Файл: Фонетикофонематическое недоразвитие.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фонетико-фонематическое недоразвитие

Строганова Вера Васильевна, к.п.н., доцент кафедры дефектологии АСОУ,
stroganovavv@mail.ru,logoinf@mail.ru

Определение

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Место ФФН в ряду других нарушений

ФФН является нозологической единицей психолого-педагогической классификации, разработанной Левиной Розой Евгеньевной. В состав этой классификации также входят ОНР и заикание, а также смешанные формы.
ФФН –является структурной единицей в системе организации логопедической помощи (группа для детей с ФФН).


ФФН не представлена в клинико-педагогической классификации. Однако под понятие «ФФН» попадают формы речевой патологии, объединенные признаком нарушения фонационной, а именно, произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия) при условии сохранности лексико-грамматических средств языка.

Состав группы ФФН

Фонетико- фонематическое недоразвитие


Дислалия


Дизартрия


Ринолалия

Дислалия

Нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ведущий дефект – нарушение фонетико-фонематической стороны речи. Механизм нарушения сводится к задержке онтогенетического хода формирования произносительной стороны речи, к трудностям усвоения многообразия характеристик артикуляционных позиций (способ образования, место образования).

Дизартрия

Нарушение произносительной и просодической стороны речи из-за нарушенной иннервации мышц речевого аппарата (синдромы мышечных и двигательных нарушений органов артикуляции). Механизм дизартрии: апраксия (расстройство праксиса – целенаправленных произвольных движений). Выделяют две формы апраксии: кинестетическую - это нарушение поз и положений органов артикуляции и кинетическую – нарушение переключений органов артикуляции.


Ринолалия

Нарушение звукопроизношения и тембра голоса (по типу открытой и закрытой назализации), обусловленное расстройством механизма нёбно-глоточного смыкания (вело-фарингиальный механизм).

Логопедическое заключение

Логопедическое заключение носит составной характер. На первом месте указывается термин из психолого-педагогической классификации (ФФН, ОНР и т д.). Вторая часть заключения (термин из клинико-педагогической классификации) уточняет специфику дефекта и определяет стратегию индивидуальной работы в группе ФФН.

Логопедическое заключение в группе ФФН

Возможно 6 формулировок логопедического заключения в группе ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие. Исторически сложившаяся абрревиатура: ФФН, а не ФФНР). Как правило, термином ФН (фонетическое недоразвитие) уточняется сохранность фонематического восприятия.
1. ФФН у ребенка с дизартрией
2. ФФН у ребенка с ринолалией
3. ФФН (термин «дислалия» в заключение не выносится)
4. ФН у ребенка с дизартрией
5. ФН у ребенка с ринолалией
6. ФН
Возрастное несовершенство произносительной стороны речи носит название «физиологическая дислалия» (Фомичева М.Ф.)

Онтогенез произносительной стороны речи

Фонематический компонент как часть слухового гнозиса
Физический слух
Речевой слух
Фонематический слух
Фонематическое восприятие
Фонематические представления
Фонематический анализ и синтез


Артикуляционный компонент как часть праксиса
1.

Уровни развития фонематического слуха

1. Первичный. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и фонематические операции сформированы недостаточно.
Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдается нарушение речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

Степени нарушения фонематических процессов

Легкая – недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков, весь остальной состав слова и слоговая структура анализируются правильно.


Средняя – недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонематических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, более грубое нарушение звукового анализа.
Глубокое – неспособность различения отношений между звуковыми элементами, невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности.

Недостатки звукопроизношения у детей с ФФН

Замена звуков более простыми по артикуляции (замена С и Ш на Ф)


Нестабильное использование звуков в различных формах речи


Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков


Искаженное произношение одного или нескольких звуков

Состояние фонематического восприятия у детей с ФФН

1. Нечеткое различении на слух фонем в собственной и чужой речи
2. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза
3. Затруднения при анализе состава речи

Ведущий дефект

Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи, снижена способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонематического состава языка. В некоторых случаях при фонематическом недоразвитии отмечается нарушение просодической стороны речи. Возможны некоторые пробелы в формировании самых сложных (поздно формирующихся) лексико-грамматических категориях. Коррекционная работа по постановке звуков не гарантирует спонтанного формирования фонематических процессов.


Комплектование групп для детей с ФФН проводится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в рамках которой проводится комплексное обследование детей.
Необходимые документы:
Выписка психоневролога (указание на анамнез, поражение ЦНС, состояние интеллекта)
Заключение врача оториноларинголога (состояние физического слуха, наличие ЛОР-заболеваний)
Логопедическая характеристика (состояние речевой и языковой системы, примеры речевой продукции ребенка)
Педагогическая характеристика


Педагогическая характеристика

Мотивационная сфера
Трудности при выполнении заданий
Усидчивость и переключаемость
Критичность
Зона ближайшего развития, как принимает помощь.
Игровая деятельность.
Важно динамическое наблюдение и уточнение логопедического заключения.