Файл: Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность Автор обобщения опыта учитель начальных классов мбоу Бабкинская средняя общеобразовательная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Автор обобщения опыта: учитель начальных классов МБОУ – «Бабкинская средняя общеобразовательная школа»

Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость.

Условия проведения обобщения опыта. Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Развитие познавательной активности личности в обучении требует в нашем информационном мире принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убедили меня в том, что наиболее конструктивным решением является создание психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».

Актуальность обобщения опыта. Познавательная активность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому, работая над её формированием и развитием у учащихся, мною были изучены и проанализированы условия, способствующие её развитию и активизации у младшего школьника:

- обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться
;

- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

- комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;

- обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

- эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога (создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);

- стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

- на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

- организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.

Ведущая педагогическая идея. Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли и др.

Современные отечественные педагоги и психологи, и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников.

Степень новизны обобщения опыта. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Технологии, используемые мною в работе:

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- ИКТ;

- здоровье-сберегающие технологии.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

- проблемное изложение;

- поисковый

- метод проекта.

Формы работы:

- общеклассная;

- групповая;

- парная;

- индивидуальная.

Средства деятельности:

- словари и энциклопедии;



- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

- раздаточный и дидактический материал;

- печатные пособия;

- мультимедийные презентации.

Диапазон обобщения опыта:

применение форм, методов и приёмов обучения строится в системе урочно-внеклассной работы.

Технология обобщения опыта.

Глубоко изучая методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой

Цель: решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.

Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Мною были намечены следующие задачи:

1)Формировать положительную мотивацию учения

2)Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка

3)Развивать личностный потенциал учащихся

4)Формировать умение самостоятельно добывать знания.

5)Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

Что же я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

Одно из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам , первая искра, зажигающая факел любознательности.

В своей работе с целью развития познавательной активности младшего школьника я использую средства, представленные в схеме (Приложение )

Поподробнее остановлюсь на каждом из них.

Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.

1.Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения


2. Кроме проблемно-диалогического обучения в своей работе я использую и другие технологии. Так в 1-2 классах я часто обращаюсь к игровой технологии, ведущим методом которой является игра. Ведь переход от игровой деятельности, которая является основной в детском саду, к учебной происходит очень болезненно. Детям тяжело сконцентрировать свое внимание, у них еще нет целенаправленной деятельности к учению, а утомляемость повышается.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету ­дидактическая игра.

В своей практике использую разнообразные предметные дидактические игры: например, по природе - «Рассели животных в домики», «Чьи детёныши?», по математике и русскому языку - «Крестики - нолики», “Запомни математические термины», «Рыболов», «Веселый счет» , по чтению - «Фотоглаз», «Какое слово лишнее?», “Цепочка слов”, «Назови одним словом», «Определи маршрут самолёта», «Десантники», «Помоги белке найти своё дупло», и многие другие.

Используя игровые формы на уроках, заметила, что у ребят повышается мотивация обучения, познавательный интерес к предметам. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учёбе.

Активно применяю игры и во внеурочной деятельности. Именно там раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном обществе. Наиболее часто применимы сюжетно-ролевые игры, в которых условия игры схожи с условиями жизни в обществе. Это могут быть игры: «Хочу быть учителем», «Играем в больничку», «Отправляемся путешествовать…», «Знаем правила движения», «Играем в сказки»и т. д.

Для развития познавательного интереса у учащихся использую разнообразный занимательный материал: загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, задачи в стихах, головоломки, задания на сообразительность, логику. Дети с удовольствием решают эти творческие задания. Расширяется кругозор, развивается и обогащается речь детей.

Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное зрительное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.

Свои уроки стараюсь превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро, интересно и даёт хороший результат.


На своих уроках я стараюсь не терять связь с другими предметами. Например, обращаю внимание на правописание тех или иных слов не только на уроках русского языка, но и на уроках математики (при решении задач), чтения (при составлении плана рассказа). Или же даю интересные сведения из жизни животных не только на уроках окружающего мира, но и на уроках математики, русского языка, изобразительного искусства.

Развитию познавательной активности учащихся способствует разнообразие форм обучения. Так наряду с традиционными формами обучения я провожу и нетрадиционные уроки:

  1. урок-КВН: «КВМ - Клуб Веселых Математиков», «Что за прелесть эти сказки... » (по чтению) и др.;

2)ypoк-соревнование. Такие уроки я провожу при обобщении материала. Это может быть «Брейн - ринг» по математике, «Своя игра» на уроках чтения или же «Что? Где? Когда?» на ознакомлении с окружающим миром;

3)урок-экскурсия: «В гости к осени», «В гости к зиме» (ознакомление с окружающим миром), «Математика вокруг нас» (математика) и др.;

4)урок-путешествие. Это может быть путешествие в любую хорошо известную детям сказку «Колобок», «Царевна – лягушка», или борьба со Змеем Горынычем, Бармалеем и т. д., где дети должны выполнить, какое-либо задание, чтобы помочь сказочному персонажу преодолеть препятствие.

3. Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считаю использование Информационно - коммуникационных технологий. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Мой кабинет оснащен комплектом компьютерного оборудования, что дало мне возможность более тщательно изучить вопрос использования ИКТ на уроках. В результате на уроках я использую разные формы применения ИКТ: презентации; тренажёры; физминутки; тесты; развивающие игры; музыкальное сопровождение уроков; использование возможностей Интернет сообществ; проектная деятельность.

Презентации также использую на уроке для фронтальной проверки предыдущего материала.