Файл: Административное правонарушение общая характеристика. Административное правонарушение понятие, признаки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задачей законодательства об административных правонарушениях является охрана здоровья граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды. В этой связи значительная часть норм Особенной части Кодекса непосредственно направлена на обеспечение и защиту прав граждан в указанных выше сферах. Наряду с нормами, устанавливающими ответственность за нарушения избирательных и иных политических прав граждан, а также их трудовых прав, многочисленные нормы последующих глав Особенной части содержат составы административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан. Предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, к питьевой воде, к организации питания населения, условиям обучения и воспитания. Под страхом административной ответственности запрещается пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. С защитой прав граждан и охраной их здоровья связаны нормы главы 8 Особенной части Кодекса - об административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушения экологических требований.

Охрана всех форм собственности также рассматривается в качестве одной из основных задач законодательства об административных правонарушениях. Так, в главе 7 Кодекса предусмотрена административная ответственность за уничтожение и повреждение, за мелкое хищение чужого имущества, при этом имеется в виду как государственная, так и частная собственность.

С задачами охраны собственности связаны задачи защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. Эту задачу призваны реализовывать многие нормы Кодекса об административной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, правил охраны электрических сетей, правил, направленных на защиту населения и территории страны от опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных растений и животных, правил безопасности движения всех видов транспорта, правил в области связи, защиты информации и т.п.

Охране экономических интересов предпринимателей призваны способствовать нормы, устанавливающие административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, нарушение законодательства о рекламе, неправомерное ограничение свободы торговли, фиктивное банкротство и т.д.


В связи с необходимостью охраны общественного порядка и общественной безопасности в соответствующих главах Особенной части предусмотрена административная ответственность граждан за мелкое хулиганство, т.е. за нарушение общественного порядка, сопровождающееся действиями, выражающими явное неуважение к обществу, за нарушения правил ношения и хранения оружия и патронов к нему. Установлена также административная ответственность физических и юридических лиц за административные правонарушения против институтов государственной власти и порядка управления7.

Законодательство об административных правонарушениях должно способствовать предупреждению административных правонарушений. Эта задача также нашла отражение в нормах Кодекса, которые предусматривают открытость производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение дел о правонарушениях, совершенных лицами от 16 до 18 лет, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением мер воспитательного воздействия. Предусмотрена также возможность освобождения от административной ответственности лица при малозначительности совершенного им административного правонарушения (ст. 2.9).

Таким образом, общим профилактическим объектом является предупреждение административных правонарушений. Видовой объект - специфическая юридическая группа общественных отношений, являющаяся разновидностью родового объекта. В Кодексе видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенное дело, воинский учет8.

2.2. Объективная сторона административного правонарушения.

Содержание объективной стороны включает характер действия или бездействия, которое законодательством квалифицируется как административное правонарушение.

Объективная сторона административного правонарушения - это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который определяет само деяние (хищения, торговля, хранение, уклонение и т.д.), разновидностями которого могут быть действие и бездействие9.

Действие представляет собой активное невыполнение предусмотренных нормой или правилом обязанностей или нарушение запрета (например, нарушение правил охоты).



Бездействие - пассивное невыполнение обязанности (например, правил пожарной безопасности). Иногда одни и те же правила могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например нарушение правил охраны водных ресурсов).

Деяние - стержень, вокруг которого группируются иные признаки объективной стороны (способ, время, место и др.). Очень часто в составе административного правонарушения присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь, грузовой двор) и времени (например, охота, рыболовство, пользование объектами живого мира возможно лишь в разрешенные сроки).

Способ совершения административного правонарушения представляет собой порядок, форму, последовательность действий, приемы, применяемые нарушителем. Так, подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача (ст. 19.2) как раз и характеризует способ изготовления незаконных документов и образует наряду с другими элементами состав административного правонарушения.

Важной составляющей объективной стороны Кодекс определяет в той или иной форме лиц, которые участвуют в административных правонарушениях по поводу:

- неисполнения распоряжения судей или судебного пристава (ст. 17.3);

- невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делам об административном правонарушении (ст. 17.7);

- невыполнения законного распоряжения сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3)10.

Кроме этих лиц, в круг объективной стороны входят те правонарушители, которым виновный оказывал незаконное содействие в государственной регистрации транспортных средств, всех видов механизмов и установок (ст. 19.22), осуществление деятельности по трудоустройству граждан России за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ст. 18.13) и др.

2.3. Субъект административного правонарушения.

Субъектами административного правонарушения являются как физические лица, так и юридические лица:

1.Лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ); юридические лица, предусмотренные статьями раздела II Особенной части Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях ст. 2.10 КоАП РФ.


Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами:

- нарушения земельного законодательства;

- экологические правонарушения;

- нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов;

- нарушения таможенных правил;

- нарушения налогового законодательства;

- незаконное осуществление банковской деятельности;

- нарушения антимонопольного законодательства;

- нарушения пожарной безопасности;

- нарушения санитарных и природоохранных правил;

- нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (ККМ);

- валютные правонарушения11.

2.Должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП);

3.Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории России административные правонарушения. Они подлежат административной ответственности на общих основаниях (ст. 2.6 КоАП).

Среди физических лиц различаются граждане России (государственные и муниципальные служащие, должностные лица, руководители юридических лиц или их собственники и другие категории граждан, с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям), иностранные граждане, лица без гражданства и другие категории физических лиц, являющиеся субъектами административного правонарушения. Для отдельных категорий физических лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания при привлечении их к административной ответственности, для других - ограничение мер применения административной ответственности.

К первой категории физических лиц применимы дополнительные основания, усиливающие меру административной ответственности. К ним можно отнести должностных лиц, водителей транспортных средств, работников торговли и др. Например, некоторые должностные лица становятся субъектами административной ответственности и за несоблюдение установленных правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности. При этом они несут административную ответственность за действия или бездействия свои и подчиненных им лиц. За остальные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.


Вторая категория физических лиц включает военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, беременных женщин, женщин, имеющих малолетнего ребенка, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних (не достигших 18 лет). Для этой группы существует законодательное ограничение мер применения административной ответственности12.

Субъект административного правонарушения не всегда подлежит административной ответственности. Военнослужащие срочной службы за ряд административных правонарушений привлекаются к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5). Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

По общему правилу, содержащемуся в ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Соответственно, в случае если противоправные действия (бездействие), предусмотренные КоАП РФ, совершено лицом, не достигшим шестнадцати лет, то отсутствует такой признак состава административного правонарушения, как субъект.

Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет: такое лицо с учетом данных о нем и конкретных обстоятельств дела может быть освобождено комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Следует отметить, что в ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ речь идет об освобождении от административной ответственности, но не о невозможности производства по делу об административном правонарушении13.

Как установлено ст. 2.8 КоАП РФ, физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, административной ответственности не подлежит. При этом в ст. 2.8 КоАП РФ также законодательно определено понятие состояния невменяемости физического лица: лицо не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.