ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский Государственный Университет
(наименование института полностью) |
Гуманитарно-педагогический институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.02 Психологопедагогическое образование |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология и педагогика начального образования |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 2
по учебному курсу «Психология детства»
(наименование учебного курса)
Обучающегося | Ксения Владимировна Азязова | |
| | |
Группа | ППОбп-2102а | |
| | |
Преподаватель | Екатерина Владимировна Некрасова | |
| | |
Тольятти 2023
Заполните таблицу «Периодизации, основанные на одном внешнем по отношению к психическому развитию критерии».
Периодизация, стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Гетчинсон | Теория рекапитуляции. В данной периодизации стадии психического развития соотносились с периодами исторического развития общества. В основе периодизации лежит способ добывания пищи. | Специфическим механизмом перехода от одной стадии к другой является игра. | Периодизация основана на одном критерии развития и недостаточно учитывает изменения признака в процессе развития. |
Холл | Рекапитуляция– онтогенез повторяет филогенез. | Ребенок в своем психическом развитии проходит все стадии филогенетического развития психики человека. | Недостаточная обоснованность выводов и слишком сильную обобщенность данных. |
Штерн | Психическое развитие ребенка определяется конвергенцией (взаимодействием) двух факторов – наследственность и внещняя среда. | Заложил как теорию конвергенции, так и биогенетическую концепцию. | Наследственность абсолютна индивидуальная, внешняя среда также разная у каждого ребенка в разное время развития. |
Заззо | Периодизация созданная по биогенетическому принципу – где онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. | Этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. | Отсутствует индивидуальный подход к развитию. |
Заполните таблицу «Периодизации, основанные на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии».
Периодизации, стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Блонский | Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии – развитие костных тканей, основанная на принципе дентиции – появление и смена зубов. 1.Беззубое детство (0-8 мес)2.Детство молочных зубов (8мес - 6.5 лет). | Легко доступный наблюдению. | Данная периодизация имеет скорее исторический контекст, поскольку для обьяснения особенностей психического развития не используется. |
Фрейд | Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии - психосексуальное развитие. | Все максимально просто: критерием развития и периодизации является телесное созревание. | Преувеличение роли сексуальной сферы. |
Пиаже | Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии - Развитие интеллекта. | Пиаже выделил схемы действий – способы решения задач разного уровня. В основе - опыт ребенка. | В теории Пиаже не рассматривался вопрос о связи между познанием и эмоциональной сферой, она посвящена только интеллектуальному развитию. |
Колберг | Основана на изучении уровня морального развития человека. | Три уровня и 6 стадий нравственного развития. | Не учёл в своих стадиях различия между девочками и мальчиками, а также культур, где сильна ориентация на мнение группы (а не на развитие индивидуума). |
Заполните таблицу «Периодизации, основанные на существенных особенностях развития».
Периодизация, стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Выготский | Периодизация, основанная на существенных особенностях психического развития. В основе лежат ведущие деятельности, определяющие возникновения психических новообразований на конкретном этапе развития. | Дает ключ к пониманию того, как изменяется человеческая личность по мере прохождения разных этапов в жизни. | Характеризуется социальной ситуацией развития. |
Эриксон | Является автором психоисторической теории. Психосоциальное развитие. | Каждый этап соответствует определенному биологическому возрасту. При успешном прохождении кризиса формируется определенная эго-сила. | Развитие через кризис. |
Петровский | Рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. | Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, различные по своим социально-психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы. | Если в каком-то периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. |
Эльконин | Развил представления Л. С. Выготского о возрастном развитии и положил в основу своей периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; личностные новообразования; характер протекания возрастного кризиса. | К основным критериям относится ведущая деятельность, оказывающая наиболее сильное влияние на развитие ребенка. 2 линии развития ребенка: операционально-техническую и мотивационно-потребностную. | Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием между сформированными мотивами и потребностями и возможностями реализации деятельности, которые есть у ребенка. |
Леонтьев | Основана на существенных особенностях развития. Критерием возрастной периодизации являются ведущие деятельности. | Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. | Переодизация должна строиться на основании двух критериев: место ребенка в системе социальных отношений; ведущая деятельность. |