Файл: Курсовая работа Методы психологического воздействия на человека.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет»
Кафедра «Финансы и менеджмент»
Психология лидерства и командной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
-
«Методы психологического воздействия на человека»
Выполнил ______________
(подпись, дата)
Руководитель работы __________
Тула, 2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………...…4
Глава 1. Механизмы психологического воздействия, их понятие и особенности…………………………………………………………………….6
Глава 2. Влияние механизмов психики на массовое сознание и поведение………………………………………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………12
Введение
В настоящее время человек живет в стремительном мире, происходит постоянное развитие.
Развивается техника, наука, экономика, даже политика, и конечно же развиваются люди.
Люди меняются морально, меняются их ценности, цели, и идеалы, а также потребности и мотивы, но не меняется одно, общение!
Благодаря общению, люди обмениваются информацией, адаптируются к изменению общественной среды. Так же в психологии влияние на человека определяется как процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, меняются цели, оценка, моральные качества человека.
Человек всегда стремится повлиять на другого человека, но и так же он стремится менять сам себя, при помощи общения.
С течением времени, и психологии пришлось меняться, для того чтобы быть на одном уровне с современным человечеством. Современные технологии дают группе людей или вовсе индивиду влиять на такие факторы как, сознание человека, его психика, ценность его взглядов и т.д
При этом, для влияния на человека уже не нужен прямой контакт и взаимодействие с ним.
Если задуматься, то каждый день человек осознанно или неосознанно в разной степени влияет на других, и сам подвергается психологическому воздействию даже не понимая этого.
Все развитие психологического воздействия можно охарактеризовать как поиск ответа на вопрос эффективности данного воздействия, его факторы и направления развития.
В качестве примера, можно привести желания ученых и исследователей разобраться в сущности психологического воздействия
, познания человеком человека и развитие психологической личности как малых групп, так и отдельных индивидов.
Актуальность данной работы заключается в важной значимости психологического воздействия на человека, актуальные проблемы в психологии воздействия, а так же огромное количество теоретических и практических изучений данной темы.
Цель работы: изучить и понять механизмы психологического воздействия.
Задачи работы: выделить и изучить механизмы психологического развития, их особенности и понять влияния психологического развития на человека.
Глава 1. Механизмы психологического воздействия, их понятие и особенности
Понятие «внушение» можно охарактеризовать как влияние одного человека на другого, причем, данное влияние может быть как осознанное, так и неосознанное.
Так же есть и иное понятие внушение, это подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно - психических воздействий.
При помощи внушения человек может давать ложные ощущения, искажать или изменять в нужную ему сторону представления человека о чем либо, его личную оценку, а также оказывать влияние на вегетативные функции человека путем прямого контакта с человеком или же без воздействия.
Как не странно, внушение — это обычный вид человеческого общения, оно может быть как инструмент обычного общения, а может быть и специальным рычагом давления на психику человека, направленного на сообщение информации для создание ложного убеждение и получение от человека изменение восприятия того или иного фактора1.
Но, стоит добавить, что данный вид психологического воздействия невозможен при отсутствии семантического (смыслового) содержания.
Необходимо так же разобрать факторы, которые влияют на повышении внушаемости у человека:
1.Психофизиолоническое состояние человека, его состояние, это может быть состояние покоя или же наоборот, человек может находится в стрессе и не придавать логическому осмыслению информации.
2. Малый уровень знаний в определенной сфере или в сфере, в которой происходит психологическое влияние, внушения.
3. Ограниченный сроки принятия решения, человек может быть специально поставлен в рамки, в срок которых, у него не остается времени на осознанное принятия решения.
К слову, есть еще один тип психологического влияния на человека, так называемое убеждение.
Убеждение – это способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис.
При данном типе психологического воздействия на человека, ему «помогают» в принятии решения не путем ложной информации, а при помощи жизненного опыта, и мировоззрением человека.
Так же необходимо разобраться в природе убеждения, ученые выделяют несколько понятий2:
1.Убеждение представляет собой взгляды человека на мир при помощи его опыта.
2.Убеждения представляет собой взгляды человека на мир по средством изменения его жизненного опыта, а соответственно изменением его мировоззрение с течением времени.
3.Убеждения представляет собой взгляды человека на мир по средством влияния на него социально-психологических факторов.
Для того чтобы убеждения как метод воздействия были наиболее эффективными, они должны отвечать следующим требованиям:
1.Убеждения должны быть рассчитаны на уровень возраста и развития человека и его личности.
