Файл: Профессионального образования башкирский кооперативный техникум курсовая работа.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.
К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым государством в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде утвержденного высшими государственными органами единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов.
Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы. Достоинством консолидации является возможность некоторой расчистки законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.
Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже - подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что, в частности, предопределяет принятие других нормативных актов в данной области, включая законы, в соответствии с его нормами и тем самым - его центральное, системообразующее место в общем комплексе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.
В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный (подотраслевой) характер. В первом случае она выражается в принятии гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права. Во втором - в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т.п.), для которых возможна разработка и некоторых общих положений.[4]
1.3 Классификация источников гражданского права
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это положение служит определенной гарантией единства экономического пространства в РФ, на всей территории которой действуют единые правила, регулирующие гражданский оборот, единые правила осуществления предпринимательской деятельности[5]. Субъекты Федерации не вправе принимать акты по вопросам гражданского права. Исключение составляют вопросы гражданско-правового характера, отнесенные ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Субъектам Федерации предоставлено право принимать нормативные акты, в частности, относящиеся к жилищному законодательству, а также регулирующие вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.[6]
Гражданско-правовые нормативные акты по своей юридической силе распределяются на три группы:
- гражданско-правовые нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу;
- гражданское законодательство (ГК РФ и иные федеральные законы);
- гражданско-правовые нормативные акты, носящие подзаконный характер;
- указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Данная классификация приводится во многих научных и учебных источниках, однако анализ ст. 3 ГК РФ позволяет нам выдвинуть еще одно основание - порядок принятия гражданско-правового нормативного акта. На его основе можно разделить акты на две группы:
1 Гражданско-правовые акты, имеющие характер самостоятельного нормативного акта (гражданское законодательство и Указы Президента РФ).
2 Нормативные правовые акты, имеющие характер сопутствующего акта, то есть акта, принятого на основании и во исполнение актов первой группы (акты, содержащие нормы гражданского права, - постановления Правительства РФ) и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Данная новелла гражданского законодательства, получившая наименование вертикальной иерархии источников права, имела своей целью ограничить подзаконное нормотворчество в сфере гражданского оборота, которое, как показала практика в советский период развития нашего государства, влечет за собой неразбериху в нормативном массиве. Теперь Гражданский кодекс не только перечисляет различные виды федеральных актов, которые могут содержать нормы, регулирующие гражданские отношения, но и предусматривает право на издание и пределы действия каждого из входящих в указанный перечень актов.
Конституция РФ, закрепляющая основы гражданско-правового регулирования, которые развиваются в отраслевом законодательстве.
В сфере гражданского права важнейшим федеральным законом является ГК РФ, определяющий основные начала, понятия и главное содержание всех институтов этой отрасли права. Наряду с ГК РФ и в развитие его положений действует система федеральных законов. Они дают более полное регулирование отдельных институтов гражданского права и постепенно приобретают необходимую стабильность.
Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализацию предписаний ГК РФ и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность в отдельных отраслях народного хозяйства. Несмотря на усиление роли закона, в некоторых хозяйственных сферах, например расчеты, обращение ценных бумаг, перевозки, ведомственные нормативные акты остаются важным правовым регулятором имущественных отношений рынка.
Нормы гражданского права могут также содержаться в законах иных отраслей и в так называемых комплексных законодательных актах, которые имеют своим предметом не только гражданско-правовые, но и отношения других отраслей. Это, прежде всего законы о земле и природных ресурсах, где имеются нормы об их обороте (сделках купли-продажи, аренде, сервитутах). Нормы гражданского права содержатся в Семейном кодексе, в Градостроительном кодексе и ряде других актов комплексного характера.
Другим источником гражданского права является обычай, под которым понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов. Обычай в современных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК РФ и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая, так например в ст. 129-131 Кодекса торгового мореплавания. Обычай не может противоречить нормам законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.
В ГК РФ неоднократно встречаются указания на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. В Российской Федерации были опубликованы обычаи важнейших морских портов. Особенность обычая как источника гражданского права состоит в том, что, в отличие от норм законодательства, он всегда диспозитивен, и поэтому стороны могут от него отступить.
Близкие по своей природе обычаям нормы морали, выражающие нравственные представления и оценки основных слоев общества, источником гражданского права не являются, хотя и лежат в основе многих его понятий. Нормы морали влекут правовые последствия только при наличии о том прямого указания в актах законодательства. Например, в силу ст. 169 ГК РФ недействительными (ничтожными) являются сделки, противные по своей цели не только основам правопорядка, но и нравственности.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Такая общая и четкая формулировка появилась в отечественном праве впервые и имеет принципиальное значение.
Следующий источник - общепризнанные принципы и нормы международного права, которые содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях ООН, решениях Международного суда. Для гражданского права особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав и свобод человека, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН.
Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного их наименования (ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).[7] Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными.
В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Ряд важных норм о договоре купли-продажи сформулирован в гл. 30 ГК РФ на базе положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), которая получила ныне широкое признание (более 60 стран-участниц). Ряд положений этой Конвенции воспринят также в нормах гл. 37 ГК РФ о договоре подряда. Новые транспортные уставы и кодексы, прежде всего КТМ РФ и Воздушный кодекс, широко используют соответствующий международный опыт, закрепленный в действующих транспортных конвенциях.
Сделки не являются источником гражданского права, однако они являются источником право применения. Суд при вынесении решения руководствуется не только нормами права, но и правилами, установленными договором, односторонней сделкой, учредительными документами юридического лица.
Дискуссионным остается вопрос о признании источником права судебной практики, которая складывается из постановлений Пленумов высших судебных инстанций и принципиальных решений по конкретным делам судов разных уровней.
Таким образом, понятие источник гражданского права традиционно охватывается понятием гражданского законодательства. Гражданское законодательство - это совокупность нормативных актов, регулирующих гражданские правоотношения. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) значения.