаний О.И. Анненковой и укажите, о каких представителях общественного движения идет речь. «Из числа тех, кто первыми оставил Петровский завод, Фонвизин, Митьков… были назначены в Красноярск… Там же недалеко, в деревне Урике, были поселены Волконский, братья Муравьевы – Никита и Александр,… и Лунин»
33.
33.Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2»
34. Напишите фамилию полководца, командовавшего армией, обозначенной на схеме цифрой «3»
35. Напишите название города, где соединились армии, обозначенные цифрами «1» и «3»
36. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) Войсками, действия которых обозначены серыми стрелками, командовал король Карл XII.
2) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были А.В. Суворов и П.А. Румянцев
3) В начале военных действий, изображённых на схеме, неприятель обладал большим численным превосходством
4) Перемещение войск в пункт, обозначенный цифрой «4», получило название «Тарутинский манёвр».
5) Участниками движения, районы действия которого обозначены точками, были Д.В. Давыдов и А.Н. Сеславин
6) Общее командование войсками, действия которых обозначены чёрными стрелками, осуществлял Н.Н. Раевский
37.Прочтите отрывок из всеподданнейшего доклада, составленного в XIX в., и укажите фамилию министра, составившего доклад. «…Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к… иноземному, распространяя в юных душах радужное уважение к отечественному…, оценить… все противоположные элементы нашего гражданского образования…, искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности – такова была цель, к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет…»
38.Прочтите отрывок из официального документа XIX в. и укажите фамилию высокопоставленного чиновника, инициатора правил, о которых идет речь. «Дабы же из воспрещаемых сочинений, которые обнаруживают в писателе особенно вредное в политическом и в нравственном отношении направление, были представляемы от цензоров негласным образом в III отделение собственной Е[го] В[еличества] канцелярии, с тем чтобы последнее, смотря по обстоятельствам, или принимало меры к предупреждению вреда, могущего происходить от такого писателя, или учреждало за ним надзор»
39.Прочтите отрывок из записок современника и укажите фамилию высокопоставленного чиновника, о котором идет речь. «25 июля 1826 года он вдруг возведен был в звание шефа жандармов… и главного начальника учрежденного в то время III-го отделения собственной (канцелярии) вместе, на степень приближеннейшего к императору лица»
40.Прочтите отрывок из книги Н.И. Тургенева и укажите, как в XIX веке назывались представители сословия, о которых идет речь. «(Они) платят подушную подать, от которой освобождены дворяне и купцы; следовательно, они, как и крестьяне, подлежат рекрутскому набору. Они обязаны постоянно проживать в городах, где могут заниматься ремеслами и вести мелкую розничную торговлю»
41.Прочтите отрывок из книги Н.И. Тургенева и напишите, как в XIX в. назывались представители сословия, о котором идет речь. «<Сословие> делится на три гильдии. Каждый <представитель сословия> относится к одной из гильдии в зависимости от указанных им размеров своего состояния, то есть капитала, которым он владеет… Право заниматься внутренней и внешней торговлей, оптовой, мелкооптовой или розничной, владеть фабриками или заводами имеет каждая гильдия…»
42.
42.Назовите имя главнокомандующего войсками неприятеля в период боевых действий, изображённых на схеме
43. Укажите время года, когда был совершён манёвр главных сил русских войск, обозначенный на схеме
44. Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2», где состоялся военный совет, решение которого определило ход дальнейших военных действий
45. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) В ходе манёвра, обозначенного на схеме, главные силы русских войск переправились через р. Москву
2) Среди участников военных действий, обозначенных на схеме стрелками, был П.И. Багратион
3)В ходе обозначенных на схеме событий главнокомандующим русскими войсками был М.Б. Барклай де Толли
4) Современниками обозначенных на схеме событий были М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев.
5) Главные силы русских войск находились в районе населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «1», более трёх месяцев
6) Во время данных событий, город, обозначенный на схеме цифрой «3» сильно пострадал от пожара.
