Файл: Исследования работы и эксплуатационных характеристик гироазимуткомпаса "вега".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

1.3 Гиросекция.   В состав гиросекция кроме гироблока входят системы его подвеса и термостабилизации.Гиросекция СГ-1Б гироблок в сборе с системами терморегулирования, следящей системы стабилизации и трансляции. Рис. 1.21. курсовая шкала, внутри под ней расположен гироблок2. обогреватель3. кардановые кольца вертикальное и горизонтальное.4. основание гиросекции5. исполнительный двигатель азимутального канала следящей системы6. датчики курса. 1.4 Индикатор горизонта.Индикатор горизонта предназначен для измерения угла наклона главной оси чувствительного элемента относительно плоскости горизонта и преобразования величины угла в пропорциональный электрический сигнал. Индикатор горизонта имеет маятник с упругим подвесом груза (рис. 2.4). Груз 1 подвешен к основанию 2 на плоских тонких пружинах 3. Такой подвес обеспечивает высокую чувствительность маятника вправо - влево (на рисунке), так как в этом направлении пружины легко изгибаются. Поскольку ширина пружин значительна, то в других направлениях маятник не перемещается. Рис.1.31. Груз; 2. Основание;3. Плоские пружины; 4. Упоры;5. Сигнальная обмотка; 6. Обмотка возбуждения.Угол отклонения груза ограничен упорами 4 в пределах ±1°. Корпус ИГ заполнен жидкостью, вязкость которой обеспечивает полупериод колебаний маятника, равный 60 с. Эта величина является постоянной времени индикатора горизонта.1.5 Прибор питания ВГ-2А.Прибор предназначен для включения гирокурсоуказателя, формирования питающих напряжений, защиты основных цепей и контроля электрической схемы.В нижней части корпуса прибора установлены кнопки «Пуск» (черная) и «Стоп» (красная), а также переключатель «Контроль». Выше него на крышке находится вольтметр, который подключается при контроле напряжения в фазах.В верхней части крышки имеются окно для наблюдения за счетчиком времени наработки гирокурсоуказателя и три световых табло: «Система», «Агрегат», «50 Гц 110В». Внутри прибора размещены различные электроэлементы (см. лаб. раб. 3), а также реле времени, благодаря которому выдерживается программа запуска ГКУ.В состав схемы питания входит также агрегат АМГ-202 (АМГ-200), преобразующий трехфазный ток 380/220 В, 50 Гц в трехфазный ток 120 В, 500 Гц. На судах, имеющих бортовую сеть постоянного тока, применяется агрегат АПМ-300 ВМ. 1.6 Штурманский пульт. На нижней части корпуса прибора установлены: переключатель режимов работы на два положения («ГА» и «ГК); рукоятки установки широты места «φ» и скорости «V» судна, резистор для регулировки яркости ламп подсветки.На крышке прибора имеются окна, под которыми находятся шкалы курса, скорости и широты, а также четыре табло с надписями «Гироазимут», «Гирокомпас», «Подготовка», «Перегрев».Внутри прибора размещен ревун, предназначенный для подачи звукового сигнала при перегреве гироблока или при отключении питания гиромотора; расшифровывающая следящая система трансляции курса с вычислительными устройствами схемы коррекции ПСУ; резисторы «sinφ», «VN», «tgφ», позволяющие регулировать корректирующие моменты. 1.7 Сигнальный прибор ВГ-6. Прибор ВГ-6 предназначен для подачи световой сигнализации о неисправностях гирокомпаса, а также для автоматической выработки сигнала интегрального управленияСнаружи на корпусе установлены штепсельный разъем и ручка замка. На крышке установлены сигнальные таблос надписями (сверху вниз): "ИГ на упоре", "Перегрев", "Неисправ. след. сист.", "Откл. питания", "ИК на пределе".Внутри корпуса расположены два узла. В первый узел — сигнальное устройство — входят блоки и элементы сигнальной системы гирокомпаса. Во второй — интегратор, включены элементы и блоки, с помощью которых осуществляется формирование сигнала интегрального управления.Панельуправления и контроля прибора ВГ-6 размещена внутри корпуса, в его нижней части. 