Файл: Разнообразие средств и методов помощи клиенту в социальнопсихологической работе обеспечивает возможность индивидуального подхода к человеку и его проблемам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разнообразие средств и методов помощи клиенту в социально-психологической работе обеспечивает возможность индивидуального подхода к человеку и его проблемам. Развитие психологических практик привело
к созданию кинотерапии, зарекомендовавшей себя перспективным методом оценки и трансформации ценностно-смысловой сферы личности.
Актуальность: Концепция модернизации российской уголовно-исполнительной системы предусматривает, что воспитание как высший приоритет должно стать органичной частью пенитенциарной системы, интегрированной в общий процесс отбывания наказания. Важнейшей задачей воспитания является формирование гражданской ответственности и правовой идентичности, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности и умения успешно социализироваться в обществе.
Чрезвычайно важно, чтобы исправительная среда была максимально разнообразной и разносторонней. В связи с этим возникает проблема создания условий для свободного выбора специалистами форм и методов обучения
и воспитания на основе развития общечеловеческих ценностей. Поэтому сегодня психологическая поддержка - это не просто сумма различных методов коррекционной работы с осужденными, а функционирующая комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией и самореализацией.
Для воспитания полноценной и высокоадаптивной личности необходимо осуществлять передачу культурного опыта, моральных
и нравственных ценностей, которые формируют “настоящего человека”.
К таким ценностям относят умение сопереживать, любить и понимать
не только себя, но и других людей, умение контролировать возникающие агрессивные импульсы, не наносить вред окружающим, умение добиваться поставленных перед собой целей, а также уважать и свои и чужие интересы.
Кинотерапия, как способ психологического воздействия, имеет ряд преимуществ, по сравнению с другими психотерапевтическими методами. Анализируя психологические механизмы воздействия на зрителя, исследователи обращаются к процессу идентификации зрителя с героем видеоматериала. Зритель выбирает героя, который ему наиболее близок
на данном этапе жизни по типу поведения, по способу решаемой задачи,
по сходной жизненной ситуации или стоящей перед ним психологической проблеме. Это обеспечивает ему возможность эмоционального включения. Результатом такой идентификации становится “заражение” эмоциональным состоянием героя с последующим катарсисом. Просмотр видеоматериала
не только позволяет зрителю преодолеть защитные механизмы и испытать эмоции, подавляемые в повседневной жизни, но в метафорической форме предлагает способ решения проблемной ситуации. Соответственно, существенным условием эффективности терапевтического воздействия является наличие сходства сюжета с актуальной жизненной ситуацией,
в которой находится клиент. Кроме того, возможность идентификации
с героем достигается особыми приемами возбуждения симпатии, обеспечивая возможность возникновения сопереживания зрителя. Герой не только должен оказаться в опасной ситуации, вызывающей волнение и сопереживание
у зрителя, но и быть наделен как особыми способностями, так и узнаваемыми недостатками, и слабостями. Эффект узнавания усиливается, если герой фильма действует в знакомой зрителю ситуации.
Цель: провести комплексное исследование возможностей кинотерапии при проведении социально-психологической работы с осужденными, склонными к аутодеструктивному поведению.
Задачи: анализ возможностей применения кинотерапии для решения психотерапевтических, диагностических, коррекционных, развивающих задач.
Психологической службой УФСИН России по Саратовской области разработаны и внедрены в практическую деятельность видеоролики
по профилактике деструктивного, в том числе суицидального поведения среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных. По итогам экспертной оценки были отобраны 3 видеоматериала:
- “Письмо матери”. В видеоматериале раскрываются тема матери, безграничной, всепрощающей, всепоглощающей материнской любви; тема сыновней любви, родного дома, жизненных ошибок и нравственного возрождения. Мать пишет письмо умершему сыну. Следуя логике эпистолярного жанра используется прием риторического обращения, представляющий собой эмфатическую констатацию, выступая эффективным средством интенсификации обращения. Монологичный дискурс создает атмосферу напряжения для более яркой передачи чувств и эмоций. Кульминация сюжета воплощается в диалектическом призыве к сыну “жить вечно”;
- “Случай в ШИЗО” В видеоматериале раскрывается проблема допущенных суицидов и членовредительств в местах лишения свободы. Каждый случай членовредительства, будь то массовый или единичный, носит индивидуальный характер. В решении проблемы предупреждения членовредительств многое зависит от действий сотрудников учреждения в конкретной ситуации. Для организации эффективной профилактической работы необходимо особое внимание уделять работе психологических, оперативных и режимных подразделений в режиме опережения. Полагаясь на вышесказанное, данный видеоролик рекомендуется использовать при подготовке и инструктажах сотрудников дежурных смен. С другой стороны, демонстрация для спецконтингента является средством первичной профилактики аутодеструктивного поведения;
- “Крокодил”. Невозможно “плыть по течению” или ждать решений судьбы, человек самостоятельно принимает те или иные решения, которые значительно или незначительно меняют его существование. Каждый человек на протяжении всей своей жизни постоянно делает выборы, от которых зависит его жизнь. В видеоматериале раскрывается тема осознанного процесса выработки личностью решения на основе сравнения в конкретной жизненной ситуации различных альтернатив.
В дальнейшем были разработаны рекомендации относительно вопросов, которые целесообразно обсудить перед просмотром и после, форм
и особенностей обсуждения эмоционального отклика зрителей-осужденных. Центральная идея просмотров в том, что проявления человечности, происходящие в агрессивном обществе, вопреки давлению такого общества, являются высшей ценностью.
Таким образом, образы художественного произведения являются материалом для образов, создаваемых воображением самого зрителя. Они позволяют проявиться внутреннему миру человека, актуализируя интенциональность бессознательного. Фильм становится средством выражения бессознательного как отдельного индивида, так и группы участников. Организованное после просмотра фильма обсуждение позволяет каждому зрителю понять, насколько его личное восприятие расходилось
с объективным содержанием образа. Следовательно, с помощью данного метода можно диагностировать и с очевидностью представлять субъекту его бессознательное. Участнику дискуссии открывается скрытое содержание его личности. Полученное знание можно использовать и для лечения человека,
и для содействия его дальнейшему личностному росту.