46.Прочтите отрывок из книги Н.И. Тургенева и укажите, как в первой половине XIX в. назывались крестьяне, о которых идет речь. «В России есть два способа извлекать доход из поместья: <крестьян> либо заставляют работать на земле, либо взимают с них определенную подать, называемую оброком… Более половины… крестьян платит в России свою подать <помещику> деньгами; лишь меньшая часть обязана вносить подати <помещику> натурой или работать на барщине»
47.Прочтите отрывок из официального документа, подписанного Александром I, и укажите, кому этот документ был адресован. «Отличные познания и усердие Ваше к распространению российских изящных письмен и словесности, паче же труды, употребляемые Вами в изысканиях и составлении отечественной нашей истории, обращают на Вас особенное наше внимание. В ознаменование оного и в вящее поощрение многотрудных ваших в сем роде упражнений признали Мы за благо пожаловать вас кавалером ордена Св. Равноапостольного князя Владимира…»
48.Какие из перечисленных реформ, преобразований были проведены в годы царствования Николая I? 1) учреждение коллегий, 2) кодификация законов Российской империи, 3) созыв Государственной думы, 4) учреждение Сената, 5) ужесточение цензуры, издание «цензурного устава», 6) основание III отделения императорской канцелярии, укрепление корпуса жандармов.
49. Что из перечисленного произошло во время Отечественной войны 1812 г.? 1)сражение у реки Березины, 2) Синопское сражение, 3) пожар Москвы, 4) Брусиловский прорыв, 5) Тарутинский марш-маневр, 6) бои за Шипку-Шейново.
50.Прочтите отрывок из свидетельства современника и укажите дату событий, о которых идет речь. «Мы узнали печальную весть о кончине <императора>… На следующий день Петербург проснулся в трауре. Император Александр был любим, и никто еще не знал об отказе от престола Константина, всех тревожил грубый, взбалмошный нрав великого князя. О Николае Павловиче, как о наследнике Александра , никто в то время не помышлял»
51.
51.Укажите название государства, являвшегося основным противником России и её союзников в событиях, отражённых на схеме
52. Укажите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2», приобретшего известность благодаря сражению, которое там произошло
53. Назовите российского императора, в годы правления которого происходили события, обозначенные на схеме
54.Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны
1)Общее командование войсками России и её союзников в битве
у населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2», осуществлял А.В. Суворов
2)В период событий, изображённых на схеме, в городе, обозначенном цифрой «4», был подписан международный договор, одним из условий которого было присоединение России к Континентальной блокаде Англии.
3) Российский монарх и правители государств, обозначенных на схеме римскими цифрами «I» и «II», подписали акт Священного союза
4) На схеме обозначен город, где был подписан договор, завершивший участие России в Первой мировой войне
5) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», накануне Великой Отечественной войны входил в состав СССР
6) Мирный договор в городе, обозначенном на схеме цифрой «1», подписали монархи, носившие императорский титул.
55.Прочтите отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX в. называлась повинность, о которой идет речь. «Помещик всецело овладел <крестьянином> в свою пользу и дает ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока <крепостные крестьяне> томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома легкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в <помещичьих> полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот все, что остается крестьянину для отдыха»
56.Какие из перечисленных ниже характеристик относились к положению крепостных крестьян в первой половине XIX в. 1) ограничение крестьян в передвижении, 2) занятие крестьян торговлей с разрешения помещиков, 3) необходимость выплаты крестьянами пожилого, 4) подворное обложение крестьян, 5) освобождение крестьян от рекрутской повинности, 6) телесные наказания крестьян.
57.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите годы событий, о которых идет речь. «Ульм и Аустерлиц решили судьбу Европы в пользу Наполеона. Прусская кампания… не имела подобной себе в истории… Русские не успели подойти вовремя, но столкнувшись с Наполеоном, дали ему знать свою храбрость и стойкость при Эйлау. А он наконец взял свое. Победой под Фридландом он доказал, что нам еще рано с ним бороться. Англия помогала нам вяло. Австрия хитрила и мошенничала, как всегда. Александр увидел себя в необходимости склониться на мир, и он был заключен в Тильзите»
58.
