Файл: В современной социальной психологии выделяют различные типы коммуникативных барьеров. Лупьян Я. А.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Барьеры общения
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации.
В современной социальной психологии выделяют различные типы коммуникативных барьеров.
Лупьян Я.А.
В. Н. Куницына:
В. Н. Куницына:
«Коммуникативный барьер – абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности общающихся». «Социально-психологический барьер – это такое состояние, или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности». Проблема и в том, что «барьеры общения», так или иначе, связаны с личными особенностями коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, получающего информацию), и их системой кодификации и декодификации информации. Обнаружено, что в акте коммуникаций непосредственно слова занимают лишь 7 %;
38 % – это звуки и интонации и
55 % уходит на невербальные коммуникации.

Прежде всего это барьеры непонимания:

- фонетический (языковой),
  • семантический (смысловой), - стилистический (особенности

  • речи),

    - логический (обоснованность выводов) и др.
  • социальные (принадлежность субъектов к разным слоям общества),
  • политические (разные идеология и представления о структуре и смысле власти),
  • религиозные (могут определяться толерантностью самой религии по отношению к представителям другой веры),
  • профессиональные и др.
Неполное непонимание происходит, когда говорят быстро (скороговоркой), невнятно, с акцентом, шепелявя и т.п.
Для смягчения непонимания необходимо использовать паузы, которые прерывают поток речи, тем самым усиливают внимание, подчеркивают сказанное, помогают сделать передышку.

В подобных ситуациях внимание человека концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении к нему говорящего. При этом важно прийти в эмоциональное равновесие (у каждого человека разная эмоциональная возбудимость) и попросить партнера говорить спокойно. Например, в данном случае не будет провокационной фраза:
"Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас пойму". Специалисты утверждают, что тон голоса имеет большое значение для понимания контекста ситуации (например, отношения).
Кроме тона голоса большое значение для эффективного общения играют ударение и тональность речи.
Ошибки в постановке ударений, произношении слов, слова- паразиты и т.п. являются барьером в общении.
Чтобы преодолеть данный фонетический барьер, участникам взаимодействия нужно работать над качеством своей речи, заботясь о ее темпе и тембре, правильном произношении и проставлении ударения.
Жаргон – речь социальной или профессиональной группы, содержащая множество свойственных только этой группе слов и выражений. Существует несколько видов жаргона: научный, профессиональный, подростковый, студенческий и др. Знание культуры и обычаев другой страны помогает избежать неприятностей.
Стиль – отношение формы представлен ной информации к ее содержанию: стилевые характеристики "упакованной" в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию или не соответствовать ситуации и намерениям собеседника. Например, пересказ содержания сказки научным стилем, несомненно, вызовет стилистический барьер.
1) социальные барьеры определяют принадлежность субъектов взаимодействия к разным социальным слоям общества (общение директора (хозяина фирмы) с работниками фирмы по поводу заработной платы);


2) политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти (коммуникация представителей разных партий на выборах или на демонстрации);
3) религиозные барьеры обусловлены терпимостью (толерантностью) самой религии по отношению к представителям другой веры (взаимодействие мусульман и христиан при решении религиозных вопросов.
– страха (ребенка напугал воспитатель, когда ругал другого ребенка; в результате появляется нежелание идти в сад, когда работает этот воспитатель);
– отвращения (когда-то возникшая ненависть к представителю другой расы не дает человеку подружиться);
– брезгливости (человек не хочет пожать руку другому (поприветствовать его), так как рука чем-то испачкана) и др.

СПАСИБО

за общение