ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашняя работа № 2
Тема - "Научный стиль речи"
Вариант 3 (для студентов, фамилии которых начинаются на буквы от С до Я включительно – по алфавиту)
Работу необходимо выполнить в печатной (электронной) форме, выделяя цветным шрифтом нужные ответы или печатая их там, где необходимо.
Ответить на вопросы поможет теоретический материал, высланный в отдельном файле.
СТУДЕНТ __Федоров Антон Алексеевич
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Дайте ответы на тестовые задания, выделяя цветом нужные номера ответов.
1. Какой подстиль научного стиля предназначен для коллег-специалистов?
1) собственно научный
2) научно-популярный
3) учебно-научный
2. В каком подстиле ставится задача доходчиво передать читателю-неспециалисту информацию из какой-либо области знания?
1) в научно-информативном
2) научно-популярном
3) собственно научном
3. Большое научное исследование, написанное одним автором ( и обычно на одну тему), - это…
1) монография
2) фолиант
3) энциклопедия
4. Какой подстиль научной прозы представлен в данном ниже отрывке?
Кирилл и Мефодий...Создатели славянской азбуки родились в шумном и пыльном македонском городе Солуни. (Сейчас это греческий город Салоники.) Мефодий в 820 году, а через шесть лет - Константин (Кирилл). Отец их был болгарин. В это время добрую половину населения города составляли славяне, поэтому немудрено, что братья свободно владели славянским языком. Мать-гречанка постаралась дать Кириллу и Мефодию хорошее образование.
В. С. Драчук
1) собственно научный
2) учебно-научный
3) научно-популярный
5. Какой подстиль научной прозы представлен в данном ниже отрывке?
Наша гипотеза заключалась в следующем. Если восприятие геометрических фигур ( как и каждое восприятие) является процессом, имеющим сложное смысловое и системное строение, если оно предполагает выделение опорных признаков, выбор из многих альтернатив и принятие соответствующего «решения», есть основания думать, что и этот процесс в значительной степени зависит от характера практики испытуемого. Человек, деятельность
которого сформировалась в условиях конкретной практики, будет, видимо, выделять из предложенных геометрических фигур признаки и воспринимать эти фигуры иначе, чем человек, получивший теоретическую подготовку (А.Лурия).
1) научно-популярный
2) научно-информативный
3) собственно научный
6. Укажите, что из перечисленного отсутствует в тексте предшествующего вопроса (№ 5).
1) отвлеченная лексика
2) причастные обороты
3) общенаучная лексика
4) эмоционально-оценочная лексика
7. В каком ряду все слова имеют обобщенно-абстрактное значение?
1) колонна, котенок, архитектор
2) горение, извлечение, количество
3) красота, музыковед, растениеводство
8. Укажите предложение, в котором слово ВЕЛИЧИНА приобретает экспрессивный оттенок.
1) Скорость тоже есть векторная величина.
2) Академик Ферсман - мировая геологическая величина.
9. Укажите предложение, в котором глагол ЯВЛЯТЬСЯ - ЯВИТЬСЯ выступает в обобщенном значении, характерном для научного стиля.
1) Левка нырнул и через минуту явился на поверхности с щенком.
2) Если случался пожар, он являлся первым, уходил последним.
3) Животные и растения являются двумя ветвями живых организмов.
10. Какой из данных ниже фразеологизмов НЕ имеет окраски научного стиля?
1) прийти к выводу
2) что и требовалось доказать
3) Содом и Гоморра
4) привести к общему знаменателю
11. Укажите, какое утверждение является неверным.
1) Для научного изложения характерна в целом неличная манера. Чувства, переживания исследователя остаются за пределами научного текста.
2) В предложении "Длительный звук мы называем музыкальным" употребляется объективное авторское местоимение МЫ ("мы" скромности).
3) Императивность - важная стилевая черта научной прозы.
4) Точность научного стиля проявляется в использовании терминологии.
12. Укажите, какое утверждение является неверным.
1) В научной речи широко используются отглагольные существительные: движение ( от двигаться), обнаружение ( от обнаружить), направление ( от направлять) и т.д.
2) В научных текстах редко употребляются сложные предложения.
3) В научном стиле значение времени неактуально, поскольку наука говорит о "вечных истинах", о всеобщих закономерностях.
4) Логичность научной речи реализуется при употреблении таких оборотов, как
во-первых, следовательно, таким образом, перейдем к рассмотрению вопроса.
13. Для изложения результатов исследования используются ТЕЗИСЫ для того, чтобы ознакомить с ними специалиста:
1) во всех подробностях
2) только с основными положениями
3) только с темой и проблемой
14. Научные тексты, информация которых является сжатым изложением первоисточника, называются ...
1) оригинальными
2) вторичными
3) первичными
15. Какой из жанров научной прозы является вторичным?
1) диссертация
2) реферат
3) статья
16. Какой из жанров принадлежит к числу первичных?
1) план
2) монография
3) аннотация
4) научная рецензия
17. Что значит слово "конспект" в переводе с латинского?
1) краткость
2) план
3) обзор
4) сокращение
18. Что из перечисленного НЕ относится к рубрикации научного текста?
1) использование заголовков
2) нумерация
3) приведение конкретных примеров
4) деление текста на параграфы
19. В каком жанре научного стиля используютcя оценочные слова?
1) в аннотации, 2) в научной рецензии, 3) в информативном реферате
20. Что пропущено? (метод работы, структура работы, предмет исследования)
____Структура работы_____ включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение, содержащее иллюстративный материал - схемы, диаграммы и графики.
21. Укажите ряд, в котором словосочетания (клише) НЕ используются при написании научной аннотации.
1) Справочная часть включает...
2) Книга адресована ...
3) Я считаю, что...; по нашему мнению, ...
4) Автор рассматривает...
22. Определите жанр данного ниже текста.
1) статья
2) тезисы
3) аннотация
4) рецензия
Барыгин И. Н. Международное регионоведение: Учебник для вузов / И.Н. Барыгин. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 384 с. - ISBN 978-5-388-00688
Один из первых в России учебников по данной учебной дисциплине. В книге рассматриваются основные аспекты международного регионоведения как комплексной учебной дисциплины, раскрывающей содержание междисциплинарных предметных областей с точки зрения политологии и международной экономики. Представляются основные характеристики понятия «международный регион», выделяются его структурные и функциональные параметры с позиций системного и междисциплинарного подходов. Выделяются основные принципы,
анализируются актуальные процессы организации управления международными региональными образованиями. Отдельное внимание уделяется современной проблематике региональной эволюции в рамках глобализации и локализации.
Учебник предназначен для студентов, изучающих учебные дисциплины в рамках специальностей и специализаций «Международные отношения», «Регионоведение» «Международное регионоведение», «Журналистика», «Международная журналистика», а также всех интересующихся указанными проблемами.
23. Укажите, в каком времени используются выделенные глаголы в тексте задания 22.
1) в прошедшем
2) в настоящем
3) в будущем
24. В какой последовательности нужно расположить части данного ниже текста, чтобы текст получился связным и логичным?
1) А, Б, В
2) А, В, Б
3) В, Б, А
4) В, А, Б
А. Весьма откровенно это выразил прусский король Фридрих II. "Нравится ли тебе какая-то страна, - сказал он, - так захвати ее, если имеешь для этого средства. Потом всегда найдешь историка, который докажет справедливость твоей битвы, и юриста, обоснующего твои требования".
Б. Что скрывалось тогда под понятием "государство", объяснил один из тогдашних Людовиков, заявив: "Государство - это я!" Прежде, особенно в XVII - XVIII веках, при абсолютной монархии, внешняя политика была довольно прямолинейной.
В. Внешняя политика бывает зависимой от политики внутренней, и этот принцип действует сегодня так же, как он действовал 100 и 200 лет назад. Еще в XVI веке интересы государства возводились в высший принцип европейских монархов.
(Ярослав Шедивы)
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
1. Прочитайте данный ниже текст и выполните задания к нему.
В зависимости от функции языка в межгосударственном и межэтническом общении язык может быть охарактеризован различным способом: например, как мировой, международный, государственный (национальный).
К мировым языкам относятся языки межгосударственного и межэтнического общения, которые приобрели статус официального и рабочего языка ООН. На сегодняшний день выделяется шесть мировых языков, среди которых есть и русский. Остальные пять - это английский, арабский, испанский, китайский и французский. Отнесение языка к числу мировых прежде всего обусловлено его распространенностью и значимостью нации в мировой политике в данный исторический период. Первым мировым языком был португальский, что приходилось на ХVI - XVII века, когда Португалия считалась могучей колониальной империей. В XVIII веке статус мирового языка приобрел французский. Франция считалась наиболее развитой страной Европы, обладающей многочисленными колониями и диктовавшей межгосударственную политику. С середины ХIX века и по сей день прочное место среди мировых языков занял английский, использование которого приобрело планетарный характер.
Международный язык - это чаще всего язык государственный, официальный, который используется в международном и межэтническом общении. Так, например, вьетнамский язык, являющийся официальным языком Вьетнама, используется также в Лаосе, Таиланде, Камбодже, Новой Каледонии, а также во Франции и в США.
Государственный язык представляет собой основной язык в стране и определяет юридический статус языка. Так, например, статус государственного в годы перестройки (90-е г. г. ХХ века) получили языки народов бывших республик СССР. Первыми в этом движении за государственный статус национальных языков стали прибалтийские республики.
Как правило, понятия государственный и официальный язык выступают как тождественные. Однако в разных странах существует различная интерпретация данных статусов языка. Например, Исламская Республика Мавритания провозгласила в качестве национального арабский язык, в то время как официальным языком при этом выступает французский.
Помимо юридического правового статуса существуют также дипломатические ранги языков. Так, в эту классификацию включаются официальные и рабочие языки. Официальный дипломатический ранг языка обозначает, что он признан единственным и общим для всех государств, участвующих в международных совещаниях, конференциях, симпозиумах, и предполагает, что вся документация ( акты, протоколы и т.д.) ведется именно на нем. Рабочие языки используются в ведении дискуссии, прениях, при составлении докладов и проектов решений.
Задания к тексту
1. Составьте вопросный план к тексту.
-
Какими способами может быть охарактеризован язык? -
Какие языки относятся к мировым? Какие мировые языки выделяются на сегодняшний день? -
Что такое международный язык? -
Что представляет собой государственный язык? -
Всегда ли государственный и официальный языки выступают как тождественные? -
Что включают в себя дипломатические ранги языков?
2. Какова сфера использования текста?
1) наука, 2) образование, 3) просвещение
3. Определите тему текста. Функции языка
4. Укажите подстиль текста:
1) собственно научный
2) учебно-научный
5. Укажите основные языковые черты (выберите в каждом ряду правильный ответ):