Файл: Билет Проблема определения предмета фп. История понятия фп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билет 1. Проблема определения предмета ФП.
История понятия фп
Термин фп появился в конце 18 в., а фактически фп начинается с идей об источнике и смысле права.
Автор – Густав Гюго.
Юриспруденция должна состоять из 3х частей:
- юридическая догматика
- история права
- философия права.
Они составляют разумную основу знания права. Позиция Гюго сложилась под влиянием Кантовской философии.
В 1820 г. вышла работа под названием «естественное право и наука о государстве в оерках Основы философии права Гегеля.
Юридическая наука – рассудочная наука, а философия права – философская наука и философская дисциплина. Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постичь мысли, лежащие в основе права. Гегель: «ч-к в праве должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями.
Вторая половина19 .-20 вв. Русская философия права, которая развивалась с 70 гг. 19 в. и по 50 гг. 20 в. С эмиграции с середины 90 гг. в постсоветской России появился интерес к разработкам фп.
В 20 в. появилась появилась философия правовых концепций: неокантиянство, неогегелянство, феноменология и т.д.
Актуален вопрос о дисциплинарной принадлежности философии права.
Нерсесянс:
- когда речь идет о фп в целом, то мы имеем дело с межжисциплинарной наукой, т.е. объединяет 2 науки : юридическую науку и философия.
Алексеев С.С.: в данном случае речь идет концептуальное различие юридического и философского пододов к вопросу о том, что такое право.
Трактовки предмета тесно связаны с трактовкой самого предмета права.
С точки зрения нерсесянса, поскольку человеческий способ бытия включяет осмысление человеком себя и всего остального мира, то человек подвергает все правовые данности, в том числе данности позитивного права оценкам своего разума. Размышления о позитивном праве порождают комплекс вопросов, составляющих предмет фп.
Основной смысл этих вопросов состоит в проблеме различия и соотношения права и закона. Следовательно, предмет фп – право в его различии и соотношении с законом (закон понимается в широком смысле). Право и закон соотносятся в широком мысле.
Задача фп по Гегелю состоит в том, чтоб постигнуть мысли, лежащие в основе права.
Грибакин А.В.: предметом фп выступают предельные основания права и способы его существования.
Билет 2.Соотношение философии права и юридических наук.
В науке государства и права можно выделить следующие типы построения теории:
1.индуктивно – эмпирический тип, который основан на жизненных наблюдениях и на соображениях здравого смысла. Данный тип представляют все античные мыслители (до Платона и Аристотеля).
2. дедуктивно – умозрительный тип (заключение о государстве и праве), которое образуется в преддверии философии права.
С Платона до возникновения классической теории права (Кант), эти теории носят системный характер, в них государство и право выступает как целостное образование, но только благодаря проявлению в них некоторых универсальных законов (законов бытия).
В предметную область данных теорий не входит всеобщность форм правового мышления. Классическая философия права как последовательное развитие метафизической традиции в науке о государстве и праве.
Предметная область классической теории права это метод мышления о государстве и праве как форма их всеобщности. В качестве самостоятельного типа теория государства и права как самостоятельная фундаментальная наука. ФП в широком смысле, то есть область философской интерпретации, то есть это область сознательного и целенаправленного применения тех или иных типов философствования к проблемам права. С точки зрения Малиновой право – это логика развития права. ФП не только область философского исследования и не только учебная дисциплина – это способ самосознания и формирования духовной, интеллектуальной, правовой культуре общества и через эту культуру формирования самой объектированной правовой реальности.
В соотношении философии права и ТГП выделяется: ТГП: 1.это обобщающая юридическая наука, дисциплина, говорящая о праве на языке самого права, отечественная теория гражданского права основана на диалектико – материалистической методологии. 2.ТГП связано с конкретной правовой системой, значит, обслуживает эту систему и говорит на ее языке. Философия права:1.это пограничная, но тоже обобщающая дисциплина, предметная область которой складывается на границе права и философии, ФП говорит о праве на языке философии, а в философии столько языков, сколько философских подходов. 2.ФП стоит выше различий между правовыми системами не привязана к пр.системе конкретных систем. ФП может выступать метаязыком.
ФП служит вторичному очеловечиванию таких отчужденных сущностей как государство и право. ФП всегда исходит из извлечения права, и естественного права. ИЗ этого различения исходят и все трактовки ФП.
Билет 3. юридическое мировоззрение.
– мир-е, в основу которого положен принцип единства свободы, справедливости и закона, а само это единство основывается на объективном (естественном) разуме. Субстанцией права явл. сама разумность мироздания, следовательно свобода – разумна необходимость. Ю.М. составляет единую основу развития философии, правосознания и юр. Науки со времен античности до нашего времени, а также образовывает предпосылку классической ФП.
Билет 4.Развитие юридического мировоззрения в эпоху античности.
Аристотель: этика и политика. А.продолжил развивать юридическое мировоззрение: справедливость, Аристотель различает два вида: - уравнивающая и распределяющая. Критерием уравнивающей справедливости является арифметическое равенство, сфера применения принципа является область гражданско – правовых сделок, возмещение ущерба, наказания. Распределяющая справедливость исходит из принципа геометрического равенства, которое означает деление общих благ по достоинству пропорционально вкладу и взносу члена общения. Политическая справедливость возможна лишь между свободными людьми, которые принадлежат к первому сообществу и имеют целью их самоудовлетворенность. Политическая власть исходит из свободы и равенства. Политика связана с этикой, Аристотель выступает за равенство, перевороты, нарушение относительного равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться политическим равенством, а в других равенство по достоинству. Принцип вой, противный идеи права. В Аристотеле справедливость совпадает с законным. Право – это политическая справедливость, нормы политических отношений между людьми. Право служит критерием справедливости. Право как политическое явление по Аристотелю – это политическое явление. Политическое право – часть естественное, часть условное. Естественное право, то которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право – то которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается. Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Всякий закон предполагает в своей основе право. Политическое правление – это правление закона, закон – уравновешенный разум.
