Файл: Зарождение образования. Педагогические идеи эпохи Античности. Педагогическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения. Развитие образования в Новое время. Становление педагогики в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зарождение образования. Педагогические идеи эпохи Античности. Педагогическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения. Развитие образования в Новое время. Становление педагогики в России
1. Зарождение образования
Возникновение любой науки диктуется определенными общественными потребностями. Поэтому и возникновение цикла воспитательных дисциплин является безусловно оправданным. Можно сказать, что обучение и воспитание родились вместе с человеческим обществом, и практически на всем пути развития социума были одной из ведущих его функций. Подчеркивает социальную значимость педагогики и то, что люди на достаточно ранней стадии развития общества осознали необходимость определенного общественного воспитания, хотя в ходе развития цивилизации оно претерпевало различные и не всегда позитивные изменения. Историю воспитания связывают с зарождением семьи – 5 тыс. лет. до н.э., а историю образования с становлением школ – как общественных институтов – 3 тыс. лет. до н.э.
Первые школы возникли в период Древнейших государств. Школьное дело появилось в государствах Междуречья и приобрело профессиональный оттенок. Обучение во всех древнейших государствах за исключением Израильско-Иудейского царства было платным и касалось только мальчиков. Учиться начинали с 5-7 лет, и продолжалось обучение примерно 5-8 лет. Дети осваивали письмо, чтение, счет, учились распознавать болезни, работать с материалами, делить землю, составлять различные договоры. По окончании школы можно было получить три профессии – жреца, писца и воина. Обучение было тяжелым трудом – телесные наказания считались необходимой его составляющей, начинались уроки с восходом солнца и заканчивались с закатом. Однако несмотря на все сложности учащиеся знали, что обучение - это социальная привилегия и фактически пропуск в более достойную жизнь. Системы обучения в государствах Междуречья, Древнем Египте, Древнем Иране и Древней Индии имели много общего. Обучение в Древнем Китае имело более формализованный характер – там появились первые экзамены – процедуры контроля знаний. В Израильско-Иудейском царстве, имевшем сложную религиозную основу жизни, начальное обучение охватывало и девочек, что было необходимо для чтения ими религиозной литературы и соблюдения обрядов. Обучение там было бесплатным, так как считалось, что слово божие дано человеку бесплатно и передаваться оно должно тоже бесплатно. Учителя за свой труд не получали денег, но были очень уважаемыми людьми, родители приносили им подарки, а детям вменялось в обязанность после уроков помогать учителя по хозяйству.
2. Педагогические идеи эпохи Античности
Изначально, в Древнем мире процессы обучения и воспитания не разделялись и непосредственно связывались с жизненным опытом человека: воспитателями и учителями были люди наиболее опытные и взрослые, а сам процесс воспитания, по их мнению, должен был происходить в процессе приобретения других знаний – представлений по организации деятельности.
Человек, знающий, владеющий многими науками – мудрец – философ - во времена античности все это почти синонимы. Педагогика как самостоятельная дисциплина еще не возникала. Прежде всего философы задумывались над проблемой передачи следующим поколениям полезного опыта и знаний, поэтому педагогические школы того времени во многом вырастают из философских учений и способов организации общественной жизни.
В Древней Греции можно выделить две школы, непосредственно занимавшиеся воспитанием молодежи: школа Сократа и спартанская школа.
Школа Сократа – школа досуга, охватывает три поколения: Сократ, Платон, Аристотель. Школой досуга она называлась потому, что свободнорожденные граждане не должны были делать руками ничего, приносящего выгоду, т.е. зарабатывать на жизнь, а учить их следовало тому, как красиво провести досуг, для этого предлагались некоторые ремесла. Греческий идеал образования – математический, над входом в платоновскую академию даже висел лозунг «Не геометр да не войдет». Важно отметить что ученики всех поколений школы досуга уже имели достаточный образовательный уровень, в этой системе проходили своеобразную огранку образования перед тем как поступить в эфебию (ступень социализации, предшествующая отправлению государственных обязанностей). Средний возраст учеников школы досуга 16-18 лет.
Сократ(ок. 469-399 до н.э.) справедливо считается родоначальником педагогики Древней Греции, в Афинах он был известен как крупнейший философ, прославившийся неотразимостью в споре. По роду занятий Сократ был скульптором, и в процессе обучения ваянию он разговаривал со своими многочисленными учениками, обучая их еще и искусству диалога. Философы античности вообще придавали диалогу огромное значение, считая его наиболее разумным способом нахождения правильного варианта ответа на различные вопросы.
Сократ учил своих учеников мыслить логически. Являясь противником догматизма
, он стремился все подвергать критическому анализу, т.е. думать, рассуждать, ничего не принимая на веру. После Сократа не осталось ни одного письменного труда, но его ученики Платон и Ксенофонт слушали и записывали обучающие диалоги Сократа. Благодаря им мы можем заключить, что главное в обучающем методе Сократа - это вопросно-ответная система, суть которой - обучение логическому мышлению. Он заставлял своего ученика последовательно развивать некоторое спорное положение, системой вопросов подразумевающих заранее прогнозируемый ответ, доводя это положение до абсурда, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и помогал ему самому найти правильные ответы.
Платон(ок. 428-347 до н.э.) после смерти своего учителя – Сократа много путешествовал, затем под влиянием общения с пифагорейцами, вернувшись в Афины, основал свою школу – академию (по имени мифического героя Академа). Платон читал лекции и написал множество сочинений в форме диалогов. Школа Платона во многом способствовала систематизации знаний в области математики и астрономии. Но в свете развития педагогики особенно важна его образовательная теория, в основе которой лежит идея о том, что восторг и познание неразделимы, познание Платон не отделяет от любви, а любовь от красоты. Памятуя о том, что «школа» в переводе с латинского – досуг, можно представить себе, что идеальный воспитательный процесс должен быть приятным во всех отношениях и полезным для обучаемых одновременно.