58.Какие суждения о данной медали являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1)Участниками событий, в память о которых учреждена данная медаль, были М.Б. Барклай де Толли и П.И. Багратион
2) Следствием событий, в память о которых учреждена данная медаль, стала отмена конституции Царства Польского
3) Упоминаемый на медали город вошёл в состав Российской империи
в результате разделов Речи Посполитой
4) Современниками событий, в память о которых была учреждена данная медаль, были А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов
5) Символ Российской государства, изображённый на медали, впервые появился в XVIII в
59.Какие из архитектурных памятников, представленных ниже, были построены
в том же веке, в котором была учреждена данная медаль? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти архитектурные памятники
1 | 2 |
3 | 4 |
60.Прочтите отрывок из «Записок» А.П. Ермолова и напишите название войны, о событиях которой идет речь. «…Легко понимали все, что присланный от Наполеона генерал Лористон, пред войною бывший послом при нашем дворе, конечно имел поручение объяснить желание прекратить войну. Москва, древняя столица, собственными руками превращенная в пепел, доказывала, что нет тяжелых пожертвований для русского народа… Генерал Лористон приехал чрез несколько дней после прибытия армии в Тарутино. В самое это время… я находился в квартире Кутузова».
61.Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите дату событий, о которых идет речь. «Александр
поехал на юг России провожать свою больную императрицу и 19 ноября умер в Таганроге от тифозной горячки. Благодаря таинственности, которой облечен был вопрос о престолонаследии, смерть эта сопровождалась важным замешательством: великий князь Николай принес присягу Константину, а в Варшаве старший брат, Константин, принес присягу младшему, Николаю. Николай согласился принять престол, и 14 декабря была назначена присяга войск и общества. Члены Северного общества распространяли в некоторых казармах, где популярно было имя Константина, слух, что Константин вовсе не хочет отказаться от престола, что приготовляется насильственный захват власти и даже, что великий князь арестован»
62.Деятельность каких исторических личностей относится к первой четверти XIX в.? 1) М.М. Сперанский, 2) М.А. Бакунин, 3) П.И. Пестель, 4) В.И. Ленин, 5) К.П. Победоносцев, 6) Н.М. Карамзин.
63.Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите имя императора, о мероприятиях которого идет речь. «Для того, чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Такой кодекс мог быть выработан при указанной программе: если решено поддерживать существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту задачу прежде всего и взялся разрешить <император>. Для этого он учредил при себе особое отделение Собственной канцелярии (II отделение) и в руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе… М.М. Сперанского»
64.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите дату событий, о которых идет речь. «В Москве… существовало несколько домов, в которых чуть не каждый вечер происходили словесные препиранья о предметах важных… – о предметах отвлеченных, и философских, и политических. Люди сходились, спорили долго, горячо … время летело; кучера у подъезда зябли; лакеи в передней спали… Поспоривши всласть, ратоборцы разъезжались – до следующего вечера. А.С. Хомяков играл роль первенствующую …»
65.Прочтите отрывок из записок современника и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., о воззрениях которых идет речь. «В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад»
66.Установите соответствие между событиями и веками, когда они происходили
СОБЫТИЯ | ВЕКА |
А) завоевание Россией выхода в Балтийское море | 1) XIV в. |
Б) присоединение к России Казанского и Астраханского ханств | 2) XVI в. |
В) начало освоения Россией Восточной Сибири | 3) XVII в. |
Г) присоединение к России Финляндии | 4) XVIII в. |
| 5) XIX в. |
67.Установите соответствие между именами современников
ИМЕНА | ИМЕНА |
А) Григорий Потемкин | 1) Петр I |
Б) Александр Герцен | 2) Екатерина II |
В) Франц Лефорт | 3) Николай II |
Г) Василий Шуйский | 4) Николай I |
| 5) Борис Годунов |
