Файл: Одним из приоритетных направлений образовательной политики государства в настоящее время, является переход от парадигмы знаний к компетентностному подходу.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одним из приоритетных направлений образовательной политики государства в настоящее время, является переход от парадигмы знаний к компетентностному подходу.
Компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности ученика выстроить собственное образование с учётом успешности в личной и профессиональной деятельности.
Главная задача компетентностного подхода - усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений знаний, умений, навыков.
В Концепции модернизации российского образования четко прописана цель современного профессионального образования - подготовка конкурентоспособных специалистов, способных системно мыслить и действовать, обладающих творческой активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и самостоятельностью, то есть обладающих ключевыми, или как их еще называют, «гибкими» компетенциями. В этой связи, термины «компетентность» и «компетенция» приобретают все более широкое распространение в образовательной среде.
Существует множество различных определений понятий «компетенция» и «компетентность». Разные авторы выдвигают свои идеи и
подходы на этот счет.
Компетенция - способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания, порождая новые (Д.А. Иванов).
Под «компетентностью» обучаемых, С.Е. Шишов и И.Г. Агапов понимают «общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность». В.С. Безрукова под компетентностью понимает - «овладение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения». В рамках образовательного процесса В.В. Краевский и А.В. Хуторской под образовательными компетенциями понимают знания, умения и способы действия.
Следовательно, компетентность обучающегося понимается, как способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении. Эту способность можно только сформировать, передать ее, как знание, невозможно.
Компетентностный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время, сами по себе знания не являются целью обучения, они - лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности обучающегося в мире.
Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).
Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Основная задача над которой я работаю - это формирование профессиональных компетенций.
Коммуникативная компетенция заключается в умении: поддерживать контакт в общении; выражать свои мысли в форме монолога и диалога; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Рефлексивная компетенция проявляется в: самоанализе деятельности, проводимом каждым обучающимся по итогам занятия или работы; оценивании того, в какой мере достигнуто решение проблемы; обсуждение дальнейшей перспективы; рефлексия процесса мышления; осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний; комфортность, психологическое состояние обучающихся в процессе работы.
Считаю, что реализация поставленных мною задач невозможна и без осознания обучающимися факта, что педагог и студенты в процессе занятия являются равноправными партнерами и участниками учебной деятельности. Поэтому практически все мои занятия проходят в режиме учебного диалога, часть занятий направлена на решение производственных ситуаций.
Переход от традиционной парадигмы к компетентностному обучению у меня не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен не просто «получить знания», а уметь «применить» их в практической деятельности, в жизненных ситуациях».