Файл: Методологические основы и объект менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практические занятия по теме:

Методологические основы и объект менеджмента

Задание вариант 1

Используя характеристики, представленные в таблице 1, заполнить таблицу 2.

Таблица 1 – Характеристики «управления» и «менеджмента»


Вариант 1

Вариант 2

1. Объем понятия. Управление процессами в обществе, в технике, в природе. Управление предприятиями, организациями.

1. Критерий оценки управленческих решений. Экономическая целесообразность. Социальный эффект.

2. Регулятор производства. Рынок. План.

2. Получение прибыли. Интерес предприятия. Выполнение плана.

3. Контрольно-распределительные. Функции органов управления вышестоящих организаций. Регулирующие и консультативные.

3. Элементы механизма функционирования предприятия. Соревнования и гласность. Конкуренция и коммерческая тайна.

4. Экономические, социально-психологичес-кие, административные. Использование методов. Преимущественно административные.

4. Авторитарный. Демократический. Тип руководителей.

5. Инициатива "наказуема". Человеческий фактор. Активизация человеческого фактора.

5. Принцип управления. Децентрализация. Централизация.


Таблица 2 – Сравнительная характеристика понятий «управление» и «менеджмент»

Признаки

Управление (в плановой экономике)

Менеджмент (в рыночной экономике)











Пример выполнения задания №1:

  1. Многообразие форм собственности, Собственность, Государственная.

Сравнительная характеристика понятий «управление» и «менеджмент»

Признаки

Управление (в плановой экономике)

Менеджмент (в рыночной экономике)

Собственность

Государственная

Многообразие форм собственности


Задание вариант 2

В настоящее время все больше внимания уделяется развитию профессионального и творческого потенциала работников, формированию предпринимательской этики, поддержанию высокой ответственности за качество продукции, работу и судьбу фирмы в целом.

Службы управления человеческими ресурсами руководствуются следующими принципами:

- подчеркивать уважение к индивидуальности и ценности каждого человека путем поощрения высокой производительности труда;

- поддерживать доверительные отношения и уважение работников друг к другу;

- нести ответственность за обучение и повышение профессионализма персонала;

- поощрять инициативу каждого, одновременно поддерживать свободную творческую деятельность;

- стимулировать принятие на себя ответственности в сложных ситуациях;

- предоставлять каждому работнику возможности для реализации его индивидуальных способностей;

- лучше расставлять кадры;

- повышать ответственность за развитие трудового потенциала персонала;

- обеспечивать справедливую оплату труда;

- оценивать результаты работы по достижению поставленных целей».

Вопросы

1. Какие принципы управления персоналом вы добавили бы в предложенный список?

2. Должны ли учитываться особенности национального менталитета в работе службы управления человеческими ресурсами?

Задание вариант 3

Расставьте нижеперечисленные источники власти в порядке наибольшей значимости для Вашей организации:

- обладание информацией;

- деловые связи и знакомства;

- принуждение;

- личный пример;

- высокий профессионализм;

- справедливое вознаграждение;

- традиции и обычаи, принятые в организации

Дайте пояснение почему вы расставили источники в такой последовательности.

Задание вариант 4

Из перечисленного списка определите полномочия, которые, на Ваш взгляд, может делегировать руководитель среднего звена руководителям низшего звена, а которые нет:

- функции поощрения и наказания сотрудников;

- рутинную работу;

- решения по рискованным проектам;

- распределение обязанностей сотрудников;

- срочные дела;

- стратегические решения;

- распределение ресурсов;

- оперативные задачи;

- составление оперативных планов;

- вопросы координации работы со смежным подразделением;

- контроль работы своего подразделения (самоконтроль);

- контроль работы смежного подразделения;



- прием на работу новых сотрудников;

- принятие решения об увольнении сотрудников;

- ознакомление гостей с организацией;

- изложение на общем собрании программы работы на будущий год;

- участие в совещании по обмену опытом.
Задание вариант 5

Дайте характеристику принципам менеджмента, представленным в таблице 3.

Таблица 3 – Принципы менеджмента

№ варианта

Принципы менеджмента

1

1. Разделение труда. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие. 5. Единство действий. 6. Подчиненность интересов. 7. Вознаграждение персонала.

2

1. Централизация. 2. Линия власти. 3. Порядок. 4. Справедливость. 5. Стабильность персонала. 6. Инициатива. 7. Корпоративный дух.

Задание вариант 6

Разработайте модель (схему) взаимодействия субъекта и объекта управления, используя понятия «цель», «воздействие», «реакция», «обратная связь», «итерация».

Задание вариант 7

Назовите наиболее подходящие методы управления студенческой аудиторией; посетителями, ожидающими приема у врача; бригадой лесозаготовителей; пожарной командой; научным коллективом.

Задание вариант 8

Опишите внешнюю среду конкретного предприятия или организации любой сферы деятельности (промышленное предприятие, вуз, магазин, банк, школа и т. д.) с выделением факторов прямого и косвенного воздействия. Заполните таблицу. Приведите характеристику внешней среды (с точки зрения сложности, подвижности, неопределенности внешней среды) для анализируемого объекта. Проведите анализ поведения элементов системы при изменении факторов внутренней и внешней среды, при этом следует рассмотреть изменение не менее двух факторов внешней среды и не менее двух факторов внутренней среды организации, как «положительных», так и «отрицательных», но обязательно нужно исследовать их всестороннее влияние, когда «отрицательный фактор» становится положительным, и наоборот. При построении цепочек должны быть исследованы изменения всех элементов системы. Например, сокращение объемов производства на предприятиях при переходе к рыночным условиям вследствие неконкурентоспособности выпускаемой продукции привело, помимо ухудшения социально-экономических условий, к улучшению экологической ситуации в регионе.


Методические рекомендации к выполнению задания:

Перечень вероятных сильных и слабых сторон фирмы, а также возможностей и угроз.

Сильные стороны фирмы:

  1. высокая компетентность персонала;

  2. лидирующая доля в рынке;

  3. четко определенная миссия и стратегия фирмы;

  4. рост заказчиков;

  5. хорошая репутация на рынке;

  6. увеличение сегментов рынка;

  7. преимущество в качестве;

  8. преимущества в цене;

  9. прибыль выше средней;

  10. технологические и инновационные возможности выше средних;

  11. высокий темп роста продаж;

  12. надежные источники финансирования;

  13. низкая себестоимость;

  14. отсутствие сезонного колебания продаж;

  15. модернизация производства.

Слабые стороны фирмы:

- необходимость значительных инвестиций;

- высокие издержки производства;

- убыточность;

- отсутствие оборотных средств;

- отсутствие наличных денег;

- высокие долги.

Возможности:

- выход на новые рынки или сегменты рынка;

- увеличение масштабов производства;

- расширение ассортимента выпускаемого продукта;

- добавление сопутствующих продуктов;

- возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

- государственная поддержка отрасли;

- научно-технические изобретения, дающие возможность проведения инноваций;

- возникновение новых потребностей;

- ослабление рыночных позиций конкурента;

- открытие новых видов ресурсов;

- появление дополнительных источников инвестирования.

Угрозы:

- возможность появления новых конкурентов;

- замедление роста рынка;

- возрастающее конкурентное давление;

- появление на рынке товаров-субститутов;

- скупка патентов фирмой конкурентом;

- неблагоприятные демографические изменения;

- финансовые кризисы;

- ухудшение экологической обстановки.

Задание вариант 9

На собрании акционеров АО «N», уставный капитал которого разделен на 100 000 акций, присутствовали акционеры и их правомочные представители, обладающие 50 500 акциями.

В повестку дня был включен вопрос о назначении генерального директора и выдвинута кандидатура Иванова И.И. «За» его назначение проголосовали акционеры и их правомочные представители, обладающие 25 250 акциями, «против» – 250 акциями, «воздержалось» – 25 000 акциями.

У собрания акционеров возникло сомнение в правомочности принятого решения, и оно проголосовало квалифицированным большинством голосом за внесение изменений в Устав, согласно которым полномочия по назначению генерального директора передаются Совету директоров АО.


Вопрос: Прокомментируйте правомерность принятых Собранием акционеров решений.
Задание вариант 10
В настоящее время наблюдается тенденция к резкому сокращению объема продаж продукции предприятия. При обсуждении на заседании Дирекции были выдвинуты следующие предложения по выходу из кризисной ситуации:

  1. Повысить качество выпускаемой продукции до уровня, превышающего качество аналогичной продукции конкурентов.

  2. Развернуть собственную торговую сеть и снизить розничные цены за счет существенного уменьшения розничных расценок.

  3. . Сократить ассортимент выпускаемой продукции, исключив из него нерентабельные и малорентабельные виды продукции, с целью снижения удельных издержек на остальные виды выпускаемой продукции и соответствующего снижения оптово-отпускных цен.

Вопрос: Какую первичную информацию необходимо иметь для принятия правильного решения на заседании Дирекции?

Практические занятия по теме:

Функция и структура менеджмента организации

Задание вариант 1

В соответствии с таблицами 4,5 определите соответствие краткого содержания перечисленным подходам менеджмента.

Вариант 1

Таблица 4 – Научные подходы менеджмента

Научный подход

Краткое содержание

1. Административный

Б) Устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления

2. Воспроизводственный

Г) Регламентирует функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах

3. Динамический

Е) Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности

4. Интеграционный

А) Ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами

5. Количественный

Ж) Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя

6. Комплексный

В) Учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента

7. Маркетинговый

Д) Сущность заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и т.д.