Файл: Религия и религиозные объединения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ Тюменцевская СОШ

Проект по обществознанию на тему:

«Религия и религиозные объединения»

Выполнили:

Герин Виолетта

Негруленко Елизавета

2021 г.

Проблема религиозных конфликтов

Столкновение религиозных групп в связи в связи с несовпадением взглядов в религиозной деятельности из-за религиозных норм, от которых люди имеют разные идеалы, были и есть. Специфика заключается в том, что они затрагивают духовную жизнь людей, внутренний мир верующих. Данные конфликты между апологетами различных духовных учений вызываются нарушением их интересов.

-Объектом религиозного конфликта являются религиозные нормы.

-Субъектами религиозных конфликтов могут выступать нации– приверженцы различных религий, религиозные организации и группы, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.).

Мировой опыт показывает, что в ходе исторического развития конфликты с иноверием до сегодняшнего дня не только сохранились, но и расширили свою географию

На сегодняшний день мировые религии в основном локализованы территориально. Это свидетельствует о существовании незримой связи между вероисповеданием и этносом, хотя прямой зависимости здесь нет. В то же время есть культурная совместимость конкретных этносов и религий.

Аргументация

Если в государстве проживают верующие, принадлежащие к различным конфессиям, такая страна в большинстве случаев обречена на религиозное противостояние. Это может произойти, даже если в государстве не действуют дискриминационные законы, и права верующих одной конфессии нарушаются только с их точки зрения, а отнюдь не в реальном контексте.

Яркий пример - Ливан, где насчитывается около двадцати религиозных общин. В середине прошлого века на основные государственные должности негласному соглашению стали назначать людей в зависимости от их вероисповедания. Президентом Ливана мог стать исключительно христианин, премьер-министром исповедующий ислам суннитского толка, а парламент возглавлял мусульманин-шиит. Казалось бы, все справедливо, но мусульманам очень не нравилось, что в числе лидеров исламской страны оказался христианин. В результате Ливан уже много лет находится в состоянии гражданской войны, носящей характер межрелигиозного Столкновения.


Самым ярким примером последних лет является карикатурный скандал - межкультурный конфликт между мусульманами арабского мира и современной западной культурной традиции, вспыхнувший в конце 2005 - начале 2006 годов и охватил практически все страны Европы и мусульманского Востока, а также политический конфликт внутри европейских государств.

Среди мусульман нет единой точки зрения на возможность изображения пророка Мухаммеда. Шииты в целом терпимо относятся к изображениям Мухаммеда. В истории суннитов были периоды, когда разрешалось изображение пророка с закрытым лицом. Только в таких течениях, как ваххабизм, полностью запрещаются любые изображения животных и людей. Существует богатая исламская художественная традиция изображения пророка Мухаммеда

Причиной конфликта послужили карикатуры на пророка Мухаммеда, напечатанные в 2005 году в одной из датских газет. Конфликт сплахнув еще с большей силой в 2012 году с выходом в США фильма "Невиновность мусульман» (англ. Innocence of Muslims), который в оскорбительной форме рассказывает о жизни пророка Мухаммеда. После распространения фильма в Интернете, в Египте, Ливии, Тунисе, Йемене, Судане, Афганистане, Пакистане и других мусульманских странах начались массовые беспорядки у дипломатических представительств США. В Ливии посол США Кристофер Стивенс и трое дипломатов были убиты в результате нападения на консульство США в Бенгази. В Кабуле женщина с "жилетом смертника" из-за фильма осуществила теракт против иностранцев. Продолжение этот конфликт получил в январь 2015 года террористическим актом против сотрудников журнала "Charlie Hebdo @

Теоретическое обоснование

Религия — это форма общественного сознания, совокупность представлений и убеждений людей в основе которых лежит вера в бога, сверхъестественное и высшие силы.

Основные функции религии:

• Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

• Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет,

мораль, философия…)

• Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в

обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой

деятельности.

• Компенсаторная (терапевтическая) – позволяет человеку найти



утешение, получить духовное наслаждение. Восполняет бессилие людей в изменении объективных условий существования.

• Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, дате человеку возможность самоопределиться в

общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

• Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

• Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Религиозный конфликт — это острое столкновение индивидов или их групп в связи с несовпадением взглядов в вопросах вероучения и религиозной деятельности.

Религиозные нормы – нравственный регулятор земного бытия людей. Люди (этносы) имеют разные идеалы, долгосрочные прогнозы, желанные цели, формирующие различные психологические доминанты (религии), порождающие межконфессиональные противоречия.

1

Основные типы религиозных конфликтов:

1) конфликт религии с традицией («материнским лоно»);

2) конфликт религии с иноверием (другой религией);

3) конфликт религии с ересью (внутри конфессиональным компонентом);

4) конфликт религии с неверием (атеизмом).

Отличительные признаки религии:

Определенный взгляд на мир

Верования

Ритуалы

Нравственная позиция

Система символов

Мораль

За время существования человечества были известны следующие религии:

МОНОТЕИЗМ (греч. - один) единобожие, религиозная система, признающая единого Бога.

ПОЛИТЕИЗМ (греч. - многий) -многобожие (античная Греция, Рим, древние славяне, Индия)

ПАНТЕИЗМ (греч. - всеобщий) -отождествление Бога со всем миром, обожествление природы.

АТЕИЗМ (греч. - отрицание) – отрицание существования Бога.

2

Пути решения

К сожалению, приходится отмечать, что поскольку религиозные конфликты есть конфликты абсолютных ценностей, часто имеют хронический характер и легко провоцируемы
, то они практически не поддаются урегулированию. Однако попытки силового урегулирования межконфессиональных конфликтов до сих пор являются, пожалуй, единственным эффективным средством решения этой проблемы (например, Балканский кризис, проблема Нагорного Карабаха, афгано-таджикский «узел», курдская проблема в Турции и т.д.).

Но также путями решения данной проблемы, могут стать:

Соблюдение людьми толерантности. Люди должны признавать права других людей на жизнь, веру, нацию и так далее. Человек должен адекватно оценивать себя и окружающих людей.

Соблюдение принципа свободы совести. Никто не должен оскорблять религиозные чувства меньшинства.

Заключение

Конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий, которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы, гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений переходят на второй план, уступая место политике.