Файл: Составьте календарнотематическое планирование к программе коррекции, рассчитанной на 10 занятий (тема на выбор) Эмоциональноволевой сферы детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 529
Скачиваний: 71
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1
Составьте календарно-тематическое планирование к программе коррекции, рассчитанной на 10 занятий (тема на выбор):
1. Эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития
2. Агрессивности детей с задержкой психического развития
3. Познавательной сферы детей с задержкой психического развития
4. Познавательной сферы детей с умственной отсталостью
5. Поведенческой сферы детей с умственной отсталостью
6. Эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью
Необходимо сформулировать общую цель и задачи коррекционной программы по выбранной теме, а также форму работы и целевую аудиторию. Образец выполнения задания представлен в Приложении.
Календарно - тематическое планирование к программе по коррекции познавательной сферы детей с ЗПР Цель программы: раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя (родителя). Задачи программы:
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР, минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 10 человек. Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 45 минут. Календарно-тематическое планирование № п/п Дата Тема Цель 1 01.10. 2021 Знакомство с программой. Диагностика ЗПР. Установить контакт с учащимися, создать атмосферу доверия, достигнуть понимания. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий 2 08.10. 2021 Развитие внимания. Развивать способность к переключению внимания, концентрации внимания, развивать произвольное внимание, развивать объем внимания. 3 15.10. 2021 Развитие восприятия. Развивать восприятие геометрических фигур, развивать точность восприятия, развивать цветоразличение. 4 22.10. 2021 Развитие восприятия времени. Развивать восприятие длительности времени, развивать представление о частях суток, о временах года, развивать пространственные представления, развивать наблюдательность. 5 29.10. 2021 Развитие мышления Развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков, развивать гибкость ума и словарный запас, развивать сообразительность 6 05.11. 2021 Развитие памяти увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях, развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности. 7 12.11. 2021 Развитие отношений и творческих способностей. Развивать воображение и творческие способности. 8 19.11. 2021 Развитие тонкой моторики рук. Развивать тонкую моторику рук. 9 26.11. 2021 Развитие моторики речевого аппарата Развивать речевой аппарат по средствам логопедической зарядки и различных упражнений. 10 03.12. 2021 Речь, моторика и мозговая деятельность. Завершающее занятие. Контрольная диагностика агрессивности Обсуждение итоговых результатов совместной работы, подведение итогового эксперимента, наставление на дальнейшую самостоятельную работу. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий |
Задание 2
Заполните сравнительную таблицу, характеризующую умственную отсталость и задержку психического развития. Заполняйте все графы таблицы тезисно, отображая только ключевые моменты, характеризующие тот или иной критерий сравнения.
№ | Критерий | Умственная отсталость | Задержка психического развития |
1 | Причины | Стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга. - носит необратимый характер; - все нарушения стойкие. | Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. - относительная нестойкость, высокие компенсаторные возможности; - в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС. |
2 | Восприятие и ощущения | восприятие искажено или не сформировано; - нарушена избирательность; - отличается меньшей дифференцированностью (часто путают графически сходные буквы, цифры); - характерна узость объёма (выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видят важный материал); - нарушена обобщённость (с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями); | - значительно позже начинают различать цвета, испытывают трудности в различении оттенков; - характерны трудности восприятия пространства и времени, не ориентируются в пространстве без контроля взрослого. - страдает целостность восприятия; - замедленны процессы переработки информации; - общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими); - отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; - нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях); - нарушена ориентировка в пространстве. |
3 | Внимание | Характерна слабость произвольного внимания, выражается в: - малой устойчивости; - трудностях распределения; - замедленной переключаемости; - отсутствии концентрации на задании | неустойчивость (колебания) внимания; - сниженная концентрация; - снижение объёма, избирательности; - повышенная отвлекаемость; - сниженное распределение; - трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой. |
4 | Память | - лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков; - с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи; - позже формируется произвольное запоминание; - опосредованная смысловая память слабо развита; - свойственна эпизодическая забывчивость. | - снижен объём запоминания; - более низкий уровень продуктивности; - лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального; - отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения; - отмечаются трудности в припоминании. |
5 | Мышление | - снижена активность мыслительных процессов; - отмечается слабая регулирующая роль мышления; - характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; - ведущим на протяжении жизни остаётся наглядно-действенное, наглядно-образное мышление; - характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. | не равномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление; - нарушены динамические стороны мыслительных процессов. |
6 | Речь | ФФНР - отсутствует период словотворчества; - характерно позднее появление активной речи; - бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов); - нет потребности в речевом общении; - не избирательны в контактах; - сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный); - затруднено понимание сложных инструкций; - в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия; - не понимают логико-временные конструкции; - не критичны к своему дефекту; - грубые нарушения в письменной речи; - не пытаются понять прочитанное; - длительный этап коррекционного воздействия, незначительная динамика. | ФФНР - отсутствует период словотворчества; - характерно позднее появление активной речи; - бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов); - нет потребности в речевом общении; - не избирательны в контактах; - сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный); - затруднено понимание сложных инструкций; - в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия; - не понимают логико-временные конструкции; - не критичны к своему дефекту; - грубые нарушения в письменной речи; - не пытаются понять прочитанное; - длительный этап коррекционного воздействия, незначительная динамика. ОНР - звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме; - речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение; - способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение; - пассивный словарь преобладает над активным; - больше времени требуется для понимания инструкции; - в речи присутствуют негрубые аграмматизмы; - период словотворчества затянут во времени нарушен порядок слов в предложениях; - в речи много слов – паразитов; - характерны нарушения в письменной речи; - положительная динамика во время коррекционной работы. |
7 | Эмоционально-волевая сфера | характерна несформированность эмоциональной сферы; - ведущими являются инстинкты; - отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость; - деятельность не целенаправленна; - характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы). | характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы). - эмоциональное развитие задержано (детскость, гиперактивность, инфантилизм); - испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения); - страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность); - опознание эмоций и состояния людей происходит в большей степени в контексте общей ситуации, чем по выражению лиц или по выразительным движениям. |
8 | Мотивационно-потребностная сфера | - завышенная самооценка; - не являются инициаторами общения | взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения; - избегают конфликтных ситуаций либо являются инициаторами конфликтов; - занижена самооценка; - игра на протяжении длительного времени остаётся ведущим видом деятельности. |
9 | Особенности личности | | |
Приложение
Календарно - тематическое планирование к программе по коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с ЗПР
Цель программы: помочь учащимся осознать агрессивность своих поступков, научить избавляться от этого, не нанося вред окружающим людям.
Задачи программы:
-
Сформировать установку на внимательное отношение к своим чувствам и чувствам других, на их конструктивное выражение. -
Повысить уровень осознания своих чувств. Обучить приемам разрядки негативных чувств (злости, раздражения). -
Повысить уровень самоконтроля. -
Обучить конструктивным приемам решения конфликтов. -
Сформировать положительную адекватную самооценку.
Форма работы - групповая.
Программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста с ЗПР, минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 10 человек. Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 45 минут.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Цель |
1 | 01.10. 2021 | Знакомство с программой. Диагностика агрессивного поведения. | Установить контакт с учащимися, создать атмосферу доверия, достигнуть понимания. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий |
2 | 08.10. 2021 | Моя личность. | Обратить внимание на понятия «Кто я? Кто ты?», понять индивидуальные особенности характера каждого человека. |
3 | 15.10. 2021 | Мои и чужие чувства. | Научить определять внутренние переживания другого человека и соотносит их со своими. |
4 | 22.10. 2021 | Невербальное выражение чувств. | Обучение правильному выражению чувств с помощью мимики и жестов, не нанося вред окружающим. |
5 | 29.10. 2021 | Агрессия. Виды агрессии. | Познакомить с видами агрессии, способами ее выявления у себя и окружающих; научиться способам разрядки агрессивных чувств. |
6 | 05.11. 2021 | Самооценка. | Научить выделять свои сильные и слабые стороны в агрессивном поведении, помочь сформулировать положительные установки к своему «Я» и мнению окружающих. |
7 | 12.11. 2021 | Отношение к себе. | Помочь учащимся понять и адекватно научиться оценивать свои недостатки, распознавать, что это не является негативным явлением, а носит относительный характер. |
8 | 19.11. 2021 | Человек и социум. | Помочь учащимся понять огромную роль общества в жизни каждого человека, осознать важность доброжелательного отношения для себя. |
9 | 26.11. 2021 | Конфликт. Решение конфликта. | Формировать навыки решения конфликтных ситуаций. |
10 | 03.12. 2021 | Я и спокойная жизнь. Завершающее занятие. Контрольная диагностика агрессивности | Обсуждение итоговых результатов совместной работы, подведение итогового эксперимента, наставление на дальнейшую самостоятельную работу. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий |