Файл: Зарубежные методики образования дошкольников с дцп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подготовьте доклад на тему: «Зарубежные методики образования дошкольников с ДЦП».

Введение

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема профилактики и медико – психолого – педагогической помощи детям с детским церебральным параличом.

В ряде работ Е.Ф. Архиповой, Л.А. Даниловой, М.И. Ипполитовой, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, К.А. Семеновой, К.А Симоновой и др. раскрыты основные направления коррекционной работы, учитывающие психофизические особенности детей, страдающих церебральными параличами.
Основная часть
Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.
Методика Марселя Прокуса рассчитана на работу с детьми в возрасте 4 – 7 лет.

Основным принципом методики является выравнивание психомоторного развития путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь.

Моторная область корригируется по следующим параметрам: нормализация мышечного тонуса, развитие зрительно-моторной, зрительно-слуховой, зрительно- моторно-тактильной координации, совершенствование способности к удержанию равновесия, устранение лишних сопутствующих движений.

Для этого используются комплексы упражнений многонаправленного действия.

  1. Упражнения для развития ощущения своего тела:

массаж и самомассаж,

самообслуживание,

обозначение и показ частей тела,

восприятие себя и других людей в зеркале,

укрепление чувства антигравитации и чувства движения.

2. Упражнения на развитие ориентировки во времени:

знакомство с временными понятиями,

восприятие и воспроизведение ритмов,

восприятие и воспроизведение музыкальных ритмов.

3. Упражнения на развитие ориентировки в пространстве:

знакомство с пространственными понятиями – величина, форма, вес,

ориентировка в собственном теле и в теле окружающих – верхняя и нижняя, правая и левая стороны,

определение направления движения и оценка расстояния,

различение геометрических фигур – круг в 3 года, квадрат в 4 года, треугольник в 5 лет, параллельные линии в 6 лет

занятия с кубиками и с конструктором Lego.

4. Коррекция личности и речи:

логопедические занятия: речь с движением
, звукоподражания, показ и называние предметов на картинках, графические ответы с помощью показа на рисунке, называние букв и цифр, подготовка к обучению письму, развитие жестикуляции, сопровождение речью всей деятельности.

Занятия по методике Прокуса включают 4 этапа.

1 этап. Вводная часть.

В начале занятия можно провести расслабляющий массаж с беседой для осознания схемы тела, а также ритмические упражнения под музыку.

2 этап. Развитие общей моторики.

На этом этапе можно предложить игровые упражнения для тренировки различных видов передвижения.

3 этап. Развитие мелкой моторики.

Предлагается также использовать рисование, лепку и вырезание. При вырезании ребенок удерживает ножницы с тупыми концами в двух больших пальцах обеих рук. Рекомендуется отрывать кусочки бумаги и наклеивать их, выполняя таким образом аппликацию. Кроме того, для развития мелкой моторики можно использовать различные игры.

4 этап. Обобщающий.

Используются комбинированные упражнения на укрепление мышц, развитие схемы тела, развитие пространственной ориентировки, развитие ориентировки во времени, развитие темпо-ритмического чувства.
Методика Э. Мазанек.
Методика Эвы Мазанек представлена как психолого-педагогическая реабилитация, выступающая в качестве одного из разделов комплексного подхода, включающего лечебную, логопедическую работу, обучение кормлению, лечебную физкультуру.

В основу работы положены следующие принципы:

1.Обязательный эмоциональный контакт с ребенком и индивидуальный подход к нему.

2.Обеспечение ребенку чувства безопасности.

3.Активное участие ребенка в работе. Обеспечивается тем, что ребенку объясняют, в чем заключаются его трудности и недостатки.

4 Содержание и материал заданий подбирается не по возрасту, а по возможностям ребенка.

5.Работа проводится в игровой деятельности.

6.Дозировка заданий в соответствии с возможностями ребенка.

7.Постепенное увеличение продолжительности занятий и усложнение их.