68.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите дату события, о котором идет речь. «Странным и впечатляющим показалось французским солдатам внезапное появление перед их глазами этого великого города… За завоевание этого города было заплачено очень дорого, но <французский император> успокаивал себя тем, что именно здесь он сможет продиктовать условия мира. В Москву первым вступил Мюрат, направивший сообщение императору о том, что город кажется вымершим и что войско французов никто не встретил, ни гражданские или военные лица, ни представители местной знати, ни служители церкви. Императору сообщили, что в городе вспыхнули пожары»
69.Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идет речь. «Составляющей… единения <представителей общественной мысли> была… теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие <представители этого направления>. Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К. Аксаков, А. Кошелев, Ю. Самарин, Д. Валуев…»
70.Прочтите отрывок из письма Н.М. Карамзина и укажите, как назывались крестьяне, о которых идет речь. «Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери… Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям..? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно»
71.Прочтите отрывок из труда историка и напишите, как назывались представители общественной мысли, участники кружка, о котором идет речь. «И, наверное, ежедневных споров этих кружок не выдержал бы, если бы не женщины. … И не какие-нибудь пришлые или по-особенному "идейные" женщины, а представительницы того же "родства". Матери: Авдотья Петровна Елагина, Ольга Семеновна Аксакова. Жены: Екатерина Хомякова, Наталья Киреевская, Елизавета Попова, Анна Аксакова, Елена Черкасская… Сестры: Мария Киреевская, Вера и Любовь Аксаковы… Они не были просто "хозяйками", хотя и это тоже немало. Собственно через них осуществлялась стихия … единения, умерявшая полемическую стихию мужчин. Они вели беседы в салонах, обсуждали новые известия в политической и литературной жизни, вели философские беседы – очень часто "на равных" с тем же Хомяковым. Женщины много переводили, переписывали статьи. Гораздо чаще, чем мужчины, они обменивались письмами, а через письма прямо поддерживалось внутреннее единство кружка»
72.Прочтите отрывок из записок современника и укажите дату события, о котором идет речь. «В народе носились зловещие слухи, что общественное мнение сильно разделено относительно преемника престола. На рынках и в мелочных лавках, куда стекаются из низших слоев народонаселения разные городские сплетни и толки, распространялись темные слухи. Так, и наша прислуга слышала 13 декабря, что завтра назначена войскам присяга, но что многие не хотят присягать новому императору Николаю Павловичу. Наступило утро рокового дня… <Мой друг> был что-то не в себе, в тревожном состоянии, поздоровался с нами и сказал нам: – …Пойдемте вместе на Сенатскую площадь: сегодня присяга новому царю, посмотрим, что там делается»
73.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите дату войны, о событиях которой идет речь. «Сестра моя, оставшаяся с мужем в Москве, приехала к нам и привезла известие, что… все русские власти из <Москвы> уже выбрались. Тогда решен был наш отъезд; и в день вступления <французов> в Москву мы выехали из подмосковной и направились на г. Коломну. В Коломне мы не могли оставаться как потому, что негде было жить, так и потому, что мародеры французские показывались уже между Бронницами и Коломною. По получении известий о московских пожарах отец мой решился ехать в Тамбов»
74.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | Всё делалось, признаюсь вам, под моим ближайшим руководством, и в конце я охладила пыл, потому что отъезд на дачу мешал исполнению [предприятия], а всё более чем созрело за две недели до того. Когда бывший император узнал о мятеже в городе, молодые женщины, из которых он составил свою свиту, помешали ему последовать совету старого фельдмаршала Миниха, который советовал ему броситься в Кронштадт или удалиться с небольшим числом людей к армии, и, когда он отправился на галере в Кронштадт, город был уже в наших руках, благодаря исполнительности адмирала Талызина, приказавшего обезоружить генерала Девьера, который был уже там от имени императора, когда первый туда приехал» |
Б) | «Император покинул русскую столицу 19 октября, в день, когда стояла прекрасная погода. Он оставил позади себя семь или восемь тысяч человек во главе с маршалом Мортье, которые должны были последовать за ним после того, как взорвут фортификационные сооружения Кремля. В тылу армии нескончаемой колонной тянулось множество повозок, переполненных больными и ранеными» |
Характеристики
1) Император, о котором идёт речь, – Наполеон I
2) Современником описываемых событий был А.Д. Меншиков.
