Файл: 1. Способы и места хранения машин.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Способы и места хранения машин

Большинство сельскохозяйственных машин (плуги, сеялки, комбайны) из-за узкой специализации и сезонности работ используются а в течение года непродолжительное время, как правило, меньше 10—15% от общего времени. Значительно больше работает трактор Однако и он в течение года имеет длительные нерабочие периоды

При неправильном хранении машин их естественный износ (

коррозия, гниение и другие виды повреждений и разрушений) происходит более интенсивно. Правильное хранение машин обеспечивает их сохранность, предупреждает разрушение и повреждение машинна протяжении периода их эксплуатации, способствует сокращению затрат на техническое обслуживание и ремонт.

Порядок и технические условия хранения установлены ГОСТ 7751—71 «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хра­нения». Правила хранения обязаны знать и строго соблюдать руково­дители, специалисты и механизаторы колхозов, совхозов и других сель­скохозяйственных предприятий и организаций.

Хранение машин складывается из следующих элементов (меро­приятий): а) выбор и подготовка мест хранения; б) подготовка и поста­новка машины,, на хранение; в) контроль _и техническое обслужи­вание машины в период хранения; г) снятие машины с хранения; д) техника безопасности и противопожарные мероприятия при хра­нении машин.

Кратковременное хранение организуется в период полевых работ для машин, которые временно (от 10 дней до 2 месяцев) не исполь­зуются по тем или иным причинам. Длительное хране­ние машин организуется после окончания сезона их использования, а также в периоды, когда перерыв в использовании машин продол­жается более двух месяцев.

Существует три основных способа хранения машин и их деталей: закрытый, открытый и комминированный, которые обусловливаются конструктивными- особенностями машин, природно-климатическими условиями, наличием соответствующих помещений или открытых площадок. В зависимости от принятого способа определяется содер­жание работ по подготовке машин к хранению, в период хранения я при снятии машины с хранения.

Закрытый способ хранения. Закрытый способ хранения (в сарае, гараже, на складе) по сравнению с другими способами позволяет уменьшить затраты труда на выполнение операций, связанных с хра­нением, уменьшить размеры складских помещений для снимаемых С машин агрегатов, узлов и деталей; при этом машины надежно предо­храняются от атмосферных воздействий, солнечной радиации, допол­нительных нагрузок и разукомплектования. Однако этот способ тре­бует значительных затрат на строительство помещений.


Открытый способ хранения. Как показал опыт, при этом способе хранения можно добиться надлежащей сохранности машин при соот­ветствующем оборудовании площадок и подготовке машин к хра­нению. Места для хранения машин выбирают с учетом особенностей их конструкции, расстояний от места работы, технического обслужи­вания и ремонта, а также величины затрат, связанных с их транспорти­рованием. Машинные дворы и секторы хранения на центральных усадь­бах и пунктах технического обслуживания размещают, как правило, • непосредственной близости от ремонтных мастерских. Пере­чень машин, которые должны храниться на центральной усадьбе, ваПТО, в отделениях и бригадах, устанавливает главный инженер хо­зяйства.

Для строительства открытых площадок хранения машин разра­ботаны типовые проекты, например проект «Казгипросовхозводстроя»

для размещения техники на центральной усадьбе крупного хозяйства и проекты «Росгипросельхозстроя» для хранения машин на централь­ной усадьбе и в отделениях (бригадах) на различное количество маши* но мест 119].

, В хозяйствах, не имеющих площадок с твердым покрытием, сле­дует применять бетонные опоры, чтобы предотвратить деформацию длинногабаритных деталей (из-за осадки грунта под обычными под­ставками).

Для хранения противопожарного запаса воды на площадках строят подземные железобетонные резервуары емкостью 100 м3, а на территории размещают ящики с песком и щиты с противопожарным инвентарем.

Электроосвещение открытых площадок обеспечивают от низко­вольтной воздушной сети 380/220 В, проведенной на деревянных опорах с железобетонными приставками. Для охранного освещения применяют светильники типа СПО-300.

Склады для снимаемых с машины при хранении агрегатов, узлов и деталей отапливают от котельной (при мастерской) или от общей системы отопления.

Комбинированный способ хранения. Этот способ предусматривает хранение сложных и дорогих машин, а также машин, имеющих де­тали, изготовленные из резинотекстильных, деревянных и других легко подверженных порче материалов, в закрытых помещениях, а простых машин (плуги, бороны, сцепки и др.) — на открытых пло­щадках. Соотношение между видами машин, хранящихся открытым и закрытым способами, зависит от местных климатических условий, наличия закрытых помещений или средств для их строительства.



Следует отметить, что нельзя сравнивать экономичность закрытого и открытого способов хранения, учитывая лишь стоимость строитель­ства сооружений. Необходимо принимать во внимание преимущества хранения в закрытом помещении, о которых было сказано выше.

2. Организация хранения машин

Ответственность за организацию хранения и сохранность машин по хозяйству в целом возлагается на руководителей и главных инжене­ров (инженеров-механиков) хозяйств, а в отделениях, фермах, брига­дах, гаражах — на руководителей этих производственных подраз­делений. При xранении машин на машинном дворе ответственность за хранение возлагается на заведующето машинным двором.

Подготовка к кратковременному хранению машин должна про­водиться после окончания работ, а- к длительному хранению—не позднее 10 дней с момента окончания работ. Машины по внесению удобрений и ядохимикатов надо готовить к хранению сразу после окончания работ.

Перед постановкой на хранение проверяют техническое состояние машины и проводят очередное техническое обслуживание. Машины должны храниться по видам и маркам с соблюдением интервалов между ними для проведения профилактических осмотров. Минималь­ное расстояние между машинами в одном ряду должно быть не менее 0,7 м, а расстояние между рядами — не менее 6 м.

