ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский Государственный Университет

(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психологопедагогическое образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 2
по учебному курсу «Психология детства»

(наименование учебного курса)

Обучающегося

Ксения Владимировна Азязова













Группа

ППОбп-2102а













Преподаватель

Екатерина Владимировна Некрасова














Тольятти 2023
Заполните таблицу «Периодизации, основанные на одном внешнем по отношению к психическому развитию критерии».


Периодизация, стадии

Принцип построения

Достоинства

Недостатки

Гетчинсон

Теория рекапитуляции.
В данной периодизации стадии психического развития соотносились с периодами исторического развития общества. В основе периодизации лежит способ добывания пищи.

Специфическим механизмом перехода от одной стадии к другой является игра.

Периодизация основана на одном критерии развития и недостаточно учитывает изменения признака в процессе развития.

Холл

Рекапитуляция– онтогенез повторяет филогенез.

Ребенок в своем психическом развитии проходит все стадии филогенетического развития психики человека.

Недостаточная обоснованность выводов и слишком сильную обобщенность данных.

Штерн

Психическое развитие ребенка определяется конвергенцией (взаимодействием) двух факторов – наследственность и внещняя среда.

Заложил как теорию конвергенции, так и биогенетическую концепцию.

Наследственность абсолютна индивидуальная, внешняя среда также разная у каждого ребенка в разное время развития.

Заззо

Периодизация созданная по биогенетическому принципу – где онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез.

Этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.

Отсутствует индивидуальный подход к развитию.



Заполните таблицу «Периодизации, основанные на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии».


Периодизации, стадии

Принцип построения

Достоинства

Недостатки

Блонский

Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии – развитие костных тканей, основанная на принципе дентиции – появление и смена зубов. 1.Беззубое детство (0-8 мес)2.Детство молочных зубов (8мес - 6.5 лет).

Легко доступный наблюдению.

Данная периодизация имеет скорее исторический контекст, поскольку для обьяснения особенностей психического развития не используется.

Фрейд

Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии - психосексуальное развитие.

Все максимально просто: критерием развития и периодизации является телесное созревание.

Преувеличение роли сексуальной сферы.

Пиаже

Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии - Развитие интеллекта.

Пиаже выделил схемы действий – способы решения задач разного уровня. В основе - опыт ребенка.

В теории Пиаже не рассматривался вопрос о связи между познанием и эмоциональной сферой, она посвящена только интеллектуальному развитию.

Колберг

Основана на изучении уровня морального развития человека.

Три уровня и 6 стадий нравственного развития.

Не учёл в своих стадиях различия между девочками и мальчиками, а также культур, где сильна ориентация на мнение группы (а не на развитие индивидуума).



Заполните таблицу «Периодизации, основанные на существенных особенностях развития».


Периодизация, стадии

Принцип построения

Достоинства

Недостатки

Выготский

Периодизация, основанная на существенных особенностях психического развития. В основе лежат ведущие деятельности, определяющие возникновения психических новообразований на конкретном этапе развития.

Дает ключ к пониманию того, как изменяется человеческая личность по мере прохождения разных этапов в жизни.

Характеризуется социальной ситуацией развития.

Эриксон

Является автором психоисторической теории. Психосоциальное развитие.

Каждый этап соответствует определенному биологическому возрасту. При успешном прохождении кризиса формируется определенная эго-сила.


Развитие через кризис.

Петровский

Рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.

Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, различные по своим социально-психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы.

Если в каком-то периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация.

Эльконин

Развил представления Л. С. Выготского о возрастном развитии и положил в основу своей периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; личностные новообразования; характер протекания возрастного кризиса.

К основным критериям относится ведущая деятельность, оказывающая наиболее сильное влияние на развитие ребенка. 2 линии развития ребенка: операционально-техническую и мотивационно-потребностную.

Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием между сформированными мотивами и потребностями и возможностями реализации деятельности, которые есть у ребенка.

Леонтьев

Основана на существенных особенностях развития. Критерием возрастной периодизации являются ведущие деятельности.

Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию.

Переодизация должна строиться на основании двух критериев: место ребенка в системе социальных отношений; ведущая деятельность.