Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Родной язык Практическое занятие 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Родной язык

Практическое занятие 2.


Выполнил:

Обучающийся Гареева Альбина Ралифовна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Спишите слова, расставьте в них ударение. Выберите из списка предложенных слов такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением; составьте с этими словами предложения так, чтобы у вас получился текст, запишите его.
ЗнАмение, зимОвщик, зАсветло, заИндеветь, вероисповЕдание, кладовАя, дОнизу, ненадОлго, Обнял, христианИн, Иконопись, вЕчеря.
Мой сосед по вероисповеданию христианин, он ложится спать в своей темной кладовой, которая сверху донизу забита старыми вещами . На следующий день он встаёт засветло и после вечери ненадолго подходит к заиндевелой иконописи, которая стоит у него в углу комнаты, обнимает ее , каждый раз думая о знамении.
Произведите фонетический и морфемный разборы слов знамение, кладовая, донизу.
Знамение
знамение — слово из 4 слогов: зна-ме-ни-е. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [знам’ин’ий’э]
з [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
н [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а [а] — гласный, ударный
м [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
е [и] — гласный, безударный
н [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и [и] — гласный, безударный
е [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[э] — гласный, безударный
В слове 8 букв и 9 звуков.
Части слова: знамени/е
Состав слова:
знамени — корень,
е — окончание,
знамени — основа слова.
Кладовая
Ударение ставится на 3-й слог, на букву а — кладова́я.
Транскрипция слова: [кладавай’а]
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)

о — [а] — гласный, безударный
в — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
я — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[а] — гласный, безударный
В слове 8 букв и 9 звуков.

Части слова: клад/ов/ая
Состав слова:
клад — корень,
ов — суффикс,
ая — окончание,
кладов — основа слова.

Донизу.
Ударение: донизу — ударение падает на 1-й слог

Транскрипция слова: [дон’изу]
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и — [и] — гласный, безударный
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
у — [у] — гласный, безударный
В слове 6 букв и 6 звуков.

Части слова: до/низ/у
Состав слова:
до — приставка,
низ — корень,
у — суффикс,
нет окончания,
донизу — основа слова
Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
1. Античный, классический, врожденный, прирожденный, гостеприимный, радушный, хлебосольный, губительный, пагубный, единый, один, длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный
мифология, языки, талант, ум, прием, хозяин, человек, влияние, действие, миг, момент, воздействие, период, путь, сборы, кредит.
2. Выдвинуть, высказать, исправить, найти, устранить, обрести, найти, наложить, оставить, обнаружить, открыть, доказать, обосновать, предвещать, предсказать, расширить, увеличить, повысить.
гипотеза, догадка, недостатки, ошибки, опора, поддержка, отпечаток, след, закон, закономерность, теорема, теория, поражение, успех, возможности, потенциал.

1.Античная мифология, классический язык, врождённый талант, прирождённый ум, гостеприимный хозяин, радушный человек, хлебосольный приём, губительное действие, пагубное влияние, единый миг, один момент, длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, долговременный кредит, продолжительный период.

2. Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки, обрести поддержку, найти опору, наложить отпечаток, обнаружить закономерность, открыть закон, оставить след, доказать теорему, обосновать теорию, предвещать поражение, предсказать успех, расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.



Задание 3. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.
Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.
Добрый день - добротный пиджак , дружеский кружок - дружественный народ, дефектный экземпляр книги - дефективный ребенок , конструкторский проект – конструктивный план , эффектный жест – эффективный метод , блудить украдкой - блуждать по степи , отражать действительность - отображать мир , проводить операцию – производить потомство, представить паспорт – предоставить помощь, опробовать новый велосипед – апробировать новый метод ,укрывать одеялом – скрывать лицо, осудить человека – обсудить доклад , внедрить новшество – новинка науки и техники ,собирать урожай - высокая урожайность, кроткое существо – сущность открытия .
Задание 4. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания данных текстов.
А. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем (Из учебника «Русский язык. Теория».)
Б. Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса –н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. Шанский. «В мире слов».)
В. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. ( Из словаря.)
Г. Слово «витамин» - международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский.)
· К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свой ответ.
· Вспомните, что такое термины. Выпишите из второго текста слова-термины.

· Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? Сделайте вывод.
· Понаблюдайте, какие предложения характерны для научного стиля (простые или сложные). Сделайте вывод.
· Подберите отрывки из родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа (сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, рассказы и других выдающихся произведений культуры своего народа), в которых говорится о явлениях, представленных в отрывках упражнения.
В первом тексте я узнала статистику слов русского литературного языка ,которые употребляются в любом стиле речи.
Из второго текста узнаю о происхождении прилагательного «синий».
В третьем тексте информации по поводу названия птицы.
В нем мы узнаем , что птица прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. Информации на мой взгляд недостаточно .
Из четвертого текста узнали о термине слова «витамин».
К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свой ответ.
Данные тексты я бы отнесла к научному стилю. В текстах имеется сообщение научных сведений ,научное объяснение фактов , терминологическая и профессиональная лексика. Научный стиль используется с целью сообщения и передачи информации .В текстах есть смысловая точность .
Вспомните, что такое термины. Выпишите из второго текста слова-термины.
Термин – слово или словосочетание, являющееся точным обозначением определенного понятия в области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.д. Термином может быть слово или словосочетание, но соотнесенность их всегда однозначна. Термин всегда указывает на одно понятие или один объект (либо несколько одинаковых объектов).
Во втором тексте термины: прилагательное, суффикса, основы и глагол.
Прилагательное часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «какой»/«чей»
Суффикс — значимая часть слова, находящаяся после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов или форм слов.
В русском языке слова с суффиксом н отличаются от других лексем. Каждый суффикс несет в себе смысл. Он добавляются не просто так, а только в тот момент, когда это нужно, чтобы придать слову новый смысл.
Основа слова — это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов, в которой заключено его лексическое значение. Основа противопоставлена окончанию
, потому что она постоянна, а окончание изменяется.
Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? Сделайте вывод.
Все слова в тексте употребляются в прямом смысле слова. Преобладает терминология. Терминологическая лексика (термины) — слова или составные наименования (устойчивое словосочетание), которые являются точными обозначениями специальных понятий из области науки, техники, права, спорта, искусства и т.д.
Понаблюдайте, какие предложения характерны для научного стиля (простые или сложные). Сделайте вывод.
Для текстов научного стиля речи характерно употребление сложных предложений, предложений с однородными членами.
Подберите отрывки из родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа (сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, рассказы и других выдающихся произведений культуры своего народа), в которых говорится о явлениях, представленных в отрывках упражнения.
Приметы

Снегирь запел – быть вьюге.

Снегири зимой скрипят – на снег, слякоть.

Ю. Дмитриев «Снегирь»
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание — жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.

Стихи для детей
От простуды и ангины
Помогают витамины
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.


Автор: Елена Тихонова
Маленькие, как пылинки,
Есть на свете витаминки.
Знают взрослые и дети
Как нужны малютки эти.
Надо все любить продукты
Мясо, овощи и фрукты.
Витаминов много есть,
Их количество не счесть.
В творожке и молоке,
В колбасе или муке,
Витаминов много в сыре,
В вишнях, яблоках, инжире.
Есть в сгущёнке и тушёнке,
Много в жареной печёнке.
В клюкве, ежевике, сливе,
В груше, дыне и маслине.
В рыбе, масле и сметанке,
В кукурузе, редьке, манке.
Витамины в простокваше,
В гречневой, полезной каше.
В соке, ряженке, кефире,
В мармеладе и пломбире.
Нам всего не перечесть,
Витамины всюду есть.
Они - полезные друзья!
Их огромная семья
Нам поможет крепче стать.
Мы должны о них все знать!