Ремонтный фонд и отремонтированные машины следует хранить раздельно. Работы по подготовке машин к хранению должны произ­водиться специализированными звеньями или механизаторами под руководством лица, ответственного за хранение (бригадира, механика, мастера-наладчика, заведующего машинным двором).

Постановку машин на хранение и снятие с хранения оформляют приемо-сдаточными актами или записью .в специальном журнале с указанием технического состояния и комплектности машины.

При складском хранении сдача снятых с машин агрегатов, узлов, деталей, инструмента и принадлежностей оформляется описью, прила­гаемой к приемо-сдаточному акту. К агрегатам, узлам, деталям, инструментам и принадлежностям или к ящикам, в которых они хранятся, должны быть прикреплены бирки с указанием марки и хо­зяйственного номера машины.

Машина в ожидании ремонта должна храниться в соответствии с требованиями, установленными для кратковременного хранения. При этом допускается хранение машин с сухими картерами и топ­ливными баками (на бирке делается надпись «Масло из картеров слито»).


В тех случаях, когда машина будет находиться в ожидании ремонта более двух месяцев, ее необходимо подготовить и установить согласно правилам длительного хранения.

Специализированное звено, кроме основной работы по хранению машин в нерабочий период, может дополнительно выполнять: 1) приемку, сборку, регулировку и хранение поступающих в хозяй­ство новых машин; 2) комплектование машин в агрегаты; 3) после-сезонное обслуживание и ремонт несложных машин; 4) реализацию списанных машин.

3. Технология хранения машин

Постановка машин на хранение. При кратковременном хранении машины устанавливают, как правило, комплектно, без снятия с них агрегатов, узлов и деталей.

Хранение машин может осуществляться на станах бригад, в отде­лениях, на фермах и центральной усадьбе хозяйства, а также при ремонтных мастерских в период ожидания ремонта или после его окончания.

; Перед постановкой машины на хранение проводят техническое обслуживание. Топливную систему машины полностью заполняют горючим.

В холодное время года удаляют из системы охлаждения воду.

При хранении машин с пневматическими колесами сроком до 10 дней следует несколько повысить давление в шинах против нор­мального, а при сроке хранения более 10 дней — установить машину на подставки, снизив давление в шинах до 70—80% от нормального. У машин, установленных на подставки, между шинами и опорной поверхностью обязательно должен быть просвет не менее 8—10 см, а сами шины покрывают предохранительной обмазкой.

Все отверстия и щели, через которые атмосферные осадки могут попасть внутрь агрегатов и узлов, закрывают крышками, пробками, заглушками или другими приспособлениями. Полотняные транспор­теры уборочных машин снимают и убирают.
При длительном хранении технологический процесс подготовки машин включает: 1) техническое обслуживание машины (очистку, мойку, смену масла и смазку подшипников); 2) снятие с машины агрегатов и деталей, которые следует хранить в специально оборудованных складских помещениях; 3) закрытие отверстий после снятия агрегатов и деталей и герметизацию корпусов, картеров и бло­ков машин, чтобы внутрь них не проникала влага и пыль; 4) установку машины на подставки и подкладки на закрепленное за ней место хранения на машинном дворе; 5) нанесение защитной смазки на поверхность детали (ее консервация) и подкраску мест с поврежден­ным лакокрасочным покрытием.


Снятые с машин резиновые и резинотекстильные детали нужно хранить в затемненном, отапливаемом и хорошо вентилируемом поме­щении, в котором хранение нефтепродуктов и химикатов запрещается; аккумуляторные батареи — в прохладном помещении с приточно-вытяжной вентиляцией; узлы и детали из металла, древесины и тек­стиля— в сухом вентилируемом помещении.
Контроль и техническое обслуживание машин при хранении.
Пра­вильность хранения машин на открытых площадках и под навесами проверяют не реже одного раза в месяц, а после сильного ветра, снегопада и дождя — немедленно. Правильность хранения машин в закрытых помещениях проверяют через каждые два месяца.

При проверке машины осматривают снаружи, проверяя правиль­ность их установки, устойчивость, отсутствие перекосов и прогибов длинногабаритных деталей, комплектность машин, давление воздуха в шинах, отсутствие течи масла, надежность герметизации отверстий, состояние противокоррозионных покрытий и защитных устройств. Обнаруженные дефекты надо немедленно устранять.

Правильность хранения снятых агрегатов, узлов и деталей про­веряют периодически, причем детали из резины и текстиля каждые 2—3 месяца проветривают, перекладывают, а при необходимости насухо протирают, припудривают тальком, дезинфицируют. У акку­муляторных батарей ежемесячно контролируют уровень и плотность электролита.

Снятие машин с хранения. По окончании хранения машину сни­мают с подставок и подкладок, расконсервируют — очищают от пре­дохранительной смазки, пыли и грязи, удаляют заглушки и другие герметизирующие устройства. Снятые при постановке на хранение агрегаты, узлы, детали, инструмент и принадлежности устанавливают на место, проверяют уровень и плотность электролита, при необхо­димости подзаряжают аккумуляторные батареи.

У тракторов и других машин, имеющих двигатель, прокручивают его стартером или вручную при открытых отверстиях под форсунки или свечи зажигания и проверяют исправность механизмов. Заправ­ляют машину топливом, маслом, водой, пускают и прогревают дви­гатель, проверяют работу его механизмов, затем на малой скорости с поворотами в разные стороны и движением вперед и назад проверяют исправность действия механизмов трансмиссии, ходовой части и руле­вого управления.