Файл: Что такое война для нас, молодых Это фильмы, книги, рассказы дедушек и бабушек. Представления о ней самые разные, порой неопределенные и поверхностные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что такое война для нас, молодых? Это фильмы, книги, рассказы дедушек и бабушек. Представления о ней самые разные, порой неопределенные и поверхностные...

За свою многовековую историю Беларусь неоднократно становилась ареной кровопролитных войн. Каждая из них оставляла после себя смерть и разрушения. Самые большие потери белорусский народ понес в годы Великой Отечественной войны.

Общий замысел войны против СССР был изложены в директиве, получившей условное наименование «Барбаросса». Фашистское командование намеревалось путем «молниеносной войны» в течении 8-16 недель захватить европейскую территорию Советского Союза. В соответствии с этой директивой планировалось использовать почти все сухопутные силы Германии, а также финляндские, румынские и венгерские войска общей численностью 190 дивизий. Для нападения на СССР были созданы три мощные группы - «Север», «Центр», «Юг». Наряду с подготовкой военных планов, готовилась программа чудовищных злодеяний на территории, подлежащей оккупации.

С целью колонизации стран Восточной Европы, уничтожения и закабаления ее населения фашистской Германией в полном соответствии с политическими установками Гитлера был разработан Генеральный план «Ост». В основу плана легла расовая человеконенавистническая теория, возведённая в ранг государственной политики, так называемая «Новая территориальная политика» гитлеровской Германии. Гитлер заявлял: «Мы обязаны истребить население - это входит в нашу миссию охраны германского населения. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви».

Истинные масштабы геноцида белорусского народа, заложенные в генеральном плане «Ост», можно отчётливо увидеть через призму тех документов, в которых сохранились оценки положений плана, сделанные гитлеровскими функционерами. Главный инициатор плана «Ост» Гиммлер 16 сентября 1942 г. на совещании высших командиров СС и полиции в своей полевой ставке «Хегевальд» следующим образом определял судьбу оккупированных белорусских земель: «Мы (Германия) должны германизировать и заселить Беларусь».

Для реализации документа под названием «Некоторые соображения рейхсфюрера СС Гиммлера об обращении с местным населением восточных областей» ещё до нападения на СССР было издано множество документов – приказов, распоряжений, инструкций, беспрецедентных по своей бесчеловечности и жестокости. Фактически эти и ряд других документов возводили зверства по отношению к местному населению в ранг государственной политики гитлеровской Германии и освобождали германских военнослужащих от ответственности за преступления.


На оккупированной фашистами территории Белоруссии фашистами было создано более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей. Огромные массы населения стали узниками фашистских концлагерей. Ряды колючей проволоки, сторожевые вышки, специально выдрессированные собаки олицетворяли фашистский «новый порядок». По далеко не полным данным в лагерях смерти на территории Белоруссии нацисты уничтожили свыше 1400000 человек.
Неотъемлемой частью немецко-фашистского оккупационного режима, наиболее радикальным средством утверждения и поддержки «нового порядка», реализации преступных планов германского командования стали карательные операции. За 1941–1944 г. оккупанты провели на территории Беларуси более 140 крупных карательных операций. Они осуществлялись военными, охранными, полицейскими и специальными подразделениями оккупантов. Именно во время крупных карательных экспедиций было сожжено абсолютное большинство сёл и деревень Беларуси.
Множество населённых пунктов были сажены вместе с их жителями. Одной из самых печально известных трагедия является трагедия деревни Хатынь. Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика - стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. 

Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям - Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу - удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» - «Непокоренный человек».



Трагедия Хатыни - один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации. Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации (1941-1944гг) на белорусской земле. Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года. Многие населённые пункты уничтожались по несколько раз. Так, Витебской области 243 деревни сжигались дважды, 83 - трижды, 22 - четыре и более раз; в Минской - 92 населённых пункта дважды, 40 - трижды, 16 - четыре и более раз.

Немецко-фашистские агрессоры не знали пощады. Часто они использовали детей, особенно из детских домов, в качестве доноров. Местное население привлекалось к расчистке заминированных участков, было живым щитом в боевых операциях против партизан и войск Красной Армии.

С годами многое стало забываться, а у нацизма вновь появились поклонники и последователи, причем многие из них научились ловко жонглировать историческими фактами, подтасовывать показания свидетелей или просто обвинять их во лжи. Однако ни один из обнародованных Нюрнбергским процессом фактов не потерян, не запрятан в архивы. И книги того времени, и современные исследования позволят людям XXI века не дать себя обмануть – если только сами они добровольно не начнут себя обманывать.

Белорусская литература о Великой Отечественной войне (художественная и документальная) — завет всем будущим и ныне живущим людям, что такое не должно никогда повториться. Хотелось бы вспомнить о «литературе запёкшейся крови» — книгах «Я из огненной деревни…» и «Каратели», на страницах которых звучат голоса жертв и их палачей.

Я з вогненнай вёскі…” — документальный сборник воспоминаний про уничтожение нацистами белорусских деревень и о партизанах во время Великой Отечественной войны, собранный и составленный белорусскими писателями Алесем Адамовичем, Владимиром Колесником и Янкой Брылем.

В книгу вошли свидетельства только тех людей, которые лично пережили трагедию уничтожения их деревни, убийства родных и односельчан. Для опроса очевидцев писатели на протяжении 1970—1973 годов объездили с магнитофоном 147 деревень в 35 районах Белоруссии и записали воспоминания более 300 непосредственных участников событий. По цензурным соображениям составители сборника не смогли включить в него большое количество свидетельств, неугодных советскому руководству.


Книга положила начало становлению жанра белорусской художественно-документальной литературы про войну, послужила толчком для режиссёра Элема Климова при создании фильма «Иди и смотри», оказала глубокое влияние на мировосприятие Светланы Алексиевич.

«Каратели» - художественно-документальная книга, в которой повествуется о зверствах карательного батальона под командованием Оскара Дирлевангера, сожжении белорусских деревень.

В одном из интервью писатель поделился своим взглядом на «Карателей»: «Повесть, кажется, про самое отвратительное, что может быть на войне, про тех, кто убивал наших людей в Хатынях, про палачей».

Книга основана на материалах судебных процессов над карателями в 1974 и 1977 гг., на которых Алесь Адамович присутствовал лично. Он записывал рассказы подсудимых о том, как они служили у немцев, жгли деревни, что думают о своих поступках. После войны многие из карателей завели семьи, родили детей, даже имели положительные характеристики, медали и награды за трудовые достижения. Их семьи и окружение жили в полном неведении, что рядом с ними — бывшие палачи.

Алесь Адамович раскрывает перед читателем психологию личности в пограничной ситуации, когда стоит выбор: умереть, сохранив в себе человека, или выжить, став карателем. Автор приходит к выводу, что карателями не рождаются, ими становятся и у них нет национальности.

Завершить свое повествование по данной теме хочется обращением Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к соотечественникам по случаю 75-летия Хатынской трагедии 22 марта 2018 г.: «Великая Отечественная война оставила белорусскому народу тяжелое наследие – память о страшных трагедиях людей, ставших свидетелями и жертвами чудовищных преступлений фашизма. Мы никогда не смиримся с ужасом родителей, на глазах у которых умирали дети. Нам никогда не забыть страх и беспомощность ребенка, ищущего защиты у взрослого и не понимающего, за что отнимают у него жизнь. Нам не простить горя отца, выжившего, но потерявшего своего сына, и слез мальчика, нашедшего спасение под телом убитой матери. Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи зверски уничтоженных деревень. Оплакивая жертв этих ужасных событий, оплакиваем каждого третьего жителя Беларуси, погибшего во время Второй мировой войны. Эта боль навсегда останется в наших сердцах как память о жестоких преступлениях против человечности. И им нет оправдания. Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. Историческую память о тех страшных годах мы бережно сохраним и передадим детям как иммунитет против любой внешней агрессии и националистической враждебности. Как понимание того, что ничто на свете не стоит отобранной человеческой жизни. Мы, белорусы, носители генной памяти нечеловеческих страданий народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне, говорим всем: «Пусть скорбный звон колоколов Хатыни звучит и предостерегает от повторения страшной трагедии. Пусть их металлический плач донесется до тех уголков Земли, где сегодня забыли о том, что жизнь – это дар свыше, мир – самая большая ценность. Мы должны это помнить всегда!»