8.Повторение и закрепление материала.

9.Поощрение и помощь.

10.Индивидуальный подбор поз ребенка для занятий.

В методике Мазанек выделяются 3 этапа в соответствии с возрастом детей.

1этап. Рассчитан для работы с детьми в возрасте от 0 до 2 лет. Ведущим является сенсомоторное развитие и формирование наглядно-действенного мышления. Вся деятельность сопровождается речью.



Для развития слухового и зрительного восприятия предлагается на 1-м году жизни использовать погремушки, с помощью которых вырабатывается способность к фиксации и прослеживанию. Манипулятивные способности развиваются также с помощью погремушек и других предметов, которые вкладывают в руки ребенка.

На 2-м году жизни сенсорные, манипулятивные и интеллектуальные способности развивают с помощью кубиков, пластмассовых и резиновых игрушек. Ребенка обучают толканию, схватыванию, перекладыванию, раскладыванию. Используются пирамиды, почтовые ящики, постройки из кубиков.

С 15 месяцев жизни ребенка учат рассматривать картинки. Сначала тренируют соотнесение предмета и предметной картинки, а затем уже учат рассматривать картинки в книжках.

2 этап. Ориентирован на детей в возрасте 2–4 лет. Это возраст развития наглядно- образного мышления. Речь развивается с помощью книжек с картинками. Импрессивную речь развивают также с помощью инструкций, состоящих из 1–2 элементов, например,

«возьми куклу и покорми ее».

Детям предлагают манипулятивные и конструктивные игры, рисование пальцем и карандашом, лепку из пластилина, игры с бумагой и песком.

3 этап. После 4 лет занятия проводятся обязательно в детском коллективе.

Отдельное внимание в методике Мазанек уделяется развитию зрительного и зрительно-пространственного восприятия.

С 2 лет ребенка обучают различению основных цветов спектра. Первоначально – различению красного, зеленого, синего и желтого. Знание названий цветов постепенно формируется к пяти годам.

Представления о форме развиваются в следующей последовательности: в 2,5 года обучают находить вертикальные и горизонтальные линии, в 3 года – круг, в 3,5 года – крест, в 4 года – квадрат, в 5 лет – треугольник, в 6 лет – прямоугольник.

С 2 лет ребенку дают игры на составление целого из частей. Сначала используют разрезные картинки, затем доски Сегена, далее – мозаику и пазлы.

С 3 лет формируют представления о величине и количестве, начиная с парадигмы «много-мало».
Методика развития ручной умелости Ирэнэуш Филипяк.
Отдельное внимание в большинстве методик уделяется развитию движений рук и навыков самообслуживания.

Как большинство современных авторов, И. Филипяк первоначально обращается к развитию ручной моторики в онтогенезе. Она отмечает, что у грудного ребенка сначала формируются движения головой, потом движения рук, направленные на хватание и манипулирование, и только потом – способность удержания тела в определенной позиции и перемещения.


В младенчестве ребенок переходит от рефлекторного хватания к произвольному под контролем зрения между 2-м и 4-м месяцами жизни. На 3–4-м месяце ребенок может несколько секунд удерживать в руке предмет. Участие в этом принимают только 3-5 пальцы и прилежащая к ним часть ладони. С 4–5-го месяца начинается довольно длинный период освоения хватания. Базовым движением является протягивание руки в сторону предмета, которое можно наблюдать у 4-месячного ребенка в положении лежа на спине или на животе.

К 5 месяцам ребенок использует «ладонное» хватание, т.е. он прижимает предмет к ладони 2-5-м пальцами, а большой палец только касается предмета. Ладонь сгибается к запястью.

К 6 месяцам хватание становится «ладонно-пальцевым». Оно характеризуется тем, что при согнутой к запястью ладони 2-5-й пальцы толкают удерживаемый предмет к большому пальцу. Затем «ладонно-пальцевый» захват совершенствуется, ладонь уже не сгибается к запястью, и хотя большой палец все еще не участвует в захвате, его активность возрастает.