1.8 Размещение приборов на судне. При установке приборов гирокурсоуказателя на судне необходимо руководствоваться определенными требованиями.1. Прибор ВГ-1Б должен располагаться как можно ближе к центру качания судна для уменьшения влияния сил инерции, возникающих на качке Он устанавливается вместе с амортизатором на металлическом фундаменте или кронштейне, которые крепятся к палубе или к переборке. В месте установки наносятся две риски, параллельные диаметральной плоскости судна ( этими рисками совмещаются риски, нанесенные на основании прибора точность совмещения не ниже ±0,2°. При этом болты крепления должны располагаться симметрично относительно овальных отверстий основания прибора Для того чтобы обеспечить доступ к прибору, со стороны штепсельных разъемов должно оставаться свободное пространство не менее 0,15 м, с остальных сторон и сверху - не менее 0,5 м.Вблизи прибора ВГ-1Б не должно быть тепловых потоков, вызывающих резкие колебания температуры, а интенсивность внешних воздействий не должна превышать допустимых норм. Помещение, где установлен ВГ-1Б, оборудуется средствами связи, используемыми при согласовании репитеров.2. Пелорусы вместе с пеленгаторными репитерами монтируются на открытой палубе на деревянных подушках толщиной не менее 50 мм. При этом линия 0-180° азимутальной шкалы должна быть параллельна диаметральной плоскости судна с точностью не ниже ±0,2° (отметка 0° в корму). Разность пеленгов отдаленного предмета, взятых одновременно с обоих репитеров с помощью оптических пеленгаторов ПГК-2, не должна превышать ±0,15°.3. Приборы ВГ-2Б, ВГ-ЗА, 23-К крепятся к переборке таким образом, чтобы обеспечить удобный доступ к органам управления и контроля.Прибор ВГ-2Б размещается в одном помещении с прибором ВГ-1Б. Штурманский пульт ВГ-ЗА и курсограф 23-К устанавливаются в штурманской рубке. При необходимости все три прибора могут располагаться в одном месте, причем конструкция позволяет разместить их вплотную друг к другу, без зазоров между боковыми сторонами.4. Агрегат питания крепится к палубе на деревянной подушке толщиной не менее 30 мм. Продольная ось агрегата устанавливается, как правило, параллельно диаметральной плоскости судна. 1.9 Двухканальная следящая система.Двухканальная система стабилизации осуществляет слежение корпуса гироблока за положе­нием гироскопического чувствительного элемента, обеспечивая сохране­ние им свойств свободного гироскопа, и является основой для реализации трехстепенного жидкостноторсионного подвеса гиросферы.Система стабилизации гироблока имеет два канала. Азимуталь­ный канал отрабатывает поворот судна относительно оси OZ, а гори­зонтальный канал — вокруг оси OY гиросферы.Положение гиросферы относительно горизонтной системы координат определяется углами αи β, а положение стабилизируемого элемента (кор­пуса гироблока) относительно той же системы координат — углами α Г и βГ.Основными элементами системы стабилизации являются датчики углов 25(1В1) и 17(1В2), двигатели 1(1М2) и 31(1Ml) и полупроводниковые усилители 1А1(УСГ) и 1А2(УСА). Подготовка и включение ГАК. 2.1 Подготовка ГАК “Вега” к пуску.Перед включением приборов ГКУ производится внешний осмотр, проверяется надежность соединения штепсельных разъемов, целостность монтажа, плавность вращения кинематических линий. Обнаруженные неисправности необходимо устранить; пыль, влагу, грязную смазку удалить. Проверить на распределительном щите питающие напряжения 3-50 Гц 220/380 В и 50 Гц 110 В. Допустимые отклонения ±10%. Органы управления устанавливаются в исходное положение, указанное в табл. 2.Проверка гироблока и гиросекции: открыв колпак прибора ВГ-1Б, убедиться, что пузырек уровня на установочном кольце отклонен не более чем на одно деление; удерживая горизонтальное кольцо в горизонтальном положении, отклонить установочное кольцо с гироблоком на 20° и отпустить его. Гироблок должен вернуться в исходное положение с точностью 1-1,5 деления уровня. В противном случае гироблок необходимо заменить; убедиться в наличии зазора между монтажными проводами и вертикальным кардановым кольцом, для чего провернуть его вокруг вертикали на 360°. Таблица 2.1Порядок подготовки прибора к включению.

2.3 Определение основных эксплуатационных характеристик чувствительного элемента гирокомпаса.

3.1. Использование прибора в процессе плавания.

3.2 Оценка возможной погрешности в определении места судна.

3.2. Оценка возможной погрешности в значении поправки гирокомпаса.

3.3. Оценка возможной величины поперечного линейного сноса.

4.1 Диагностика неисправностей согласно заданному варианту.

Заключение

Список литературы



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»




Курсовая работа

Тема: «Исследования работы и эксплуатационных характеристик

гироазимуткомпаса ”ВЕГА”»

Курсанта 4 курса специальности СВ−41 Цовбуна Юрия Олеговича

Проверил: Боков Г.В.

" " ____________________2022

Подпись курсанта______________________

ПРОВЕРЕНО_______________________________________



Оглавление


Введение 3

1.ТТД “Вега”. Состав комплекта. 4

1.1.Общие сведения о ТТД. 4

1.2.Основной прибор ВГ-1А. Гироблок. 5

1.3 Гиросекция. 7

1.4 Индикатор горизонта. 8

1.6 Штурманский пульт. 10

1.7 Сигнальный прибор ВГ-6. 10

1.8 Размещение приборов на судне. 11

1.9 Двухканальная следящая система. 12

2.Подготовка и включение ГАК. 13

2.1 Подготовка ГАК “Вега” к пуску. 13

2.2 Включение ГКУ. 14

2.3 Определение основных эксплуатационных характеристик чувствительного элемента гирокомпаса. 15

3.Использование прибора. Оценка погрешностей. 17

3.1. Использование прибора в процессе плавания. 17

3.2 Оценка возможной погрешности в определении места судна. 20

3.2. Оценка возможной погрешности в значении поправки гирокомпаса. 22

3.3. Оценка возможной величины поперечного линейного сноса. 24

4.Диагностика неисправностей гирокомпаса. 27

4.1 Диагностика неисправностей согласно заданному варианту. 27

Заключение 28

Список литературы 30


Введение



Развитие технических средств навигации в настоящее время позволило существенно повысить точность судовождения. Особенно значительный вклад в решение этих проблем вносят спутниковые навигационные системы. Однако они обеспечивают в основном коррекцию координат места судна, а вопросы курсоуказания продолжает решать гирокомпас, поэтому он был и остается одним из важнейших электронавигационных приборов.


С повышением интенсивности судоходства, при плавании в высоких широтах, с появлением высокоскоростных судов возникла потребность в гироскопических курсоуказателях, способных обеспечить решение задач в новых условиях. Были созданы гирокурсоуказатели нового типа. Они могут работать в режимах гирокомпаса и гироазимута, что значительно расширяет диапазон возможностей их использования.

Кроме этого, важно уметь оценивать и вести учет возможных погрешностей гироазимуткомпас, знать особенности их возникновения, так как это влияет на точность судовождения. Погрешности могут возникать вследствие технических особенностей прибора (карданова погрешность, как пример), расположения его на судне, влияния вредных моментов, качки.

Целью курсового проекта является изучение устройства и особенностей эксплуатации прибора закрепление теоретических и практических знаний, а также развитие творческих способностей курсантов.


  1. ТТД “Вега”. Состав комплекта.

    1. Общие сведения о ТТД.



Гирокурсоуказатель «Вега» предназначен для использования на судах морского флота и рыбопромысловых судах, скорость которых не превышает 70 узлов. Прибор имеет два режима работы: основной - режим корректируемого гирокомпаса (ГК) и дополнительный - режим гироазимута (ГА).
Погрешности гирокурсоуказателя «Вега» для различных условий приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Режим, условия использования ГАК

Величина погрешности

Широта до 70°

Широта 70-80°

Режим ГК







-неподвижное основание

±0,5°

±0,5°

-при движении судна постоянными курсом и скоростью;

±0,8-1,0°

±1,5°

-на маневрирующем судне;

±2,0°

±2,5°

-на качке судна

±1,5°

±2,0°

Режим ГА







-остаточный дрейф чувствительного элемента

±1,0°/ч

±1,5°/ч



 Гарантийный срок службы чувствительного элемента (ЧЭ) 10 тыс. часов. Рабочая температура поддерживающей жидкости 73 ± 4° С, поэтому в схеме ПСУ предусмотрен ее принудительный подогрев, что исключает потребность в системе охлаждения. Терморегулирование производится автоматически. В приборе предусмотрено ускоренное приведение ЧЭ в меридиан. Время приведения составляет не более 30 мин. Время прихода в меридиан без ускоренного приведения - не более 6 часов.
    Питание ГКУ осуществляется от судовой сети трехфазного тока напряжением 220 (380) В, частотой 50 Гц и однофазного тока 110 В, 50 Гц или от сети постоянного тока 24 (27) В. Приборы гироазимуткомпаса, которые устанавливаются в закрытых помещениях, сохраняют работоспособность при температуре окружающей среды от - 10 до + 50°С. Пелорусы и репитеры, устанавливаемые на открытой палубе, работоспособны при температуре от 40 до + 60°С.

