Файл: Составьте календарнотематическое планирование к программе коррекции, рассчитанной на 10 занятий (тема на выбор) Эмоциональноволевой сферы детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 71

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1
Составьте календарно-тематическое планирование к программе коррекции, рассчитанной на 10 занятий (тема на выбор):

1.    Эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития

2.    Агрессивности детей с задержкой психического развития

3.     Познавательной сферы детей с задержкой психического развития

4.    Познавательной сферы детей с умственной отсталостью

5.    Поведенческой сферы детей с умственной отсталостью

6.    Эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью
Необходимо сформулировать общую цель и задачи коррекционной программы по выбранной теме, а также форму работы и целевую аудиторию. Образец выполнения задания представлен в Приложении.

 





Календарно - тематическое планирование к программе по коррекции познавательной сферы детей с ЗПР

Цель программы: раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя (родителя).

Задачи программы:


  1. Развить компенсаторные навыки, выровнить психофизические нарушения.


  2. Адекватное восприятие учебного материала ребенком с ЗПР.


  3. Оказать помощь ребенку в осуществлении учебно-познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.



Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР, минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 10 человек. Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 45 минут.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Цель

1

01.10. 2021

Знакомство с программой.

Диагностика ЗПР.

Установить контакт с учащимися, создать атмосферу доверия, достигнуть понимания. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий

2

08.10.

2021

Развитие внимания.

Развивать способность к переключению внимания, концентрации внимания, развивать произвольное внимание, развивать объем внимания.

3

15.10.

2021

Развитие восприятия.

Развивать восприятие геометрических фигур, развивать точность восприятия, развивать цветоразличение.

4

22.10.

2021

Развитие восприятия времени.

Развивать восприятие длительности времени, развивать представление о частях суток, о временах года, развивать пространственные представления, развивать наблюдательность.

5

29.10.

2021

Развитие мышления

Развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение

существенных признаков, развивать гибкость ума и словарный запас, развивать

сообразительность

6

05.11.

2021

Развитие памяти

увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях, развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и

непосредственно образовательной

деятельности.

7

12.11.

2021

Развитие отношений и творческих способностей.

Развивать воображение и творческие способности.

8

19.11.

2021

Развитие тонкой моторики рук.

Развивать тонкую моторику рук.

9

26.11.

2021

Развитие моторики речевого аппарата

Развивать речевой аппарат по средствам логопедической зарядки и различных упражнений.

10

03.12.

2021

Речь, моторика и мозговая деятельность. Завершающее занятие.

Контрольная диагностика агрессивности

Обсуждение итоговых результатов совместной работы, подведение итогового эксперимента, наставление на дальнейшую самостоятельную работу. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий


Задание 2
Заполните сравнительную таблицу, характеризующую умственную отсталость и задержку психического развития. Заполняйте все графы таблицы тезисно, отображая только ключевые моменты, характеризующие тот или иной критерий сравнения.




Критерий

Умственная отсталость

Задержка психического развития

1

Причины

Стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.

- носит необратимый характер;
- все нарушения стойкие.

 Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.

- относительная нестойкость, высокие компенсаторные возможности;
- в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.

2

Восприятие и ощущения

 восприятие искажено или не сформировано;

- нарушена избирательность;

- отличается меньшей дифференцированностью (часто путают графически сходные буквы, цифры);

- характерна узость объёма (выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видят важный материал);

- нарушена обобщённость (с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями);


- значительно позже начинают различать цвета, испытывают трудности в различении оттенков;

- характерны трудности восприятия пространства и времени, не ориентируются в пространстве без контроля взрослого.


 - страдает целостность восприятия;

- замедленны процессы переработки информации;

- общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими);

- отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта;

- нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях);

- нарушена ориентировка в пространстве.

3

Внимание

Характерна слабость произвольного внимания, выражается в:

- малой устойчивости;
- трудностях распределения;
- замедленной переключаемости;
- отсутствии концентрации на задании

неустойчивость (колебания) внимания;
- сниженная концентрация;
- снижение объёма, избирательности;
- повышенная отвлекаемость;
- сниженное распределение;
- трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой.

4

Память


 - лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков;

- с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи;

- позже формируется произвольное запоминание;

- опосредованная смысловая память слабо развита;

- свойственна эпизодическая забывчивость.


 - снижен объём запоминания;

- более низкий уровень продуктивности;

- лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального;

- отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения;

- отмечаются трудности в припоминании.

5

Мышление


 - снижена активность мыслительных процессов;

- отмечается слабая регулирующая роль мышления;

- характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- ведущим на протяжении жизни остаётся наглядно-действенное, наглядно-образное мышление;

- характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

не равномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление;

- нарушены динамические стороны мыслительных процессов.

6

Речь

ФФНР

- отсутствует период словотворчества;

- характерно позднее появление активной речи;

- бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов);

- нет потребности в речевом общении;

- не избирательны в контактах;

- сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный);

- затруднено понимание сложных инструкций;

- в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия;

- не понимают логико-временные конструкции;

- не критичны к своему дефекту;

- грубые нарушения в письменной речи;

- не пытаются понять прочитанное;

- длительный этап коррекционного воздействия, незначительная динамика.

 

ФФНР

- отсутствует период словотворчества;

- характерно позднее появление активной речи;

- бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов);

- нет потребности в речевом общении;

- не избирательны в контактах;

- сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный);

- затруднено понимание сложных инструкций;

- в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия;

- не понимают логико-временные конструкции;

- не критичны к своему дефекту;

- грубые нарушения в письменной речи;

- не пытаются понять прочитанное;

- длительный этап коррекционного воздействия, незначительная динамика.

 ОНР

- звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме;

- речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение;

- способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение;

- пассивный словарь преобладает над активным;

- больше времени требуется для понимания инструкции;

- в речи присутствуют негрубые аграмматизмы;

- период словотворчества затянут во времени нарушен порядок слов в предложениях;

- в речи много слов – паразитов;

- характерны нарушения в письменной речи;

- положительная динамика во время коррекционной работы. 

7

Эмоционально-волевая сфера

характерна несформированность эмоциональной сферы;

- ведущими являются инстинкты;

- отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость;

деятельность не целенаправленна;

- характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы).

 характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы). - эмоциональное развитие задержано (детскость, гиперактивность, инфантилизм); - испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения); - страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность); - опознание эмоций и состояния людей происходит в большей степени в контексте общей ситуации, чем по выражению лиц или по выразительным движениям.

8

Мотивационно-потребностная сфера


 - завышенная самооценка;

- не являются инициаторами общения

взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения;

- избегают конфликтных ситуаций либо являются инициаторами конфликтов;

- занижена самооценка;

- игра на протяжении длительного времени остаётся ведущим видом деятельности.

9

Особенности личности

 

 


 

Приложение

Календарно - тематическое планирование к программе по коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с ЗПР

Цель программы: помочь учащимся осознать агрессивность своих поступков, научить избавляться от этого, не нанося вред окружающим людям.

Задачи программы:

  1. Сформировать установку на внимательное отношение к своим чувствам и чувствам других, на их конструктивное выражение.

  2. Повысить уровень осознания своих чувств. Обучить приемам разрядки негативных чувств (злости, раздражения).

  3. Повысить уровень самоконтроля.

  4. Обучить конструктивным приемам решения конфликтов.

  5. Сформировать положительную адекватную самооценку.

Форма работы - групповая.

Программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста с ЗПР, минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 10 человек. Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 45 минут.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Цель

1

01.10. 2021

Знакомство с программой.

Диагностика агрессивного поведения.

Установить контакт с учащимися, создать атмосферу доверия, достигнуть понимания. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий

2

08.10.

2021

Моя личность.

Обратить внимание на понятия «Кто я? Кто ты?», понять индивидуальные особенности характера каждого человека.

3

15.10.

2021

Мои и чужие чувства.

Научить определять внутренние переживания другого человека и соотносит их со своими.

4

22.10.

2021

Невербальное выражение чувств.

Обучение правильному выражению чувств с помощью мимики и жестов, не нанося вред окружающим.

5

29.10.

2021

Агрессия. Виды агрессии.

Познакомить с видами агрессии, способами ее выявления у себя и окружающих; научиться способам разрядки агрессивных чувств.

6

05.11.

2021

Самооценка.

Научить выделять свои сильные и слабые стороны в агрессивном поведении, помочь сформулировать положительные установки к своему «Я» и мнению окружающих.


7

12.11.

2021

Отношение к себе.

Помочь учащимся понять и адекватно научиться оценивать свои недостатки, распознавать, что это не является негативным явлением, а носит относительный характер.

8

19.11.

2021

Человек и социум.

Помочь учащимся понять огромную роль общества в жизни каждого человека, осознать важность доброжелательного отношения для себя.

9

26.11.

2021

Конфликт. Решение конфликта.

Формировать навыки решения конфликтных ситуаций.

10

03.12.

2021

Я и спокойная жизнь. Завершающее занятие.

Контрольная диагностика агрессивности

Обсуждение итоговых результатов совместной работы, подведение итогового эксперимента, наставление на дальнейшую самостоятельную работу. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий