ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бюджетное профессиональное учреждение Омской области «Омский колледж транспортного строительства»
Доклад по дисциплине «Основы философии»
«Античная философия (доклассический период)»
Выполнили студент
3 курса группы Д-33
Буробин Д.Е.
Проверяющий преподаватель:
Кулинич Т.А
Г. Омск
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ФИЛОСОФИИ АНТИЧНСТИ
2.ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ АНТИЧНОГО МИРОВОЗРЕНИЯ
3.ПОИСКИ ВЕЩЕСТВЕННЫХ СУБСТАНЦИЙ КАК ПУТЬ ПОИСКА ПЕРВОНАЧАЛА(АРХЕ)
4.МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ (Фалес, Анаксагор, Анаксимандр)
5.ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА
6.УЧЕНИЕ ПИФАГОРА: ПОИСКИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ, ЧИСЛОВЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
1.ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ФИЛОСОФИИ АНТИЧНСТИ
Большинство исследователей выделяют в античной философии четыре этапа:
-
Доклассический (натурфилософский, досократовский) этап: VII – 1-я пол. V вв. до н.э. -
Классический этап: середина V – конец IV вв. до н.э. -
Эллинистический этап: конец IV – конец I вв. до н.э. -
Римский этап (философия эпохи Империи): конец I века до н.э. – VI век н.э.
Доклассический этап античной философии
-
Философия, зародившаяся из мифологического знания, исследует мир в ходе критического преодоления мифа и полемики с ним. -
В центре внимания всех философов находится Космос (миропорядок) и «фюсис» – природа (внутренняя суть всех вещей). -
Поиск ответа на вопрос о происхождении мира. Главное направление философской мысли: поиск первоначала – единой основы всего мира; и дискуссии о том, что считать первоначалом. -
Отсутствие четкого различия между материальным и идеальным. Человек и общество не выделяются в качестве самостоятельных тем для размышления, а рассматриваются в рамках всеобщих законов Космоса. -
Активное участие большинства философов-«досократиков» в общественной и политической жизни родного полиса. -
Единство философского и научного знания: в рамках философии зарождаются: математика (геометрия), физика, география, астрономия, биология и метеорология.
Философы доклассического этапа: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор (Самосский), Ксенофан (Колофонский), Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит.
Основные философские направления (школы): милетская школа(физики), элейская школа (элеаты), пифагорейцы, атомисты.
Классический этап античной философии
-
Более глубокий подход к вопросу о сущности природы и Космоса. Допускается участие богов в сотворении мира. -
Философская мысль переходит от объективного объяснения природы к субъективной стороне познавательного процесса – человеку и его сознанию. -
Противопоставление относительного («человек есть мера всех вещей») и абсолютного знания. -
Появляется идеалистическая версия происхождения сущего (учение Платона о «чистых идеях»). Начало спора между материализмом и идеализмом. -
Философия совмещает два аспекта: научный (образование философских понятий – «первооснов бытия») и воспитательный – образование человека. Создаются первые философские системы и учебные заведения (платоновская Академия, Ликей Аристотеля). -
Некоторые мыслители ведут философско-просветительскую деятельность (софисты, Сократ).
Философы классического этапа: софисты (Протагор, Горгий, Гипий, Продик, Критий и др.), Сократ, Платон, Аристотель.
Эллинистический этап античной философии
-
Из теоретической и логической философия превращается в практическую и этическую. По своим теоретическим достижениям философы-эллинисты значительно уступают «классикам», поэтому активно заимствует идеи предыдущих мыслителей и школ. -
Философия перестает быть «основой всех наук» и отделяется от них. Частные науки: такие, как математика, астрономия, оптика и пр. – начинают разрабатываться самостоятельно. -
Поиски нового мировоззрения приводят к возникновению многочисленных философских школ и острому соперничеству между ними. Для большинства школ характерен догматизм и непререкаемый авторитет учителя. -
Вопросы объективного миропорядка отходят на второй план, философы и философские школы обращаются прежде всего к проблемам частной жизни человека. Философские проблемы познания и бытия рассматриваются с целью определить нормы и стандарты «правильной жизни». -
Сильное влияние восточной культуры и философии (с менее высокими требованиями к рациональному обоснованию мировоззрения, но более искушенной в мудрости жизни). -
Философия теряет дух элитарности, становится популярной у разных слоев населения (а не только в узком кругу знатоков). Среди философов появляются люди простого происхождения и варвары.
Философы эллинистического этапа: Антисфен, Диоген Синопский, Эпикур, Зенон, Пиррон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик.
Основные философские направления (школы): эпикурейцы, киники, стоики, скептики, эмпирики.
Римский этап античной философии*
-
Философы не создают принципиально новых концепций: они либо развивают идеи отдельных греческих мыслителей классического этапа, либо стремятся синтезировать и обобщить главные мысли предыдущих философских школ и направлений. -
Преобладание идеализма над материализмом. -
Возрастает недоверие к рациональному мышлению, явления окружающего мира все чаще объясняются волей богов (Бога). -
Продолжают развиваться представления о Космосе как о субъекте. Это своеобразное возвращение к мифу, но уже обогащенное предшествующими философскими идеями. -
Рост интереса к мистике, восточным религиозным культам и божествам; сильное влияние на философию идей христианства. -
Повышенный интерес к проблемам добра и зла, смерти и загробной жизни.