СТОИКИ. Основатель Зенон, Сенека, Аврелий считали, что мироздание управляется судьбой, судьба как управляющая и господствующая начало есть одновременно разум мироздания или закон всего сущего в мироздании управляемом проведением, или разум сообразно с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет. Судьба согласно мнению Стоиков, выступает как естественный закон, общий закон, который имеет божественный характер и смысл, носит справедливый характер. Все люди и по своей природе и по закону мироздания граждане единого мирового государства, и что человек - гражданин всего. Гражданин по Аристотелю тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти.
Билет 6. Развитие юридического мировоззрения в ср. века. (Фома Аквинский Сумма теологии,о правлении властителя).
Влияние Аристотеля, а именно теория закона и концепция права. Схоластика – опыт рационального осмысления системы церковных догм.
Разумом обладают люди. Фома Аквинский разработал особую теорию закона, согласно которой все законы связаны между собой, субординированы, составляют единую пирамиду закона. Закон – универсальные нормы, принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождественен ему, он существует сам по себе от него производны иные виды закона. Виды законов по Фоме:1. естественный закон – отражение вечного закона в человеческом разуме. 2. позитивный закон – человеческий – конкретизация естественного закона. Цель закона принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Позитивный закон это императив с меняющимся содержанием.3 божественный закон – необходим так как позитивный закон не способен полностью истребить зло, дает единое представление о правде. На основе этики Фома строит концепцию теории права, право – сфера правды и справедливости. Справедливость- постоянное стремление воздавать каждому свое. Из понятия справедливость вытекает понятие право. Право – действие, воплощающее подобное стремление к уравнению с этим действием. Позитивное право – уравнивание совершается в соответствие с человеческими установлениями. Правовым человеческое установление является тогда, когда оно не противоречит естественному праву.
Билет №7Гоббс: «Философское начало учения о гражданине».
В основу ТГП кладет представление о природе индивида. Г. считает, изначально люди равные в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет право на всех на все. Но чел-к ч-ку – волк. Война всех против всех. право на все значит не иметь никакого права – это естественное состояние чел. рода. Естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут преодолеть данное состояние. Условие = предписание естественного разума = естественный законы.
1) необходимо стремиться к миру и следовать ему
2) отказ каждого от своих прав в той мере, в какой того требуют интересы мира и самозащиты
3) обязанность выполнять заключенные соглашения (это источник и начало справедливости). + 16 естеств. Законов (неизменных и вечных).
Общее правило: не делай другому того, чего бы ты не желал, что было бы сделано по отношении к тебе.
Билет 8. Проблемы правового идеала в философии права Канта.
Это гражданско -правовое, общ-во. К. критик-т предст-ния согл-но кот. Челов-е счастье - это некот-я сумма благ об их справедл-м расспред-и и закл-я в воплощ-и идеала совер-го общ-а. Само предст-е о счастье - это косвенный результат осущ-ния человеческой истории так называемого замысла природы, безразличного к желаниям отдельных люд-й. К.
развив- трад-и стоиков, утв-т, что чел-к д.б. дост-н сч-я. Б. Дост-м сч-я означ-т налич-е и сохр-е вопреки всем обст-м у чел-а тех кач-в, кот. суммир-я в понятии чел-го дост-ва и кот. явл-я гаран-й спос-ти чел-а достич сч-я. Ед-ное треб-ние с кот дост-ый чел-к обр-ся к общ-ву закл-я не в гар-х сч-я, а в опред-нии гран-ц своб-ы, на кот., он м. рассчит-ь. Гражд-я св-да явл-я необх-м усл-м культив-ния чел. Дост-ва. В раб. К. «Идея всеобщ-й истории во всемирн-м гр-м плане», право рассматр-я К. с т.з. той роли, кот прин-т праву в обеспеч-и исход- усл-й чел-го прог-са. Ступени: 1. природа забот-сь не о том, чтобы чел-к хор. Жил, а о том, чтобы в след-вии глуб-о преобр-я самого себя он стал дост-н жизни и благ-чия; 2. развит-е его зад-в и спос-тей, кот. наиб-лее полно вопл-я не в индив-е, а в роде; 3. средство кот. польз-я прир-а, чтобы обесп-ть развит-е всех зад-в людей есть антогонизм м/ж ними в общ-е; 4. лишь в общ-е м.б. осущ-н выссшый замысел прир-ы, развит-е всех задатков, влож-х в чел-во и именно в таком обве, в кот налич-т велич-я вс-да, а знач-т пост-й антогонизм м/ж всеми ее членами. И всеже самым точным обр-м опред-ы и сосред-я гр-цы этой своб. В той мере, какой она м.б., соч-ся со своб., др.
Концепцию антагонизма суб-в как осн-го стим-а к развит-ю и соверш-ю К. перен-т на отн-я м/ж гос-и и счит-т, что всеобщ-е прав-е гр-кое сост-е наиб-е соотв-т зам-у прир-ы. Гр-е прав-е общ-о предпол-т просвящ-е , образ-е. Т. обр-м если форм-я стор-а прав-о идеала сост-т в опред-и внеш-й фактор-в общ-о устр-а, то сод-я стор-а прав-о идеала, связ-о с развит-м прав-о мышл-я предм-м кот. стан-ся фундмент чел-й цен-и с позиции устан-я и гр-ц прак-кой своб-ы, кот. не против-т этим цен-м.
Билет №9. Кант: виды свободы и границы правового регулирования поведения людей