Файл: Роль наставничества в современном образовании Наставничество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Роль наставничества в современном образовании

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наиболее распространена в профессиональных образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с начинающими педагогами, однако в современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только начинающих педагогов, но и, в идеале, всех участников образовательного процесса.

Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.

Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:

– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;
– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.

Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:

– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ
;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:

1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и подшефного.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы: 

– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательнойпрограммы;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Документы федерального значения

Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

ознакомиться

Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021 <О направлении Методических рекомендаций> (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях", "Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников")

ознакомиться


Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися)

ознакомиться

Документы регионального значения

Приказ Департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области"
(Зарегистрирован 29.07.2022 № 10-12647)

ознакомиться

Уровень образовательной организации

Положение о системе наставничества педагогических рвботников
 МДОУ "Детский "Дюймовочка"

ознакомиться

Приказ об утверждении Положение о системе наставничества педагогических работников 

ознакомиться

План мероприятий (дорожная карта) по наставнчеству на 2022- 2023 учебный год

ознакомиться

План мероприятий МДОУ "Детский сад "Дюймовочка", приуроченных к году педагога и наставника на 2023 г.

ознакомиться

Программа организации наставничества в МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» «Успешный педагог»

ознакомиться

Договор о сотрудничестве между МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» и МДОУ «Детский сад «Звёздочка» на 2022-2023 гг

ознакомиться

Персонализированный тематический план на 2022-2023 учебный год воспитателя-наставника Бахаревой Н.В. и воспитателя
Рожковой А.А. по педагогическому просвещению  молодого педагога

ознакомиться

База наставляемых МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

ознакомиться

База наставников МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

ознакомиться


ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

Институт наставничества

перейти

Сообщество «ВКонтакте»  «Наставник 76.РФ»

перейти

Центр непрерывного повышения педагогического матсерства  ЦНППМ Ярославкой области

перейти

Национальный ресурсный центр наставничества

перейти

Нацпроект «Образование»: как организовать наставничество в школе

перейти

Школа наставничества

перейти

Всероссийский форум «НАСТАВНИК»

перейти

RSS подписка

14.03.2023Взаимопосещение занятий

В нашем детском саду создана наставническая пара: наставник с большой буквы Бахарева Наталья Викторовна и ее коллега, начинающий воспитатель Рожкова Анна Александровна.  Оба педагога трудятся на одной группе, это очень удобно и эффективно работает. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также знание дошкольных методик. Часто воспитатели проводят совместные мероприятия, как с детьми, так и с родителями, естественно, и готовятся к ним вместе. Продуктивно проходят и взаимопосещения занятий, в ходе которых воспитатели обсуждают методы и приёмы работы с детьми данного возраста, эффективность занятия в целом.

Наставник Бахарева Н.В. посетила занятие по рисованию "Лучики для солнышка" в группе раннего возраста, в ходе которго Анна Александровна провела дидактическую игру "Лучики солнца" и занятие по конструированию  "Будка для собачки" во время которой проводилась с детьми подвижная игра "Лохматый пёс".