ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.
Признаки конфликта.
Биполярность:
Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.
Активность:
Активность здесь понимается как противодействие и борьба. Для возникновения активности необходим импульс, который задаётся со стороны участника (субъекта) конфликта осознанием самой конфликтной ситуации.
Субъекты конфликта:
Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов. Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением.
Классификация конфликтов по воздействию на деятельность группы или организации.
Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.
Конструктивные: Противостояние такого типа приводит к разрешению конфликта, устранению его причины, развитию обоих участников, улучшению взаимоотношений между ними.
Деструктивные. Такие конфликты ухудшают взаимоотношения между участниками, негативно отражаются на психическом и физическом здоровье каждой из сторон. Проблема при этом остается нерешенной.
По содержанию.
Реалистические: В их основе лежит вполне измеримая и очевидная нехватка ресурсов, неудовлетворенность актуальной потребности одной из сторон и т.д.
Нереалистические. Это конфликты ради конфликтов. Одна или обе стороны выдумывают проблемы и причины на ровном месте, чтобы выпустить свой негатив.
Простой пример реалистического конфликта: в общественном транспорте нет свободных мест, бабушка начала конфликтовать с молодым человеком, который отказался уступить ей место. Простой пример нереалистического конфликта: в общественном месте есть свободные места, но бабушка требует, чтобы молодой человек уступил ей именно свое место.
Виды конфликтов.
Внутриличностный; Межличностный; Внутригрупповой; Межгрупповой; Социальный; Межклассовый и т.д.
Национальный конфликт.
Это противоречия между странами и народами. К причинам таких конфликтов относится:
территориальные споры;
культурные, исторические, экономические и социальные разногласия;
конкуренция при разделении труда;
борьба за ресурсы.
Межличностный конфликт.
Противостояние двух людей имеет свои отличительные особенности:
1. Противоборство происходит здесь и сейчас (лично, по телефону, через интернет).
2. В процессе вскрываются все причины (общие и частные, внешние и внутренние).
3. Это противостояние индивидуально-психологических особенностей (характера, темперамента, воли, интеллекта).
4. Присутствует высокое эмоциональное напряжение, оказываются задействованы все стороны отношений.
5. Конфликт задевает интересы не только двух людей, но и тех, кто с ними живет, общается, работает.
Межличностный конфликт возникает на фоне:
негативной оценки поступков человека, принижения его значимости;
демонстрации превосходства; преуменьшения заслуг другого человека; нарушения личного пространства; угроз, упреков; негативного эмоционального состояния одного из партнеров; перебивания; антипатии.
Конфликт двух людей проходит через следующие этапы
: осознание цели, спор, угрозы, действия, привлечение других, удары, саморазрушение.
Профилактика межличностного конфликта.
Если оппонент агрессивен (кричит, злится), то дайте ему время для разрядки. Просто спокойно ждите. Важно не выглядеть при этом высокомерными. Говорить что-либо точно бессмысленно – вас не услышат.
После попросите по фактам, а не эмоциям выразить недовольство.
Снижайте агрессию смешными, добрыми неожиданными вопросами, но будьте осторожны, так как это применимо не всегда.
Смените «ты» на «я». То есть не «ты меня обманул», а «я чувствую себя обманутым».
Выделите проблему (а не эмоции, симпатии и антипатии) и подумайте, как ее можно решить.
Не ищите виноватых. Примите факт проблемы, представьте, что она возникла у кого-то другого. Как ее можно решить? Выражайте по очереди предложения.
Не забывайтесь тормозить, выжидать, если эмоции снова накаляются.
Помните о том, что всегда нужно уважать свою личность и своего оппонента. Не оценивайте человека, оценивайте поступки. Не «ты необязателен», а «ты не выполнил свою обязанность».
Повторяйте фразы оппонента, уточняйте, правильно ли вы уловили смысл его слов.
Оставайтесь на равной позиции. Не уходите вверх на уровень превосходства, но и не опускайтесь в глазах оппонента.
Не доказывайте. Выскажите или запишите позиции каждой стороны, определите, чего у них общего, а чего отличного.