3) В отрывке идёт речь о событиях, связанных со сменой власти в России.
4) Современником описываемых событий был А.А. Аракчеев
5) Император, о котором идёт речь, – Пётр III.
6) Император, о котором идёт речь, – Павел I.
75.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. В этом вопросе царь был принципиален и тверд. Однако в 1807 г. Александр I был вынужден подписать с Наполеоном мирный договор в Тильзите. Каково было отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? Как изменилось их отношение к Александру I? (Укажите всего не менее двух положений). Чем объяснялось такое отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? (Укажите всего не менее двух причин)
76.Какие три положения из перечисленных ниже характеризуют развитие хозяйства России в первой половине XIX в.? 1) равномерное распределение промышленных предприятий в европейской России, 2) господство крепостного труда на рудниках и горных заводах Урала, 3) начало промышленного переворота, 4) аграрный характер экономики, 5) высокий уровень концентрации рабочих на крупных предприятиях, 6) завершение промышленного переворота в текстильной промышленности.
77.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, с правлением которого связано проведение указанных мероприятий. «За это время Сперанский, по поручению <императора> составил план общей политической реформы, которая охватила весь строй политических и гражданских отношений. Законодательство, суд, администрация (от волости до высших учреждений), крепостное состояние – ничего не было забыто в этом плане. Император одобрил план и решил постепенно приводить его в исполнение. Реформа Государственного совета, реформа министерств, реформа Сената…»
78.Расположите названия памятников зодчества в хронологической последовательности их создания 1) Зимний дворец архитектора В.В. Растрелли в Санкт-Петербурге, 2) Царский дворец в Коломенском, 3) Собор Василия Блаженного в Москве, 4) Петропавловский собор архитектора Д. Трезини в Санкт-Петербурге.
79.Прочтите отрывок из записок современника и укажите фамилию автора сочинения, о котором идет речь. «У нас никто не в состоянии исследовать огромное создание <автора> – зато никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в ученый кабинет во время самых лестных успехов и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам. <Тома "Истории государства российского"> свидетельствуют обширную ученость автора… Молодые якобинцы негодовали; несколько отдельных размышлений в пользу самодержавия, красноречиво опровергнутые верным рассказом, казались им верхом варварства и унижения. Они забывали, где <автор> печатал свою "Историю", в России…»
80.Прочтите отрывок из литературного произведения и укажите, как в первой половине XIX в. назывались населенные пункты, о которых идет речь. «Все работы земледельческие – тоже по правилам: мужики по ротам расписаны, острижены, обриты, одеты в мундиры; и в мундирах под звук барабана, выходят пахать; под команду капрала идут за сохою, вытянувшись, как будто маршируют, маршируют и на гумнах, где происходят каждый день военные учения… Одинаковые розовые домики, белые тумбочки, зеленые мостики, прямые канавы, прямые просеки; и везде мужики в мундирах, за сохой марширующие…»
81.Как назывались представители возникшей в годы правления Александра I социальной группы, в разряд которой наряду с солдатами переводили казённых крестьян, совмещавших строевую службу с ведением сельскохозяйственных работ
82.Прочтите отрывок из воспоминаний офицера неприятельской армии и укажите дату событий, о которых идет речь. «Было принято решение о том, что нам придется двинуться вперед и начать наступление на Москву, от которой нас отделяло расстояние в двадцать дней походного марша. Среди <французов>, кто особенно горячо выступал против немедленного марша на Москву, назывались имена генерала Коленкура и генерала Мутона..., обер-гофмаршал двора Дюрок неоднократно пытался отговорить <Наполеона> от осуществления этого проекта. Но все его попытки, натолкнувшись на волю императора, оказались бесполезными. Мы шли по направлению к Смоленску. Русские только что эвакуировали его… Мы вошли в город при свете пламени пожаров, но они были ничто по сравнению с тем, что ожидало нас в Москве»
83.Установите соответствие между понятиями и их определениями
ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) всероссийский рынок | 1) предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике |
Б) мануфактура | 2) система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке |
В) фабрика | 3) усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями России, основанное на экономической специализации территорий |
Г) мелкотоварное производство | 4) предприятие, занимающее господствующее положение на рынке |
| 5) предприятие, основанное на применении машин |
84.Что из перечисленного относится к целям декабристов? 1) ограничение сословных привилегий, 2) построение социалистического общества, 3) упразднение самодержавной власти, 4) возвращение крестьянам отрезков, 5) отмена крепостной зависимости крестьян, 6) установление диктатуры пролетариата.