К 7 месяцам можно наблюдать характерные попытки захвата небольших предметов. При этом ребенок скатывает предмет в середину ладони с согнутыми 1-5-м пальцами (2-3-й пальцы могут быть частично выпрямленными).

К 8 месяцам хватание можно охарактеризовать как «пальцевое». Предмет удерживается между 2-5-м пальцами и большим пальцем, находящимся в оппозиции. Между предметом и ладонью есть видимое пространство. На 8-м месяце жизни движения большого пальца совершенствуются, и это дает возможность удержания мелких предметов «ножницами». Предмет прижимается большим пальцем к боковой стороне согнутого 2-го пальца, 3-5-й пальцы при этом тоже согнуты.

На 9 месяце совершенствуется пальцевый захват. Развиваются движения в лучезапястном суставе, растет оппозиция большого пальца, развиваются изолированные движения указательного пальца, необходимые для щипцеобразного захвата. Попытки щипцеобразного захвата наблюдаются при захвате мелких предметов, но движение неловко в связи с тем, что оно выполняется выпрямленными пальцами.

На 10 месяце ребенок овладевает настоящим щипцеобразным захватом 1-2-м пальцами, при котором большой палец противопоставлен остальным пальцам, а 3-5-й пальцы незначительно согнуты. К году это движение совершенствуется, ребенок может удерживать очень мелкие предметы между кончиками и даже ногтями пальцев.

Решающую роль в развитии манипуляций играет овладение захвата ладонью (5 мес), «ножницами» (8 мес), «щипцами» (12 мес). В дальнейшем произвольные и изолированные движения пальцами совершенствуются. Именно эта последовательность берется за основу в методике автора.


Для развития движений рук И. Филипяк предлагает комплекс упражнений, разработанных на основе метода Эстер Коттон.

Упражнения проводятся сидя за столом. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, что достигается благодаря удобной посадке.

Предлагается несколько последовательных серий упражнений.

Обучение сжиманию рук и манипуляциям согнутыми ладонями. В результате этих упражнений ребенок овладевает способностью удержания предмета в ладонях. Например, он может пить из чашки с двумя ушками.

Обучение выпрямлению рук и манипуляция выпрямленными руками. В результате ребенок может стягивать с себя штаны или рукава.

Обучение дифференцированной работе правой и левой руки проводится в следующей последовательности:

1. Ребенка учат одну руку сжимать в кулак, а другую — выпрямлять.

2. Ребенка учат пользоваться одной рукой, сжатой в кулак, а другой —

выпрямленной.

3. Эти действия совершенствуются в способностях выстукивания ритма, раскрашивания, рисования, самостоятельной еды, причесывания.

4. Проводится обучение захвату палки двумя руками и манипуляциям с ней.

5. Проводится обучение захвату двух палок двумя руками и дифференцированным действиям рук с палками.

6. Упражнения с тонкими палками способствуют развитию движений пальцев.

7. Даются упражнения на соединение ладоней.

8. Упражнения на разворачивание предплечья и плеча.

9. Упражнения, формирующие пальцевый захват.

Развитие действий, совершенствующих произвольное схватывание, также предполагает выполнение нескольких серий упражнений:

1. Обучение изображать пальцами кольцо.

2. Обучение щипцеобразному захвату. Для этого, кроме упражнений, предлагается поднимать мелкие предметы, «играть в карты», перелистывать страницы в книжке.

3. Обучение захвату тремя пальцами. Совершенствуется в действиях рисования, раскрашивания, письма.

4. Развитие движений указательного пальца. Кроме специальных упражнений рекомендуется машинопись, показ и пересчет предметов, перелистывание страниц, письмо пальцем на мокром песке, нажим пальцем на разные предметы.

Выводы
Детский церебральный паралич является одним из наиболее серьезных заболеваний психоневрологического профиля. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов