Файл: Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 1517. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 675

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 задание

Почему согласно летописи древляне решили убить князя Игоря? Почему согласно летописи древлянам удалось победить дружину князя Игоря?
Прочитайте отрывок из летописи.

«В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам". И послушал их Игорь – пошёл к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало...

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребёнком _____________. Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского, возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала и сына её возьмём, и сделаем ему, что захотим"...»

Показать другие задания к этому тексту

Пояснение.

1. Князь Игорь решил повторно собрать дань с древлян («Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит»);

2. У князя Игоря было мало воинов (дружинников).

Укажите любые два условия, при которых согласно этому приговору крестьянин возвращался прежнему владельцу. Укажите одно любое условие, когда крестьян прежним владельцам не возвращали.
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из боярского приговора

«Лета <…> февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея Руси слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские, и владычних и монастырских вотчин бьют челом государю о суде и беглых крестьянах, бежавших до голодных годов за год, на посады и в государевы в дворцовые сёла и в чёрные волости, и за помещиков и за вотчинников, во
крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая, отдавать старым помещикам. А которые крестьяне бежали в голодные годы с добром, а прожить было им можно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников жить во крестьяне и в холопи, и тех, сыскивая, отдавать старым помещикам и вотчинникам.

А которые бегали с добром в дальние места из-за Московских городов на Украины, а с Украины в Московские городы или из города в город, вёрст за двести и за триста и больше, а пошли от старых своих помещиков с добром и, растеряв добро, пришли к иным помещикам в бедности, и про то сыскать около тех поместий, откуда тот крестьянин пошёл: если окольные люди скажут, что он был небеден и сбежал от своего помещика или от вотчинника с добром, а прокормиться было ему можно, а ныне за кем во крестьянах или у кого служит по кабале, и того по сыску отдать старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть; а про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрёл от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину жить за тем, кто его голодные лета прокормил, а истцу отказать: не умел он крестьянина своего кормить в те голодные лета, а ныне не пытай...

А на беглых крестьян, по старому приговору, дале пяти лет суда не давать».

Показать другие задания к этому тексту

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два условия, при которых согласно этому приговору крестьянин возвращался прежнему владельцу:

— если окольные люди скажут, что он был небеден и сбежал от своего помещика или от вотчинника с добром, а прокормиться было ему можно;

— если ныне за кем-то другим во крестьянах или у кого служит по кабале.

2) одно любое условие, когда крестьян прежним владельцам не возвращали:

— если про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрёл от бедности, что было ему прокормиться невозможно, то его не возвращать.

3. Какие причины выступлений, недовольства против нового царя указываются в тексте? Приведите три причины.

Могут быть приведены следующие причины недовольства:

1) вера народа в чудесное спасение «законного царя» Дмитрия Ивановича;

2) недовольство знати избранием Шуйского без её согласия и утверждения;

3) наличие других знатных претендентов на престол;



4) действия поляков, которые провоцировали недовольство.

 

Причины могут быть сформулированы иначе. Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме

сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

4. Приведите три называемых автором меры, которые использовала царская власть для подавления аристократии.

Могут быть приведены следующие средства:

1. запрет на вступление в брак для пресечения рода;

2. отправка на службу в отдалённые регионы (в Сибирь, Казань и Астрахань);

3. насильственное пострижение в монахи.

 

Меры могут быть сформулированы иначе. Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

5. Автор характеризует период правления исторического деятеля, в семье которого служила её матушка, как «страшное время». Укажите любые три пояснения, названные автором, которые подтверждают такую характеристику.

Могут быть приведены следующие объяснения характеристики:

— жёсткие меры по сбору недоимок;

— расцвет доносительства;

— страшные наказания за преступления.

 

6. Какие преимущества мятежников, позволявшие им одерживать победы, указываются в тексте? Укажите три преимущества.

Могут быть приведены следующие преимущества:

1) мятежники были искусными воинами;

2) мятежникам сопутствовала удача;

3) мятежники смогли переманить на свою сторону часть московских ратных людей и наёмников-иноземцев;

4) во главе мятежников встал отважный и умелый вождь — И. И. Болотников.
7. Какие обвинения, согласно сведениям иноземцев, предъявил государь своему окружению? Укажите два обвинения.


В чём была необычность ситуации, согласно мнению митрополита и «представителей сословий»?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Могут быть приведены следующие обвинения:

— заговор против жизни государя и его наследников;

— намерение предать русское государство чужеземному господству.

2) Может быть так сформулировано положение о необычности ситуации:

— впервые государь покидает своё царство без всякой необходимости.
8. Приведите не менее трёх обвинений, содержащихся в указе, в адрес исторического деятеля, преступлениям которого против Московского государства посвящён указ.


Могут быть приведены следующие обвинения:

— самозванство;

— убийство людей, способных раскрыть его самозванство;

— заговор с поляками, направленный на подчинение и разорение Московского государства, истребление его «лучших людей»;

— пренебрежение к православию, поругание церквей и икон, женитьба на католичке.

Обвинения могут быть сформулированы иначе.


9. Как в тексте объясняются действия «бунтовщика» и его людей против астраханского воеводы?

Какие намерения «бунтовщика» при походе на Москву указываются в тексте? Приведите не менее двух положений, раскрывающих эти намерения.

В правильному ответе должны содержаться следующие элементы:

1) действия «бунтовщика» и его людей против астраханского воеводы были вызваны корыстолюбием воеводы, оттягивавшего пропуск разинцев к Москве;

2) могут быть приведены следующие положения, раскрывающие намерения Разина при походе на Москву:

— истребление знати (князей, бояр, дворян);

— уничтожение власти (чиноначалия);

— установление равенства.

Положения могут быть сформулированы иначе.

10. Какие две причины денежного кризиса, описываемого в тексте, называет автор? Как он объясняет бессилие властей в борьбе с кризисом?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) причины:

— ввоз медной монеты из-за границы;

— действия фальшивомонетчиков.

2) объяснение бессилия властей:

— незаконной чеканкой медной монеты занимались знатные, влиятельные лица.

Формулировки положений ответа могут быть иными, близкими по смыслу.

11. Как автор воспоминаний определяет отношение фаворита императрицы к своему роду (фамилии)? Какие две причины такого отношения она указывает в воспоминаниях?

1. Отношение фаворита к фамилии автора:

Бирон собирался истребить род Долгоруких.

2. Причины такого отношения:

— месть за роль Долгоруких в составлении кондиций, по которым Бирону было запрещено приезжать в Россию;

— зависть человека низкого происхождения к знатным родам.


12. Какое отношение к своей стране со стороны большинства представителей российского двора отмечает автор?


Какие два внешнеполитических решения со стороны российской императрицы автор считает благоприятными для своей страны?


13. Какой порядок раздела имения между наследниками вводился данным указом? Какими причинами объяснялась необходимость его введения? Как данный указ защищал имущественные права женщин?

1) указ разрешал дворянам делить свои имения поровну между наследниками мужского пола («по Уложению» — т. е. по «Соборному Уложению» 1649 г.)

2) законодатель указывал, что в дворянских семьях участились конфликты между родственниками, и родители вынуждены были разными способами обходить закон о единонаследии, чтобы обеспечить детям владение имениями

3) вдова дворянина имела право на получение 15% (примерно 1/7) имения мужа; незамужние дочери — половину от того, что полагалось матери (1/14).

14. Какие недостатки реформ (процесса реформирования), проведенных в данное царствование, отмечает автор? Укажите не менее двух недостатков. Какое основное последствие этих недостатков для общественно-политической ситуации называет автор?

1. Могут быть указаны следующие называемые автором недостатки реформ, процесса реформирования:

крестьянская реформа привела к расстройству экономического быта крестьян;

остальные реформы были урезаны и искажены.

2. Может быть указано следующее основное последствие:

конфликт между властью и обществом.

Могут быть даны другие формулировки положений.

15. Какие причины «перемены мыслей» и «беспокойств» называет император в своей речи? Укажите две причины. Какие цели намечены императором в данном отрывке? Укажите одну любую цель.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) причины:

· «несвойственное» крепостным крестьянам высшее воспитание, которое дают им помещики;

· злоупотребление помещиков своей властью;

· отсутствие законов, ограничивающих произвол помещиков;

2) цели:

· подготовка пути для постепенного изменения положения крестьян;

· обсуждение последствий изменения состояния крестьян

16. Почему, по мнению автора Записки, Россия спасает Австрию «всякую минуту теперь»? Какой пример приводит автор Записки, чтобы показать отсутствие реального союза между Австрией и Россией? Почему, по мнению автора Записки, такой союз практически невозможен?