Не бойтесь искренне извиниться. Это всегда вызывает уважение со стороны оппонента и меняет ход разговора.
Если хотите сказать что-то грубое, недостойное, то лучше ничего не говорите.
Не констатируйте нежелательное состояние оппонента («вот опять бесишься»).
Не переходите на личности и хлопки дверями.
делится:
По длительности: Долгосрочные; Краткосрочные; Разовые; Затяжные; Повторяющиеся.
По объёму: Глобальные; Локальные; Региональные; Групповые; Личные.
По характеру развития:
Преднамеренные; Спонтанные
По сферам общественной жизни:
Экономические (или производственные); Политические; Этнические; Семейно-бытовые; Религиозные.
По условиям развития: Внутренние.
Противоречащие стороны находятся внутри какой-то структуры, системы, группы. Внешние. Конфликтующие стороны относятся к разным структурам, группам, системам. Антагонистические. Возникают между социальными группами, которые категорично настроены друг против друга.
По способу разрешения: Насильственные. Одна из сторон оказывается полностью разрушенной или добровольно выходит из конфликта, сдается. Ненасильственные. Обе стороны активно взаимодействуют, стараются максимально удовлетворить потребности и цели каждой из них.
Другие классификации.
По количеству участников: внутриличностный (конфликт с самим собой, внутренние противоречия); межличностный (конфликт одного человека с другим); конфликт между личностью и группой; конфликт между группами. По сфере: политические, экономические, социальные, организационные. По положению в иерархии: вертикальные (один из участников имеет большие возможности и большую власть); горизонтальные (оба участника наделены равными правами, возможностями и властью). По выраженности противостояния: скрытые (напряжение ощущается, иногда участники косвенно портят друг другу жизнь); открытые (недовольство выражено прямо, участники предпринимают активные действия). Кроме этого, можно выделить конфликты интересов и когнитивные конфликты. Под первыми подразумевается противостояние потребностей и желаний участников. Под вторыми – противоречие убеждений, мыслей, идей.
В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:
Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
Избегание — уход от конфликтной ситуации.
Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.
Соперничество — активное противостояние другой стороне.
Сотрудничество
— попытка прихода к совместному решению.
Формы завершения конфликта.
Разрешение:
Возникает при условии, что участники настроены на полное решение проблемы и устранение противодействия.
регулирование:
Предполагает включенность в процесс завершения конфликта независимого третьего лица. При этом ему важно быть максимально беспристрастным. В результате урегулирования удается повысить доверие сторон, наладит между ними прямой контакт, организовать совместное спокойное обсуждение, действовать в интересах урегулирования конфликта.
Затухание:
Предполагает переход открытого конфликта в скрытый, то есть это прекращение противодействия, но сохранение напряжения.
Устранение:
Предполагает устранение конфликтной ситуации (условий, социальной ситуации, предрасполагающей к конфликту) и инцидента (действий оппонентов). Например, работника могут перевести в другой цех.
Трансформация:
В процессе взаимодействия меняются мотивы и интересы сторон, от чего возникает новый объект конфликта. Иногда трансформация появляется на фоне не полностью решенного конфликта.
Заключение.
Конфликт может возникнуть на фоне любой неудовлетворенной осознаваемой человеком потребности. Согласно пирамиде Абрахама Маслоу, человеку свойственна следующая иерархия потребностей:
физиологические (еда, сон);
в защите и безопасности;
социальные;
в уважении;
в самовыражении (самоактуализации).
Чарльз Диксон, американский психолог сказал: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Люди во многом схожи, но вместе с этим каждый из нас – уникальная личность, индивидуальность со своими интересами, потребностями и убеждениями. В этом состоит и прелесть, и сложность социальных взаимоотношений. Но без них, как известно, немыслима сама жизнь человека. На работе, в семье, на учебе не избежать конфликтов. Но важно пользоваться нашим отличием от животных – разумным интеллектом.
Решать и предотвращать конфликты не сложно, но это требует постоянной практики.