    1. Основной прибор ВГ-1А. Гироблок.

Основной прибор ВГ-1А состоит из корпуса с размещенной в нем гиросекцией, которая заключает в себе трехстепенной поплавковый гироблок (ТПГ) с чувствительным элементом внутри. Основной прибор ВГ-1 А- предназначен для непрерывной автоматической выработки курса судна.

Составная часть трехстепенного поплавкового гироблока - его чувствительный элемент, имеет массу 600 г. Он выполнен в виде двух полусфер, соединенных между собой цилиндрической шейкой-перемычкой (рис. 1.1). Образованная таким образом сфера называется гиросферой 1. Внутри нее размещается гиромотор - асинхронный трехфазный двигатель. Ротор гиромотора выполнен в виде двух маховиков 2, симметрично насаженных на вал 3, вращающийся в установленных в корпусе гиросферы шарикоподшипниках 4. Скорость вращения ротора - 12000 оборотов в минуту. На валу между маховиками расположена роторная обмотка 5 гиромотора. На внутренней поверхности шейки закреплена статорная обмотка 6, на которую подается трехфазный ток 40 В, 500 Гц. Гиросфера герметична и заполнена водородом. На гиросфере напротив торцов вала установлены статоры ДДУ - двухкоординатных датчиков угла 7. Технологические соединения на рис. 1.1 не показаны.  

Гиросфера размещена внутри следящей сферы. Зазор между сферами равен 2 мм. Он заполнен жидкостью, плотность которой при рабочей температуре 73 ± 4° С обеспечивает нейтральную плавучесть чувствительного элемента.   


Для поддержания температуры жидкости в заданных пределах имеется специальная система терморегулирования. На корпусе гироблока размещены два кольцевых обогревателя и биметаллическое реле ТР-003, используемые для прогрева гироблока при запуске прибора. Для управления схемой обогрева ВГ-1А имеются два термодатчика. Каждый из них представляет собой спираль из медной проволоки, уложенную в пазах гироблока, залитых клеем. Величина активного сопротивления термодатчика характеризует температуру гироблока. 

Корпус гиросферы с помощью пары горизонтальных торсионов подвешен в вертикальном установочном кольце 7, расположенном снаружи шейки 6 и выполняющем роль рамы карданова подвеса. Установочное кольцо, в свою очередь, с помощью пары вертикальных торсионов подвешено в следящей сфере, которая одновременно служит корпусом гироблока. Обе пары торсионов лежат в одной плоскости, перпендикулярной главной оси гироскопа.
Торсионы изготовлены из тонкой стальной проволоки и при закручивании создают упругий крутящий момент, пропорциональный углу закрутки. Они установлены со значительным осевым натягом, что препятствует их изгибу, но не мешает упругому закручиванию каждой пары торсионов вокруг своей оси в пределах малых углов. Внутри гироблока имеются упоры, которые ограничивают углы поворота корпуса гироблока относительно гиросферы, а значит, и углы закрутки торсионов, в пределах около ±2°. 

  Большая изгибная жесткость подвеса, созданная осевым натягом торсионов, центрирует гиросферу, препятствуя ее повороту относительно корпуса гироблока вокруг главной оси и смещению гиросферы вдоль этой оси.

Питание на чувствительный элемент полается как через торсионы, так и через токопроводы, свободно навитые вокруг торсионов.

Следящая сфера представляет собой сложную конструкцию и в собранном виде имеет форму куба. Ее внутренняя поверхность выполнена сферической, где и размещается гиросфера.
   

Для измерения углов рассогласования между следящей сферой и гиросферой по азимуту и высоте служат два двухкоординатных датчика угла (ДДУ), расположенные с двух сторон блока по оси х. Статоры ДДУ размещены на гиросфере с торцов вала гиромотора, а роторы - на следящей сфере напротив статоров.




Рис. 1.1

Где:

1. гиросфера;

2. Ротор гиромотора выполнен в виде двух маховиков;

3. вал;

4. шарикоподшипники;

5. роторная обмотка гиромотора;

6. На внутренней поверхности шейки закреплена статорная обмотка;

7. ДДУ.