Файл: Методические указания по выполнению домашней контрольной работы и контрольные задания по дисциплине Русский язык и литература. Литература для специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДАН, НАУКА ДА ТОМ ЙÖЗ ПОЛИТИКА

МИНИСТЕРСТВО

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский автомеханический техникум»

«СЫКТЫВКАРСА АВТОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТЕХНИКУМ»

УДЖСИКАСО ВЕЛОДАН КАНМУ УЧРЕЖДЕНИЕ

Методические указания по выполнению

домашней контрольной работы и контрольные задания

по дисциплине Русский язык и литература. Литература

для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Преподаватель _______________Петренко О.В.

Рассмотрено и принято на заседании

предметно-цикловой комиссии

общеобразовательного цикла

протокол №_____от ________20__

Председатель ПЦК ____________


Сыктывкар, 2022
Пояснительная записка

Контрольная работа по дисциплине Литература выполняется в межсессионный период.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны демонстрировать знания образной природы словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия; должны уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.


Контрольная работа состоит из теоретического вопроса, связанного с раскрытием особенностей конкретного произведения, творческого мира писателей и поэтов, и практического задания, которое связано с анализом поэтического текста (схема анализа прилагается).

Вариант контрольной работы выбирается по порядковому номеру в журнале, согласно таблице, приведённой ниже.

Таблица вариантов

Порядковый номер в журнале

1,

18

2,

19



3,

20



4,

21



5,

22



6,

23



7,

24



8,

25



9,

26



10,

27



11,

28

12,

29

13, 30

14

15

16

17

Вариант контрольной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


Правила оформления контрольной работы

  1. На титульном листе указать вариант контрольной работы.

  2. Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, студент заочник должен прочитать произведение(я), которые указанные в варианте. Только получив непосредственное впечатление о прочитанном, следует приступать к изучению критической и учебной литературы. Это даст представление о круге проблем, над которыми работал писатель, позволяет лучше понять своеобразие и значение его творчестве в литературе данного периода, место изучаемого периода в творчестве писателя.

  3. В работе следует показать знание художественных текстов и умение делать самостоятельные выводы, обобщения.

  4. Цитируя текст произведения, ставьте кавычки и делайте сноски с указанием библиографических данных (автор, название произведения, выходные данные, страницы).

  5. Термины и понятия теоретической части, используемые в контрольной работе, должны сопровождаться указанием на автора.

  6. В конце контрольной работы привести список используемой литературы.




Задание №1 (теоретическое). Используя литературу по дисциплине, раскрыть теоретический вопрос.


варианта

Теоретический вопрос

1

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.

2

«Гроза» А.Н. Островского. Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.


3

«Обломов» И.А. Гончарова. Прошлое и будущее России. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.


4

«Отцы и дети» И.С. Тургенева. Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа.

5

Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник».

Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина.


6

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

7

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа.

8

Реалистическое и символическое в прозе и поэзии И.А. Бунина.


9

Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.


10

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».


11

Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.


12

Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве
О. Мандельштама.


13

Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.


14

Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.


15

Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.


16

Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.


17

Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».


Задание №2 (практическое). Проанализируйте текст стихотворения по предложенному плану.

Универсальный план анализа лирического произведения

Внимательно прочитайте стихотворение.

1. Обратите внимание на название стихотворения (если оно есть). Что оно означает, связано ли оно по смыслу со всем стихотворением.

2. Тема (чему или кому посвящено это стихотворение, о каких явлениях жизни говорит поэт).

3. Идея (как вы понимаете главную мысль и оценку, данные поэтом описываемым явлениям жизни).

4. Как развивается основной образ (что чувствует, говорит, делает главный герой).

***5. Структура стихотворения:

а) метрика; определите размер стихотворения; подумайте, связан ли размер с темой, образностью;

б) фоника (аллитерация, ассонанс).

6. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение, гипербола, литота…).

7. Интонационно-синтаксические фигуры (инверсия, анафора, эпифора, вопросы, восклицания, риторическое обращение…).

8. Какое настроение возникает при прочтении? Чувства, эмоции.

9. Представьте стихотворение в цвете. Какие цвета названы прямо или могут быть связаны с образом.

Вариант

Автор, название стихотворения

1

Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной…

2

А.А. Фет На заре ты ее не буди…

3

А.А. Ахматова Сжала руки под темной вуалью…

4

К.Д. Бальмонт Есть в русской природе усталая нежность...

5

А. Белый Мои слова.

6

В.Я. Брюсов Юному поэту.

7

Н.С. Гумилев Слоненок.

8

Н.С. Гумилев Заблудившийся трамвай

9

В.В. Маяковский Послушайте!

10

Д.С. Мережковский Парки.

11

М. Цветаева Моим стихам, написанным так рано...

12

В. Маяковский Ночь.

13

С. Есенин Отговорила роща золотая...

14

С. Есенин Я последний поэт деревни...

15

Б. Пастернак Февраль. Достать чернил и плакать!..

16

А. Твардовский Я убит подо Ржевом

17

А. Сурков Бьется в тесной печурке огонь…



Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2008.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2006.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.

Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.
Дополнительные источники:

История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2002.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2006.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.

Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2004.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2006.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2005.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2003.

Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001
Приложение 1.
Образец оформления титульного листа
домашней контрольной работы (для студентов)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский автомеханический техникум»

Домашняя контрольная работа
по дисциплине: Литература
Работу выполнил:

студент(ка) заочного отделения
группы  ________________

______________________
Ф.И.О.

Дата _____________

Вариант № ___

Работу проверил:

Преподаватель_____________________

.

Оценка: ___________

Дата _____________

________________

подпись

Сыктывкар, 2022

Приложение № 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДАН, НАУКА ДА ТОМ ЙÖЗ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВО