Файл: Самостоятельная работа по теме 1 Задание Составьте таблицу Уровни развития группы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 6.1
Задание 1. Составьте таблицу «Уровни развития группы» с краткой характеристикой основных отличительных признаков каждого уровня.
Уровень развития группы | Характеристика уровня развития группы |
Конгломерат | это группа, которая состоит из ранее незнакомых людей, оказавшихся в определенном месте и в определенных условиях, обусловивших их объединение между собой для достижения общей цели. Особенность данной группы заключается в том, что между участниками группы отношения поддерживаются только лишь на период достижения цели (решения совместной проблемы), в дальнейшем они не осуществляют совместную деятельность. |
Номинальная группа | (от лат. «именной, существующий только по названию»). Это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают название первокурсников. Наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. |
Ассоциация | группа, в которой отсутствуют объединяющие ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. |
кооператив | Взаимодействие людей в условиях опосредованного или непосредственного общения проявляется по-разному. Чаще всего социальные психологи выделяют различные формы кооперации (сотрудничество) и конкуренции (конфликт). Жизнь настолько многообразна, что точного ответа на вопрос, какая из форм межличностного взаимодействия во всех случаях оказывается наилучшей – кооперация или конкуренция, скорее всего не существует. Все зависит от множества факторов, ситуации, условий, в которых возникает, формируется и развивается межличностное общение. |
Автономия | это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Такая группа характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Индивидуальные цели каждого участника достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей членов группы. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Т.е. достигаются сплоченность и референтности группы для ее членов. Появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности. Появляется чувство «МЫ», в отличие от «ОНИ», т.е. другие группы. |
Коллектив | это группа людей, осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности. Коллектив – это пик, вершина развития группы; это группа самого высшего уровня развития. |
Задание 2. Решите приведенные ниже педагогические задачи по влиянию педагога на групповое поведение детей.
Задача 1. Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые. Какими могут быть действия воспитателя?
Ответ: В данной ситуации необходимо применять различные методы: это и беседы (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.); и наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире, и личный пример авторитетного взрослого.
И, конечно же, одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка очень важно.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры, такие как "Гори, гори ясно”, "Бояре” и другие;
4) проведение русских народных праздников, например таких как "Масленица, "Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран; «Сладкий вечер» проведение этого мероприятия родителями с детьми в форме костюмированного бала разных народов мира, России; приготовление на выбор традиционных сладостей этих народов.
Задача 2. В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Найдите способ повернуть детей к отверженному мальчику.
Ответ: что нужно сделать:
- выявить способности мальчика, значимые для других детей;
- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.
Как вариант конечного результата: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
В любом случае, думаю активно стараться вовлекать ребёнка в различные групповые события, чтобы и он почувствовал себя увереннее и дети его заметили. При любых возможных вариантах, почему ребёнок отвергнут другими детьми (новенький, стеснительный) мы используем беседы, чтение литературы, игры, игровые упражнения, но в конкретной ситуации делаем акцент на что-то больше, на что-то меньше. Всё будет зависеть от личных обстоятельств.
Этапы работы воспитателя с отвергаемым ребёнком :
1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка дошкольного возраста;
2. Наблюдение в групповой и вне групповой ситуации;
3. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.
4. Беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками, воспитателями и родителями) .
5. Чтение специальной литературы (сказки, рассказы с похожей ситуацией) .