Файл: Самостоятельная работа по теме 1 Задание Составьте таблицу Уровни развития группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 6.1

Задание 1. Составьте таблицу «Уровни развития группы» с краткой характеристикой основных отличительных признаков каждого уровня.

Уровень развития группы

Характеристика уровня развития группы

 Конгломерат

 это группа, которая состоит из ранее незнакомых людей, оказавшихся в определенном месте и в определенных условиях, обусловивших их объединение между собой для достижения общей цели. Особенность данной группы заключается в том, что между участниками группы отношения поддерживаются только лишь на период достижения цели (решения совместной проблемы), в дальнейшем они не осуществляют совместную деятельность.

 Номинальная группа

 (от лат. «именной, существующий только по названию»). Это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают название первокурсников. Наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами.

 Ассоциация

 группа, в которой отсутствуют объединяющие ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

 кооператив

 Взаимодействие людей в условиях опосредованного или непосредственного общения проявляется по-разному. Чаще всего социальные психологи выделяют различные формы кооперации (сотрудничество) и конкуренции (конфликт). Жизнь настолько многообразна, что точного ответа на вопрос, какая из форм межличностного взаимодействия во всех случаях оказывается наилучшей – кооперация или конкуренция, скорее всего не существует. Все зависит от множества факторов, ситуации, условий, в которых возникает, формируется и развивается межличностное общение.

 Автономия

 это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней.
Такая группа характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Индивидуальные цели каждого участника достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей членов группы. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Т.е. достигаются сплоченность и референтности группы для ее членов. Появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности. Появляется чувство «МЫ», в отличие от «ОНИ», т.е. другие группы.

 Коллектив

 это группа людей, осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности.
Коллектив – это пик, вершина развития группы; это группа самого высшего уровня развития.


 

Задание 2. Решите приведенные ниже педагогические задачи по влиянию педагога на групповое поведение детей.

Задача 1. Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые.  Какими могут быть действия воспитателя?

Ответ: В данной ситуации необходимо применять различные методы: это и беседы (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.); и наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире, и личный пример авторитетного взрослого.

И, конечно же, одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка очень важно.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры, такие как "Гори, гори ясно”, "Бояре” и другие;

4) проведение русских народных праздников, например таких как "Масленица, "Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;

6) знакомство детей с традициями народов разных стран; «Сладкий вечер» проведение этого мероприятия родителями с детьми в форме костюмированного бала разных народов мира, России; приготовление на выбор традиционных сладостей этих народов.



Задача 2. В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Найдите способ повернуть детей к отверженному мальчику.

Ответ: что нужно сделать:
- выявить способности мальчика, значимые для других детей;

- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

Как вариант конечного результата: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
В любом случае, думаю активно стараться вовлекать ребёнка в различные групповые события, чтобы и он почувствовал себя увереннее и дети его заметили. При любых возможных вариантах, почему ребёнок отвергнут другими детьми (новенький, стеснительный) мы используем беседы, чтение литературы, игры, игровые упражнения, но в конкретной ситуации делаем акцент на что-то больше, на что-то меньше. Всё будет зависеть от личных обстоятельств.
Этапы работы воспитателя с отвергаемым ребёнком :

1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка дошкольного возраста;
2. Наблюдение в групповой и вне групповой ситуации;
3. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.
4. Беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками, воспитателями и родителями) .
5. Чтение специальной литературы (сказки, рассказы с похожей ситуацией) .