85.Какие памятники зодчества созданы по проектам В.И. Баженова и М.Ф. Казакова? 1) дом Пашкова в Москве, 2) Таврический дворец в Петербурге, 3) дворцовый ансамбль в Царицыне, 4) Московский университет, 5) Исаакиевский собор в Петербурге, 6) храм Христа Спасителя в Москве.
86.Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А) Аристотель Фиораванти | 1) изобретатель |
Б) Иван Ползунов | 2) писатель |
В) Александр Радищев | 3) архитектор |
Г) Дмитрий Левицкий | 4) живописец |
| 5) скульптор |
87.Что из перечисленного относится к царствованию Николая I? 1) создание теории «официальной народности», 2) возникновение теории «непротивления злу насилием», 3) созыв Земского собора, 4) укрепление самодержавной власти, 5) созыв Государственной Думы, 6) ужесточение цензуры.
88.Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XVII–XVIII вв. и их произведениями
ФАМИЛИИ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
А) В.Н. Татищев | 1) «Путешествие из Петербурга в Москву» |
Б) А.Н. Радищев | 2) «История Российская» |
В) Д.Г. Левицкий | 3) картина «Екатерина-законодательница» |
Г) В.И. Баженов | 4) комедия «Недоросль» |
| 5) дом Пашкова |
89.Какие из перечисленных ниже положений относились к царствованию Николая I? 1) введение рекрутского набора в армию, 2) бироновщина, 3) учреждение III отделения императорской канцелярии, 4) проведение П.Д. Киселевым реформы управления государственными крестьянами, 5) издание «Полного собрания законов Российской империи», 6) аракчеевщина.
90.Расположите имена представителей культуры в хронологическом порядке их жизни и деятельности 1) иконописец Андрей Рублев, 2) летописец Нестор, 3) художник Карл Брюллов, 4) зодчий Василий Баженов.
91.Прочтите отрывок из письма императора и напишите название войны XIX в., о событиях которой идет речь. «Ты уже, вероятно, знаешь, любезный Горчаков, про начатие бомбардировки Севастополя и что первое сие покушение, несмотря на свою огромность, благодаря Богу, благополучно выдержано славным гарнизоном и даже без большой потери, ежели бы, к несчастию, оно не стоило нам дорогого и почтенного генерал-адъютанта Корнилова, павшего смертью храбрых. Потеря эта невыразимо тяжела мне, ибо на нем покоилась моя надежда не только в нынешнем, но и для будущего устройства Черноморского флота, по его редким достоинствам. Но буди воля Божия. Теперь вся надежда – на дух войск. Николай I»
92. Прочтите отрывок из записок современницы и напишите, как назывались участники общественного движения первой половины XIX в., о которых идет речь. «Моего мужа лишили титула, состояния и гражданских прав и приговорили к двадцатилетним каторжным работам и к пожизненной ссылке. 26 июля его отправили в Сибирь с князьями Трубецким и Оболенским, Давыдовым, Артамоном Муравьевым, братьями Борисовыми и Якубовичем. Когда я узнала об этом от брата, я ему объявила, что последую за мужем»
93.Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью
ФАМИЛИИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А) Н.И. Новиков | 1) исследования в области химии, физики |
Б) Е.Р. Дашкова | 2) издание сатирических журналов «Трутень», «Живописец» |
В) М.В. Ломоносов | 3) строительство Зимнего дворца в Санкт-Петербурге |
Г) В.В. Растрелли | 4) создание первого русского театра |
| 5) руководство Российской Академией |
94.Какие три из перечисленных событий произошли в годы царствования Николая I? 1) основание высших женских курсов, 2) учреждение коллегий, 3) строительство железной дороги Санкт-Петербург – Москва, 4) основание Московского университета, 5) основание III отделения императорской канцелярии, 6) расправа над декабристами.
95. Какие из перечисленных событий относились к Отечественной войне 1812 г.? 1) выступление Черниговского полка, 2) Бородинское сражение, 3) оставление Москвы русской армией, 4) основание военных поселений, 5) Тарутинский марш-маневр, 6) сражение при Гросс-Егерсдорфе.
96.Расположите имена деятелей культуры в хронологической последовательности их жизни 1) Аристотель Фиораванти, 2) Симон Ушаков, 3) Андрей Рублев, 4) Василий Баженов.
97.Установите соответствие между фамилиями деятелей русской культуры и сферами их деятельности
ФАМИЛИИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А) Г.Р. Державин | 1) театр |
Б) Ф.С. Рокотов | 2) живопись |
В) В.И. Баженов | 3) изобретательство |
Г) И.И. Ползунов | 4) литература |
| 5) архитектура |
98.Охарактеризуйте права и обязанности крепостных крестьян в первой половине XIX в. Приведите всего не менее трех положений.Укажите названия не менее двух категорий крестьян, освободившихся от крепостной зависимости в первой половине XIX в
99. Какие три из перечисленных ниже фактов относятся к истории русской культуры первой половины XIX в.? 1) создание Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского», 2) создание высших женских курсов, 3) основание Александром I Царскосельского лицея, 4) первый показ фильмов в России, 5) основание К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского художественного общедоступного театра (МХТ), 6) создание М.И. Глинкой оперы «Жизнь за царя».
100.Прочтите отрывок из документа и укажите год его издания. «Божиею милостию Мы, Александр Первый, император и самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая. К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении признали мы нужным установлением Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи»
111.Прочтите отрывок из письма дворянки, отправленного в первой половине XIX в., и напишите, как назывался крестьянин, о котором идет речь. «Ты спрашиваешь, что с ним делать? Пришли его сюда в <деревню>; авось он здесь исправится. Только сделай милость, не отдавай ему хорошего платья; я его сперва в горницу не возьму, то ему немецкое платье не нужно. Пусть походит в сером кафтане за наказанье. Все здешние дворовые и лучше его поведением, да ходят же в серых кафтанах, а ему это послужит к исправлению… Ежели он… будет продолжать дурно вести себя, то при первом наборе отдам его в рекруты»
112. Какие три события относятся к царствованию Александра I? 1) учреждение министерств, 2) составление «Наказа» Уложенной комиссии, 3) участие России в континентальной блокаде, 4) освобождение Болгарии от власти Турции, 5) учреждение военных поселений, 6) ликвидация гетманства на Украине.
113.Прочтите отрывок из «Записок» офицера русской армии и напишите название войны XIX в., о событиях которой идёт речь. «Нельзя представить себе картину Москвы в то время. Улицы покрыты выброшенными из домов вещами и мебелью, песни пьяных солдат, крик грабящих, дерущихся между собой… Пожар, грабёж и беспорядок царствовали более всего в торговых рядах, в городе: тут множество <французских> солдат разных полков таскали в разные стороны из горящих лавок платье, меха, съестные припасы…»
114.Прочтите отрывок из записок современника и укажите название учебного заведения, о воспитанниках которого идет речь. «Говорят, что Александр I хотел воспитать... братьев своих Николая и Михаила наравне с будущими подданными, и что политические обстоятельства помешали ему исполнить это... А мысль, если она была, заслуживает уважения... Первым выпускам обязана Россия многими достойными и блистательными людьми: Пушкиным, бароном Корфом и князем А.М. Горчаковым».
115.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите деятеля культуры, о котором идёт речь. «[Он] уникален. С ним нельзя сравнить ни одного оперного певца – ему, казалось, было подвластно всё. И дело не только в его поразительных вокальных данных. Это был великий артист, умевший, как никто другой, передать на сцене образы и характеры своих героев».
