ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Способы и места хранения машин
Большинство сельскохозяйственных машин (плуги, сеялки, комбайны) из-за узкой специализации и сезонности работ используются а в течение года непродолжительное время, как правило, меньше 10—15% от общего времени. Значительно больше работает трактор Однако и он в течение года имеет длительные нерабочие периоды
При неправильном хранении машин их естественный износ (
коррозия, гниение и другие виды повреждений и разрушений) происходит более интенсивно. Правильное хранение машин обеспечивает их сохранность, предупреждает разрушение и повреждение машинна протяжении периода их эксплуатации, способствует сокращению затрат на техническое обслуживание и ремонт.
Порядок и технические условия хранения установлены ГОСТ 7751—71 «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения». Правила хранения обязаны знать и строго соблюдать руководители, специалисты и механизаторы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Хранение машин складывается из следующих элементов (мероприятий): а) выбор и подготовка мест хранения; б) подготовка и постановка машины,, на хранение; в) контроль _и техническое обслуживание машины в период хранения; г) снятие машины с хранения; д) техника безопасности и противопожарные мероприятия при хранении машин.
Кратковременное хранение организуется в период полевых работ для машин, которые временно (от 10 дней до 2 месяцев) не используются по тем или иным причинам. Длительное хранение машин организуется после окончания сезона их использования, а также в периоды, когда перерыв в использовании машин продолжается более двух месяцев.
Существует три основных способа хранения машин и их деталей: закрытый, открытый и комминированный, которые обусловливаются конструктивными- особенностями машин, природно-климатическими условиями, наличием соответствующих помещений или открытых площадок. В зависимости от принятого способа определяется содержание работ по подготовке машин к хранению, в период хранения я при снятии машины с хранения.
Закрытый способ хранения. Закрытый способ хранения (в сарае, гараже, на складе) по сравнению с другими способами позволяет уменьшить затраты труда на выполнение операций, связанных с хранением, уменьшить размеры складских помещений для снимаемых С машин агрегатов, узлов и деталей; при этом машины надежно предохраняются от атмосферных воздействий, солнечной радиации, дополнительных нагрузок и разукомплектования. Однако этот способ требует значительных затрат на строительство помещений.
Открытый способ хранения. Как показал опыт, при этом способе хранения можно добиться надлежащей сохранности машин при соответствующем оборудовании площадок и подготовке машин к хранению. Места для хранения машин выбирают с учетом особенностей их конструкции, расстояний от места работы, технического обслуживания и ремонта, а также величины затрат, связанных с их транспортированием. Машинные дворы и секторы хранения на центральных усадьбах и пунктах технического обслуживания размещают, как правило, • непосредственной близости от ремонтных мастерских. Перечень машин, которые должны храниться на центральной усадьбе, ваПТО, в отделениях и бригадах, устанавливает главный инженер хозяйства.
Для строительства открытых площадок хранения машин разработаны типовые проекты, например проект «Казгипросовхозводстроя»
для размещения техники на центральной усадьбе крупного хозяйства и проекты «Росгипросельхозстроя» для хранения машин на центральной усадьбе и в отделениях (бригадах) на различное количество маши* но мест 119].
, В хозяйствах, не имеющих площадок с твердым покрытием, следует применять бетонные опоры, чтобы предотвратить деформацию длинногабаритных деталей (из-за осадки грунта под обычными подставками).
Для хранения противопожарного запаса воды на площадках строят подземные железобетонные резервуары емкостью 100 м3, а на территории размещают ящики с песком и щиты с противопожарным инвентарем.
Электроосвещение открытых площадок обеспечивают от низковольтной воздушной сети 380/220 В, проведенной на деревянных опорах с железобетонными приставками. Для охранного освещения применяют светильники типа СПО-300.
Склады для снимаемых с машины при хранении агрегатов, узлов и деталей отапливают от котельной (при мастерской) или от общей системы отопления.
Комбинированный способ хранения. Этот способ предусматривает хранение сложных и дорогих машин, а также машин, имеющих детали, изготовленные из резинотекстильных, деревянных и других легко подверженных порче материалов, в закрытых помещениях, а простых машин (плуги, бороны, сцепки и др.) — на открытых площадках. Соотношение между видами машин, хранящихся открытым и закрытым способами, зависит от местных климатических условий, наличия закрытых помещений или средств для их строительства.
Следует отметить, что нельзя сравнивать экономичность закрытого и открытого способов хранения, учитывая лишь стоимость строительства сооружений. Необходимо принимать во внимание преимущества хранения в закрытом помещении, о которых было сказано выше.
2. Организация хранения машин
Ответственность за организацию хранения и сохранность машин по хозяйству в целом возлагается на руководителей и главных инженеров (инженеров-механиков) хозяйств, а в отделениях, фермах, бригадах, гаражах — на руководителей этих производственных подразделений. При xранении машин на машинном дворе ответственность за хранение возлагается на заведующето машинным двором.
Подготовка к кратковременному хранению машин должна проводиться после окончания работ, а- к длительному хранению—не позднее 10 дней с момента окончания работ. Машины по внесению удобрений и ядохимикатов надо готовить к хранению сразу после окончания работ.
Перед постановкой на хранение проверяют техническое состояние машины и проводят очередное техническое обслуживание. Машины должны храниться по видам и маркам с соблюдением интервалов между ними для проведения профилактических осмотров. Минимальное расстояние между машинами в одном ряду должно быть не менее 0,7 м, а расстояние между рядами — не менее 6 м.