2.Убеждения должны быть рассчитаны на уровень индивидуально-психологического развития человека.
3. Убеждения должны содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты - примеры.
4. При убеждении человека, тот, кто убеждает его, сам должен верить в свое убеждение.
Необходимо так же выделить способы убеждений.
1.Прямой – это когда человек сосредотачивает все внимание на благоприятных аргументах. Убеждению лучше всего поддаются люди с аналитическим складом ума. Они полагаются не просто на привлекательность убеждающих обращений, но также и на свою когнитивную реакцию.
2.Косвенный – это когда человек способен влиять случайным факторов, в тех случаях, когда от собеседника не нужен логический анализ ситуации.
Еще одним способом психологического влияния на человека является «заражение»
Заражение – это способность массовой аудитории к воздействию на человека путем определенным образом переданной информации с целью одновременного приведения к определенным действиям большой массы людей.
Если разбирать механизмы заражения, то следует обратится к истории человечества, ведь именно с зарождением человека, как участника социальной группы, появились первые механизмы заражения, например ритуальные танцы, были механизмом заражения целых племен, а потом и народов.
Главным фактором заражения как психологического воздействия служит не способность человека принять самостоятельное решения, принять для себя самостоятельную позицию, и ему приходиться вольно или не вольно ориентироваться на действия окружающих, перенимать их позицию и даже поведения3.
К психологическому воздействию путем заражения подвержены люди с низкими социально-психологическим развитием личности.
Глава 2. Влияние механизмов психики на массовое сознание и поведение
В современной психологии различают два направления психологического влияния на человека:
1.Направленное.
2.Ненаправленное.
Так как цель данной работы изучить и выявить влияния механизмов психологического воздействия человека, мы рассмотрим только направленное направления, так как, данное направление полностью подходить под цели данной работы.
Если выделять механизмы направленного психологического воздействия на человека, то это ранее нами уже рассмотренные внушение и убеждения.
Именно использование данных механизмов мы может сейчас увидеть в современных источниках информации, таких как СМИ.
Ведь в современном мире, СМИ — это не только источник информации, но и инструмент формирования сознания человека, влияние на его мировоззрение, цели, и даже выбор одежды и еды.
Теоретики выделяют СМИ как «манипуляторы сознания», так что это хороший пример, для рассмотрения механизмов психологического воздействия на человека, рассмотрим их более подробно4.
1.Внушение.
Так как мы уже разобрали понятия и формы внушения, то изучим данный вид с точки зрения механизма психологического влияния на человека.
Внушение как механизм психологического влияния на человека заключается в навязывания нужных мыслей и идей человека, путем неосознанного восприятия.
Это ведет к целенаправленному влиянию на восприятия человека, его позицию и принятию нужных решений.
Человек при воздействии внушение не способен контролировать направленное на него психологическое воздействия.
Человеку проще всего внушить то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов.
Но также внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения5.
2.Убеждение.
Убеждение как механизм психологического влияния человека заключается в направлении его на принятие нужного решения путем логического обоснования, с помощью которого человек сам примет для себя решения, думая, что это его истинное решение.
Если же брать примем СМИ из начала, то тут убеждение может быть применено при освещении малозначимых тем, которые не влияют на жизнь человека.
Убеждение эффективно работает при аргументированности информации при психологическом влиянии на человека,
Сделаем вывод, что эффективность убеждение зависит от особенностей убеждающего субъекта, от содержания и формы убеждающего сообщения, способа его передачи, а также от особенностей аудитории, которой оно адресовано.
Заключение
В заключение следует еще раз выделить виды психологического влияния на человека, а именно:
1.Убеждение.
2.Влияния.
3.Заражение.
Так же мы рассмотрели и механизмы психологического воздействия, и выявили их эффективность.
Стоит понимать, что любое психологическое воздействия это препятствие для его свободы выбора.
Любое воздействие или влияние предполагает изменение сознания человека, препятствие для свободы выбора. Многие авторы полагают, что все мы полностью зависим друг от друга и никакого абсолютно свободного выбора, даже мысленного, вообще не существует. В процессе общения применяется большое количество различных способов, методов, приемов социального влияния, психологического воздействия и манипулирования.
Эффективность любого воздействия при прочих равных условиях в значительной мере зависит от степени податливости индивида оказываемому на него воздействию. Это внушаемость индивида (при внушении), конформность (при групповом давлении) и т. п. По-видимому, податливость психологическому воздействию в каждом конкретном случае определяется не одним каким-либо свойством личности, а совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств.