Файл: Роль наставничества в современном образовании Наставничество.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Роль наставничества в современном образовании
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наиболее распространена в профессиональных образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с начинающими педагогами, однако в современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только начинающих педагогов, но и, в идеале, всех участников образовательного процесса.
Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:
– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;
– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.
Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:
– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ
;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и подшефного.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы:
– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательнойпрограммы;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Документы федерального значения | |
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" | ознакомиться |
Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021 <О направлении Методических рекомендаций> (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях", "Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников") | ознакомиться |
Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися) | ознакомиться |
Документы регионального значения | |
Приказ Департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области" (Зарегистрирован 29.07.2022 № 10-12647) | ознакомиться |
Уровень образовательной организации | |
Положение о системе наставничества педагогических рвботников МДОУ "Детский "Дюймовочка" | ознакомиться |
Приказ об утверждении Положение о системе наставничества педагогических работников | ознакомиться |
План мероприятий (дорожная карта) по наставнчеству на 2022- 2023 учебный год | ознакомиться |
План мероприятий МДОУ "Детский сад "Дюймовочка", приуроченных к году педагога и наставника на 2023 г. | ознакомиться |
Программа организации наставничества в МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» «Успешный педагог» | ознакомиться |
Договор о сотрудничестве между МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» и МДОУ «Детский сад «Звёздочка» на 2022-2023 гг | ознакомиться |
Персонализированный тематический план на 2022-2023 учебный год воспитателя-наставника Бахаревой Н.В. и воспитателя Рожковой А.А. по педагогическому просвещению молодого педагога | ознакомиться |
База наставляемых МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» | ознакомиться |
База наставников МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» | ознакомиться |
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
Институт наставничества | перейти |
Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ» | перейти |
Центр непрерывного повышения педагогического матсерства ЦНППМ Ярославкой области | перейти |
Национальный ресурсный центр наставничества | перейти |
Нацпроект «Образование»: как организовать наставничество в школе | перейти |
Школа наставничества | перейти |
Всероссийский форум «НАСТАВНИК» | перейти |
RSS подписка
14.03.2023Взаимопосещение занятий
В нашем детском саду создана наставническая пара: наставник с большой буквы Бахарева Наталья Викторовна и ее коллега, начинающий воспитатель Рожкова Анна Александровна. Оба педагога трудятся на одной группе, это очень удобно и эффективно работает. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также знание дошкольных методик. Часто воспитатели проводят совместные мероприятия, как с детьми, так и с родителями, естественно, и готовятся к ним вместе. Продуктивно проходят и взаимопосещения занятий, в ходе которых воспитатели обсуждают методы и приёмы работы с детьми данного возраста, эффективность занятия в целом.
Наставник Бахарева Н.В. посетила занятие по рисованию "Лучики для солнышка" в группе раннего возраста, в ходе которго Анна Александровна провела дидактическую игру "Лучики солнца" и занятие по конструированию "Будка для собачки" во время которой проводилась с детьми подвижная игра "Лохматый пёс".