ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практические занятия по теме:
Методологические основы и объект менеджмента
Задание вариант 1
Используя характеристики, представленные в таблице 1, заполнить таблицу 2.
Таблица 1 – Характеристики «управления» и «менеджмента»
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Объем понятия. Управление процессами в обществе, в технике, в природе. Управление предприятиями, организациями. | 1. Критерий оценки управленческих решений. Экономическая целесообразность. Социальный эффект. |
2. Регулятор производства. Рынок. План. | 2. Получение прибыли. Интерес предприятия. Выполнение плана. |
3. Контрольно-распределительные. Функции органов управления вышестоящих организаций. Регулирующие и консультативные. | 3. Элементы механизма функционирования предприятия. Соревнования и гласность. Конкуренция и коммерческая тайна. |
4. Экономические, социально-психологичес-кие, административные. Использование методов. Преимущественно административные. | 4. Авторитарный. Демократический. Тип руководителей. |
5. Инициатива "наказуема". Человеческий фактор. Активизация человеческого фактора. | 5. Принцип управления. Децентрализация. Централизация. |
Таблица 2 – Сравнительная характеристика понятий «управление» и «менеджмент»
Признаки | Управление (в плановой экономике) | Менеджмент (в рыночной экономике) |
| | |
Пример выполнения задания №1:
-
Многообразие форм собственности, Собственность, Государственная.
Сравнительная характеристика понятий «управление» и «менеджмент»
Признаки | Управление (в плановой экономике) | Менеджмент (в рыночной экономике) |
Собственность | Государственная | Многообразие форм собственности |
Задание вариант 2
В настоящее время все больше внимания уделяется развитию профессионального и творческого потенциала работников, формированию предпринимательской этики, поддержанию высокой ответственности за качество продукции, работу и судьбу фирмы в целом.
Службы управления человеческими ресурсами руководствуются следующими принципами:
- подчеркивать уважение к индивидуальности и ценности каждого человека путем поощрения высокой производительности труда;
- поддерживать доверительные отношения и уважение работников друг к другу;
- нести ответственность за обучение и повышение профессионализма персонала;
- поощрять инициативу каждого, одновременно поддерживать свободную творческую деятельность;
- стимулировать принятие на себя ответственности в сложных ситуациях;
- предоставлять каждому работнику возможности для реализации его индивидуальных способностей;
- лучше расставлять кадры;
- повышать ответственность за развитие трудового потенциала персонала;
- обеспечивать справедливую оплату труда;
- оценивать результаты работы по достижению поставленных целей».
Вопросы
1. Какие принципы управления персоналом вы добавили бы в предложенный список?
2. Должны ли учитываться особенности национального менталитета в работе службы управления человеческими ресурсами?
Задание вариант 3
Расставьте нижеперечисленные источники власти в порядке наибольшей значимости для Вашей организации:
- обладание информацией;
- деловые связи и знакомства;
- принуждение;
- личный пример;
- высокий профессионализм;
- справедливое вознаграждение;
- традиции и обычаи, принятые в организации
Дайте пояснение почему вы расставили источники в такой последовательности.
Задание вариант 4
Из перечисленного списка определите полномочия, которые, на Ваш взгляд, может делегировать руководитель среднего звена руководителям низшего звена, а которые нет:
- функции поощрения и наказания сотрудников;
- рутинную работу;
- решения по рискованным проектам;
- распределение обязанностей сотрудников;
- срочные дела;
- стратегические решения;
- распределение ресурсов;
- оперативные задачи;
- составление оперативных планов;
- вопросы координации работы со смежным подразделением;
- контроль работы своего подразделения (самоконтроль);
- контроль работы смежного подразделения;
- прием на работу новых сотрудников;
- принятие решения об увольнении сотрудников;
- ознакомление гостей с организацией;
- изложение на общем собрании программы работы на будущий год;
- участие в совещании по обмену опытом.
Задание вариант 5
Дайте характеристику принципам менеджмента, представленным в таблице 3.
Таблица 3 – Принципы менеджмента
№ варианта | Принципы менеджмента |
1 | 1. Разделение труда. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие. 5. Единство действий. 6. Подчиненность интересов. 7. Вознаграждение персонала. |
2 | 1. Централизация. 2. Линия власти. 3. Порядок. 4. Справедливость. 5. Стабильность персонала. 6. Инициатива. 7. Корпоративный дух. |
Задание вариант 6
Разработайте модель (схему) взаимодействия субъекта и объекта управления, используя понятия «цель», «воздействие», «реакция», «обратная связь», «итерация».
Задание вариант 7
Назовите наиболее подходящие методы управления студенческой аудиторией; посетителями, ожидающими приема у врача; бригадой лесозаготовителей; пожарной командой; научным коллективом.
Задание вариант 8
Опишите внешнюю среду конкретного предприятия или организации любой сферы деятельности (промышленное предприятие, вуз, магазин, банк, школа и т. д.) с выделением факторов прямого и косвенного воздействия. Заполните таблицу. Приведите характеристику внешней среды (с точки зрения сложности, подвижности, неопределенности внешней среды) для анализируемого объекта. Проведите анализ поведения элементов системы при изменении факторов внутренней и внешней среды, при этом следует рассмотреть изменение не менее двух факторов внешней среды и не менее двух факторов внутренней среды организации, как «положительных», так и «отрицательных», но обязательно нужно исследовать их всестороннее влияние, когда «отрицательный фактор» становится положительным, и наоборот. При построении цепочек должны быть исследованы изменения всех элементов системы. Например, сокращение объемов производства на предприятиях при переходе к рыночным условиям вследствие неконкурентоспособности выпускаемой продукции привело, помимо ухудшения социально-экономических условий, к улучшению экологической ситуации в регионе.
Методические рекомендации к выполнению задания:
Перечень вероятных сильных и слабых сторон фирмы, а также возможностей и угроз.
Сильные стороны фирмы:
-
высокая компетентность персонала; -
лидирующая доля в рынке; -
четко определенная миссия и стратегия фирмы; -
рост заказчиков; -
хорошая репутация на рынке; -
увеличение сегментов рынка; -
преимущество в качестве; -
преимущества в цене; -
прибыль выше средней; -
технологические и инновационные возможности выше средних; -
высокий темп роста продаж; -
надежные источники финансирования; -
низкая себестоимость; -
отсутствие сезонного колебания продаж; -
модернизация производства.
Слабые стороны фирмы:
- необходимость значительных инвестиций;
- высокие издержки производства;
- убыточность;
- отсутствие оборотных средств;
- отсутствие наличных денег;
- высокие долги.
Возможности:
- выход на новые рынки или сегменты рынка;
- увеличение масштабов производства;
- расширение ассортимента выпускаемого продукта;
- добавление сопутствующих продуктов;
- возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
- государственная поддержка отрасли;
- научно-технические изобретения, дающие возможность проведения инноваций;
- возникновение новых потребностей;
- ослабление рыночных позиций конкурента;
- открытие новых видов ресурсов;
- появление дополнительных источников инвестирования.
Угрозы:
- возможность появления новых конкурентов;
- замедление роста рынка;
- возрастающее конкурентное давление;
- появление на рынке товаров-субститутов;
- скупка патентов фирмой конкурентом;
- неблагоприятные демографические изменения;
- финансовые кризисы;
- ухудшение экологической обстановки.
Задание вариант 9
На собрании акционеров АО «N», уставный капитал которого разделен на 100 000 акций, присутствовали акционеры и их правомочные представители, обладающие 50 500 акциями.
В повестку дня был включен вопрос о назначении генерального директора и выдвинута кандидатура Иванова И.И. «За» его назначение проголосовали акционеры и их правомочные представители, обладающие 25 250 акциями, «против» – 250 акциями, «воздержалось» – 25 000 акциями.
У собрания акционеров возникло сомнение в правомочности принятого решения, и оно проголосовало квалифицированным большинством голосом за внесение изменений в Устав, согласно которым полномочия по назначению генерального директора передаются Совету директоров АО.
Вопрос: Прокомментируйте правомерность принятых Собранием акционеров решений.
Задание вариант 10
В настоящее время наблюдается тенденция к резкому сокращению объема продаж продукции предприятия. При обсуждении на заседании Дирекции были выдвинуты следующие предложения по выходу из кризисной ситуации:
-
Повысить качество выпускаемой продукции до уровня, превышающего качество аналогичной продукции конкурентов. -
Развернуть собственную торговую сеть и снизить розничные цены за счет существенного уменьшения розничных расценок. -
. Сократить ассортимент выпускаемой продукции, исключив из него нерентабельные и малорентабельные виды продукции, с целью снижения удельных издержек на остальные виды выпускаемой продукции и соответствующего снижения оптово-отпускных цен.
Вопрос: Какую первичную информацию необходимо иметь для принятия правильного решения на заседании Дирекции?
Практические занятия по теме:
Функция и структура менеджмента организации
Задание вариант 1
В соответствии с таблицами 4,5 определите соответствие краткого содержания перечисленным подходам менеджмента.
Вариант 1
Таблица 4 – Научные подходы менеджмента
Научный подход | Краткое содержание |
1. Административный | Б) Устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления |
2. Воспроизводственный | Г) Регламентирует функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах |
3. Динамический | Е) Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности |
4. Интеграционный | А) Ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами |
5. Количественный | Ж) Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя |
6. Комплексный | В) Учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента |
7. Маркетинговый | Д) Сущность заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и т.д. |