116.Расположите в хронологической последовательности создания следующие памятники зодчества 1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге, 2) Успенский собор во Владимире, 3) Новодевичий монастырь в Москве, 4) Софийский собор в Киеве.
117.Установите соответствие между фамилиями исторических личностей XVIII–XIX вв. и их деятельностью
ЛИЧНОСТИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А) В.Г. Белинский | 1) литературный критик |
Б) Н.И. Новиков | 2) автор «Русской правды», программного документа декабристов |
В) П.И. Пестель | 3) издатель «Трутня», «Живописца» |
Г) Н.М. Муравьёв | 4) автор «Конституции», программного документа декабристов |
| 5) идеолог славянофильства |
118.Прочтите отрывок из записок современника и назовите правившего в первой половине XIX в. императора, о котором идёт речь. «Вступление на престол императора… было самое благодатное: он прекратил царство ужаса, уничтожил Тайную [экспедицию], восстановил права Сената, дворянства и – человечества, отменил строгую… цензуру. Россия отдохнула. Но образ вступления на престол оставил в душе [императора] невыносимую тяжесть, с которой он пошёл в могилу. Он был кроток и нежен душой, чтил и уважал все права… а на него пало подозрение в ужаснейшем преступлении – отцеубийстве»
119.Установите соответствие между российскими государями и внешнеполитическими событиями, происшедшими в годы их царствования
РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРИ | СОБЫТИЯ |
А) Алексей Михайлович | 1) «Великое посольство» |
Б) Пётр I | 2) присоединение к России Левобережной Украины |
В) Иван Грозный | 3) начало присоединения Сибири |
Г) Александр I | 4) вхождение Восточной Грузии в состав России |
| 5) присоединение к России Крыма |
120.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVIII – середины XIX в. Верховник, бироновщина, коллегия, министерство, ассамблея, винная монополия. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду
121.Запишите термин, о котором идёт речь. «Общее название участников российского оппозиционного дворянского движения второй половины 1810-х – первой половины 1820-х гг., организовавших антиправительственное восстание во время решения вопроса о переходе власти к новому императору»
122.В «Записке о древней и новой России», написанной в 1811 >., Н.М. Карамзин предупреждает царя об опасностях политического реформизма. «Записка…» Карамзина вызвала недоброжелательное и настороженное отношение Александра I. Предположите, почему самодержавный монарх критически отнёсся к сочинению, настаивающему на незыблемости самодержавного строя. В каких действиях проявились взгляды Александра I на самодержавное правление (укажите не менее двух действий)
123.Какие три из перечисленных ниже положений характеризуют состояние экономики России в первой половине XIX в.? 1) равномерное распределение промышленных предприятий на территории России, 2) господство крепостного труда на рудниках и горных заводах Урала, 3) начало промышленного переворота в текстильной промышленности, 4) аграрный характер экономики, 5) высокий уровень квалификации рабочих, 6) завершение промышленного переворота в тяжёлой промышленности.
124.Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, кто написал письмо,
о котором идёт речь в первом абзаце.
«Я… написала письмо государю, чтобы получить разрешение следовать за мужем…
Вот его ответ: "Я считаю себя обязанным ещё раз повторить предостережения… относительно того, что Вас ожидает, лишь только Вы проедете Иркутск. Впрочем, я вполне предоставляю Вашему личному усмотрению, сударыня, избрать тот образ действий, который будет найден Вами более подходящим в Вашем положении.
1826, 21 декабря Преданный Вам Николай"».
125.Прочтите отрывок из высказывания председателя Совета министров и укажите его фамилию. «Бодрый оптимизм, наблюдаемый в нашей провинции, совпадает с проведением в жизнь земельной реформы. Я полагаю, что прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина, крестьянина-собственника и мелкого землевладельца, а когда эта задача будет осуществлена – гражданственность сама воцарится на Руси… Эта великая задача наша – создание крепкого единоличного собственника, надёжнейшего оплота государственности и культуры – неуклонно проводится Правительством».