Ремонтный фонд и отремонтированные машины следует хранить раздельно. Работы по подготовке машин к хранению должны производиться специализированными звеньями или механизаторами под руководством лица, ответственного за хранение (бригадира, механика, мастера-наладчика, заведующего машинным двором).
Постановку машин на хранение и снятие с хранения оформляют приемо-сдаточными актами или записью .в специальном журнале с указанием технического состояния и комплектности машины.
При складском хранении сдача снятых с машин агрегатов, узлов, деталей, инструмента и принадлежностей оформляется описью, прилагаемой к приемо-сдаточному акту. К агрегатам, узлам, деталям, инструментам и принадлежностям или к ящикам, в которых они хранятся, должны быть прикреплены бирки с указанием марки и хозяйственного номера машины.
Машина в ожидании ремонта должна храниться в соответствии с требованиями, установленными для кратковременного хранения. При этом допускается хранение машин с сухими картерами и топливными баками (на бирке делается надпись «Масло из картеров слито»).
В тех случаях, когда машина будет находиться в ожидании ремонта более двух месяцев, ее необходимо подготовить и установить согласно правилам длительного хранения.
Специализированное звено, кроме основной работы по хранению машин в нерабочий период, может дополнительно выполнять: 1) приемку, сборку, регулировку и хранение поступающих в хозяйство новых машин; 2) комплектование машин в агрегаты; 3) после-сезонное обслуживание и ремонт несложных машин; 4) реализацию списанных машин.
3. Технология хранения машин
Постановка машин на хранение. При кратковременном хранении машины устанавливают, как правило, комплектно, без снятия с них агрегатов, узлов и деталей.
Хранение машин может осуществляться на станах бригад, в отделениях, на фермах и центральной усадьбе хозяйства, а также при ремонтных мастерских в период ожидания ремонта или после его окончания.
; Перед постановкой машины на хранение проводят техническое обслуживание. Топливную систему машины полностью заполняют горючим.
В холодное время года удаляют из системы охлаждения воду.
При хранении машин с пневматическими колесами сроком до 10 дней следует несколько повысить давление в шинах против нормального, а при сроке хранения более 10 дней — установить машину на подставки, снизив давление в шинах до 70—80% от нормального. У машин, установленных на подставки, между шинами и опорной поверхностью обязательно должен быть просвет не менее 8—10 см, а сами шины покрывают предохранительной обмазкой.
Все отверстия и щели, через которые атмосферные осадки могут попасть внутрь агрегатов и узлов, закрывают крышками, пробками, заглушками или другими приспособлениями. Полотняные транспортеры уборочных машин снимают и убирают.
При длительном хранении технологический процесс подготовки машин включает: 1) техническое обслуживание машины (очистку, мойку, смену масла и смазку подшипников); 2) снятие с машины агрегатов и деталей, которые следует хранить в специально оборудованных складских помещениях; 3) закрытие отверстий после снятия агрегатов и деталей и герметизацию корпусов, картеров и блоков машин, чтобы внутрь них не проникала влага и пыль; 4) установку машины на подставки и подкладки на закрепленное за ней место хранения на машинном дворе; 5) нанесение защитной смазки на поверхность детали (ее консервация) и подкраску мест с поврежденным лакокрасочным покрытием.
Снятые с машин резиновые и резинотекстильные детали нужно хранить в затемненном, отапливаемом и хорошо вентилируемом помещении, в котором хранение нефтепродуктов и химикатов запрещается; аккумуляторные батареи — в прохладном помещении с приточно-вытяжной вентиляцией; узлы и детали из металла, древесины и текстиля— в сухом вентилируемом помещении.
Контроль и техническое обслуживание машин при хранении.
Правильность хранения машин на открытых площадках и под навесами проверяют не реже одного раза в месяц, а после сильного ветра, снегопада и дождя — немедленно. Правильность хранения машин в закрытых помещениях проверяют через каждые два месяца.
При проверке машины осматривают снаружи, проверяя правильность их установки, устойчивость, отсутствие перекосов и прогибов длинногабаритных деталей, комплектность машин, давление воздуха в шинах, отсутствие течи масла, надежность герметизации отверстий, состояние противокоррозионных покрытий и защитных устройств. Обнаруженные дефекты надо немедленно устранять.
Правильность хранения снятых агрегатов, узлов и деталей проверяют периодически, причем детали из резины и текстиля каждые 2—3 месяца проветривают, перекладывают, а при необходимости насухо протирают, припудривают тальком, дезинфицируют. У аккумуляторных батарей ежемесячно контролируют уровень и плотность электролита.
Снятие машин с хранения. По окончании хранения машину снимают с подставок и подкладок, расконсервируют — очищают от предохранительной смазки, пыли и грязи, удаляют заглушки и другие герметизирующие устройства. Снятые при постановке на хранение агрегаты, узлы, детали, инструмент и принадлежности устанавливают на место, проверяют уровень и плотность электролита, при необходимости подзаряжают аккумуляторные батареи.
У тракторов и других машин, имеющих двигатель, прокручивают его стартером или вручную при открытых отверстиях под форсунки или свечи зажигания и проверяют исправность механизмов. Заправляют машину топливом, маслом, водой, пускают и прогревают двигатель, проверяют работу его механизмов, затем на малой скорости с поворотами в разные стороны и движением вперед и назад проверяют исправность действия механизмов трансмиссии, ходовой части и рулевого управления.