Философы римского этапа: Плутарх, Аттик, Плотин.
Основные философские направления (школы): неопифагореизм, средний платонизм, неоплатонизм, эклектизм.
*Некоторые авторы не выделяют римский период античной философии в отдельный этап, а относят его к периоду позднего эллинизма.
2.ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ АНТИЧНОГО МИРОВОЗРЕНИЯ
Демифологизация античного мировоззрения. Переход от родовых реалий к явлениям и событиям. Из чего все? Первичная субстанция: то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода ( Фалес), воздух ( Анаксимен).
3.ПОИСКИ ВЕЩЕСТВЕННЫХ СУБСТАНЦИЙ КАК ПУТЬ ПОИСКА ПЕРВОНАЧАЛА(АРХЕ)
Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития.
В античной философии поиски такой субстанции осуществлялись в рамках так называемого натурфилософского подхода. Для него характерно непризнание каких-либо существенных различий между философским и специально-научным исследованием природы.
Натурфилософия представляет собой идеи, взгляды, рассматривающие в качестве источника возникновения, развития мира естественные природные стихии. Первая натурфилософская школа возникает в VI веке до н.э. в г. Милете, основателем которой являлся Фалес. Милетская (ионийская) школа – 1-я научная и философская школа в европейской цивилизации. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии. Все представители были натуралистами (псевдоматериалистами). Материалистическое начало, которое они брали за основу, имело божественную сущность.
Наиболее ярким представителем этой школы являлся Фалес, который считал, что всё сущее происходит из воды, все пребывает в воде и все возвращается в воду. По Фалесу вода является основой мира, поскольку как показ наблюдение, всё рождено из семени, а семя влажное. Фалес отличает душу от тела, он считает её материей.
Другой представитель – Анаксимандр. По его мнению, началом мира должно быть нечто бесконечное, неограниченное. За первоначало брал некое бескачественное первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него обособлено тёплое и холодное – качества противоположностей, которые дали начало всем веществам. Апейрон является источником, из которого всё возникает. Он не похож ни на одну стихию, ни на одну вещь.
Анаксимен началом всего сущего считал воздух, т.к. он бесконечен и ощутим органами чувств. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становился первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землёй и, наконец, камнем. Анаксимандр всё многообразие стихий объясняет степенью сгущенности воздуха. Душа также состоит из воздуха.
4.МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ (Фалес, Анаксагор, Анаксимандр)
Милетская школа, как предшественница материализма
Мировоззрение до христового человечества было далеким от понятия тонкой материи, различия между материальным началом и идеальной сущностью. Исходя из этого, мыслителей Милета нельзя называть материалистами в настоящем понимании данного термина. Модель их философского мышления является основной базой развития будущего материализма, к нему она тяготеет, на нем строится.
Хотя вопрос взаимосвязи вещественного и духовного начал еще стоял в перспективе, представители школы интуитивно уже воспринимали мир материальным. Стихийная наивность первой диалектики представляла сложность, противоречивость,
многообразие предметов, но помогала философам постигать динамику перемен, развития мира.
Милетцы, как будущие материалисты, опровергали религиозно-мифологические взгляды оппонентов. Хотя их представления о первоначале жизни были слегка наивными, они, довольно материалистично, отвечали на вопрос о первооснове бытия.
Фалес – представитель милетской школы
Именно Фалеса считают основателем философской школы Милета. Будучи выходцем из богатой семьи, он был занят не только исследовательской деятельностью, но также политикой, торговлей. Это был образованный человек (учился в Вавилоне), который много путешествовал, изучал философии азиатских народов, ознакомился с работами халдейских, финикийских ученых. Накопленные сведения каталогизировал. Согласно им, можно кратко ознакомиться с трудами философа.
Небесная сфера, как считал Фалес, разделена на пять зон: Антарктическая, Зимняя тропическая, Равноденствия, Летняя Тропическая, постоянно видимая Арктическая. Согласно данной теории 25 мая 585 года до нашей эры он предсказал затмение солнца.
Благодаря странствиям по Египту и Вавилону (развитое земледелие тех стран способствовало развитию геометрического мышления), путешественник создал упорядоченную геометрическую систему знаний. Ученый сформулировал равенство углов равнобедренного треугольника, подобность треугольников.
Основой существования жизни Фалес считал воду. Мудрец воспринимал вещество не образом мифологической формы, а аморфной концентрацией мысли. Будущее развитие способно существовать только благодаря «бесконечной воде», с помощью ее сгущения или разрежения происходят остальные жизненно важные процессы.
Геологические, географические исследования берут свое начало из астрономических идей философа. Фалес предполагал, что наша планета имеет дисковидную форму, поры, отверстия, плавает в бесконечной воде. Колебания водной глади объясняют землетрясения, цунами.
Жизненный путь мыслителя (640-562года до нашей эры) был направлен на практическое испытание созданных теорий.
Анаксимандр – единомышленник Фалеса
Также выдающимся представителем милетской школы считают ученика и сторонника Фалеса Анаксимандра (610-545 года до нашей эры). Он не меньше наставника увлекался изучением материалистической природы, астрономическими исследованиями, но отличался от основателя учения полным равнодушием к геометрии.