Один из учеников Платона – Аристотель(ок. 384-322 до н.э.) – продолжил и развил его педагогические идеи. Аристотель в течение 20 лет был слушателем Платоновской академии. А затем, после смерти Платона, занимался воспитанием Александра Македонского, а после того, как его воспитанник отправился завоевывать страны и континенты, Аристотель вернулся в Афины и создал Ликей – перипатетическую школу. Обучение в Ликее проходило в свободной неформализованной обстановке: во время прогулок. Аристотель имел обыкновение, читая лекции своим ученикам, прогуливаться по берегу моря. Аристотель в своих научных и философских трактатах охватил почти все доступные для его времени отрасли знаний, внеся многое и в педагогику. Впервые в истории педагогики им была введена возрастная периодизация обучения; он рассматривал воспитание и обучение как средство укрепления могущества государства; считал, что школы должны быть государственными, а воспитание граждан одинаковым; семейное и общественное воспитание он рассматривал как две стороны одного процесса. Кроме того, являясь страстным натуралистом, Аристотель основывал свою воспитательную систему на природолюбии. Важно, что этот принцип, хотя и в преобразованном виде, дошел до наших дней.
Особенное внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, например, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обобщая, можно сказать, что воспитание он рассматривал, как единство физического, нравственного и умственного, причем физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальной компоненте воспитательного процесса.
Таким образом, основой школы досуга можно считать свободное общение учеников и учителя в неформальной обстановке.
Спартанское воспитание. О нем мы имеем представление благодаря Плутарху (ок. 46-127 гг.) – греческому писателю, известному, прежде всего, сравнительным жизнеописанием знаменитых людей Греции и Рима. Он обратил внимание, что правители Спарты уделяли большое значение рождению здоровых детей, отождествляя физическое здоровье с гражданскими и нравственными добродетелями. Рождение здоровых детей связывалось со здоровьем поколения, подчеркивалась, в связи с этим, важность физического воспитания и для девушек. Интеллектуальная компонента обучения была минимальной – обучение чтению и письму, в остальном основой спартанской школы воспитания являлись беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.
Основная заслуга педагогики Древней Греции в том, что она заложила основу для формирования теории и практики обучения молодежи, многое из которой, хотя и в преобразованном виде, сохранилось и в наши дни. Например, можно считать, что вопросно-ответный метод Сократа и теоретические обобщения в разных областях знания заложили основы проблемного метода обучения, а спартанская методика воспитания, в плане приучения к труду в учебном процессе, выносливости и умения побеждать в суровых условиях, недопущение роскоши для обучающихся существует и сегодня в ряде школ и вузов, в частности в Великобритании.
Древний Рим, в отличие от Греции имел грамматический идеал образования. Занятия математикой здесь вытеснила другая идея – идея правового государства, гражданин которого должен был знать законы. Мусическое и гимнастическое воспитание заменили верховая езда, фехтование и плавание. Обучению в школе предшествовало семейное воспитание. Организация семьи была строго патриархальной. Отец – глава семьи в полном смысле слова владел жизнью детей. Отец же нес ответственность за воспитание детей перед общиной, при этом римляне часто брали на воспитание приемных детей, к которым относились так же как и к родным.
В Древнем Риме существовала смешанная культура и школы вели обучение как на латинском, так и на греческом языках. Школьное обучение можно разделить на три ступени: элементарная, грамматическая и риторская школа. В элементарной школе учили и мальчиков и девочек. Набор предметов был небольшим: законы Рима, чтение, письмо и счет. Основная идея элементарной школы - воспитать гражданина правового государства, такого, который в состоянии изучать и соблюдать законы. Именно с этой идеей связано женское начальное образование.
В грамматических школах обучали только мальчиков от 12 до 16 лет. Многие учителя повышенных школ состояли на государственной службе и их труд оплачивало государство. В Римской Империи установился устойчивый школьный канон, регламентировавший содержание образования он выделял девять основных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. Постепенно музыка и архитектура были отсеяны из числа обязательных дисциплин, что дало начало «семи свободным искусствам» - образовательному регламенту эпохи средневековья. Боэций разделил семь свободных искусств на две части: тривиум (грамматическая троица) состоял из грамматики, риторики и диалектики, а квадривиум (математическая четверица) – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Самой высокой ступенью римского образования стали риторские школы, предназначенные для детей аристократов. Основное их назначение состояло в обучении ораторскому искусству. В риторских школах преподавали, в основном государственные деятели, так как искусство говорить красиво и убедительно считалось необходимым атрибутом правителя. Преподавателями риторских школ были Марк Тулий Цицерон, Квинтилиан и другие.
3. Педагогикическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения
Педагогические работы, как и в эпоху античности, появились в рамках философии, теологии и художественной литературы. Для средневековой Европы характерна монополия христианской церкви на образование. У этого явления были как положительные, так и отрицательные стороны. Все школы этого периода делились на внешние и внутренние. И те и другие открывались при монастырях и отличались тем, куда должны были пойти воспитанники после окончания обучения – остаться в лоне церкви или применять свои знания в светской жизни. Монастыри, в связи с этим, стали истинными центрами культуры. Существовала даже поговорка, что монастырь без библиотеки все равно что крепость без оружия. Культурное наследие средневековья огромно. Однако двенадцать столетий очень большой исторический период. В рамках средневековья принято выделять три периода: V-X вв. – раннее средневековье, XI-XIII вв. – расцвет средневековья, XIV -XVI вв. – позднее средневековье, которое также называют эпохой Возрождения. Столь обширный исторический пласт объединил неоднородные по уровню развития образования временные отрезки.