ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 4463
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
К.Э.Фабри и зоопсихология в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова
Предмет и задачи зоопсихологии
Методы зоопсихологических исследований
Часть I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ
Глава 1. ПРОБЛЕМА ИНСТИНКТА И НАУЧЕНИЯ
Ранние представления о психической деятельности животных
Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения
Современное понимание проблемы инстинкта и научения
Глава 2. ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных
Внутренние факторы инстинктивного поведения
Внешние факторы инстинктивного поведения
Структура инстинктивного поведения
Инстинктивное поведение и общение
Психический компонент инстинктивного поведения
Общая характеристика процесса научения
Научение и общение. Подражание
Часть II. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Глава 1. ПРОБЛЕМА ОНТОГЕНЕЗА ПОВЕДЕНИЯ
Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения
Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных
Глава 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения
Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей
Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения
Эмбриогенез и развитие психического отражения
Глава 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Особенности постнатального развития поведения животных
Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде
Взаимоотношения между компонентами раннего постнатального развития поведения
Познавательные аспекты раннего постнатального поведения
Глава 4. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮВЕНИЛЬНОМ (ИГРОВОМ) ПЕРИОДЕ
Общая характеристика игры у животных
Совершенствование двигательной активности в играх животных
Формирование общения в играх животных
Познавательная функция игровой активности животных
Глава 1. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА
Низший уровень психического развития
Высший уровень развития элементарной сенсорной психики
Низший уровень развития перцептивной психики
Высший уровень развития перцептивной психики
Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ И АНТРОПОГЕНЕЗ
Проблема происхождения трудовой деятельности
Проблема зарождения общественных отношений и членораздельной речи
Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты)1
Во многом очень близка советской зоопсихологии по тематике и методике подхода к решению задач психологического анализа поведения животных школа Б. Ренша. Представители этой школы сумели добыть весьма интересные, убедительные факты но различным вопросам, связанным с высшими психическими процессами у разных представителей позвоночных животных, в частности по авербальному мышлению и общению у животных, прямо пропорциональной зависимости между абсолютной величиной их мозга и психическими способностями, по манипулированию и гаптическим способностям животных как факторов психического развития и пр.
Особый интерес представляют работы по сравнительно-психологическому анализу движений передних конечностей и форм общения у приматов в свете антропогенеза. В этих работах усматривается тенденция к анализу морфофункциональных аспектов эволюции психики с учетом перехода количественных накоплений в качественные преобразования. Особенно созвучна советской школе зоопсихологов тенденция к выявлению значения манипулирования у животных как ведущего фактора эволюции психики.
Казалось бы, «академический» вопрос о психических образах у животных приобрел острое практическое значение, в этом, несомненно, состоит одна из важнейших, поистине новых тенденций зоопсихологии, можно даже сказать новая веха в истории этой науки.
Эта тенденция выросла постепенно из многолетнего участия психологов МГУ в различных отраслях практической деятельности человека: в народном хозяйстве (звероводство, животноводство), здравоохранении (дератизация, моделирование психопатогенных состояний и ситуаций), педагогике (дошкольное воспитание) и охране природы (программа «Экополис»). Достаточно напомнить, что раньше практическое значение зоопсихологии ощущалось разве что в служебном собаководстве и цирковой дрессировке.
Возникли объективные предпосылки и потребность разработки новой «общей прикладной зоопсихологии» с собственными задачами, предметом, концептуальным аппаратом, специфической методикой. Необходимость прикладных зоопсихологических исследований стала очевидной во всех случаях, когда обычно практикуемый подход на «чисто рефлекторном» уровне оказался неэффективным (это относится и к примитивно-этологическим методам работы). А такие ситуации возникают в практике все чаще, поскольку при таком подходе не охватывается поведение как единая, чрезвычайно сложная по своей структуре функция всего организма и, главное, не учитываются аспекты психического отражения, биопсихологические факторы его взаимоотношений со средой. Не менее важным участие зоопсихологов оказывается в тех случаях, когда в практике на передний план выступают сравнительно-психологические моменты, в частности общение человека с животными. Фундамент этого нового раздела заложен прикладными исследованиями зоопсихологов МГУ, отчасти уже внедренными в практику.
Особенно интенсивное развитие эта новая в зоопсихологии тенденция приобрела в связи с задачами, стоящими перед современным промышленным рыболовством. При этом тесная связь с практикой современного морского рыболовства привела к зарождению сразу двух разделов ихтиопсихологии: общей и прикладной.
Промышленное рыболовство переживает тяжелые времена: возможности экстенсивного его развития практически исчерпаны, интенсификация же его наталкивается на огромные трудности, одна из причин которых — слабая изученность поведения промысловых рыб в сочетании с игнорированием роли психической деятельности последних в прикладных ихтиологических исследованиях и конструкторских решениях, направленных на совершенствование процессов и средств лова. Необходимость учтения зоопсихологии в решении этой задачи сейчас уже признается специалистами промышленного рыболовства и выдвигается как настоятельное требование в официальных документах. Так, например, в решении Всесоюзной юбилейной научно-технической конференции по промышленному рыболовству, посвященной 100-летию со дня рождения основоположника науки о промышленном рыболовстве проф. Ф.И.Баранова, содержатся такие указания: «Чтобы научиться управлять поведением рыб, необходимо организовать его всестороннее изучение с помощью специалистов-зоопсихологов». Об объекте лова здесь говорится как о сложном организме с высоким уровнем психического отражения.
Ф.И.Баранов подверг всю проблематику морского рыболовства всестороннему анализу, вызывающему восхищение глубиной научного осмысления и эрудицией этого замечательного ученого. Итог этого титанического труда он сформулировал предельно кратко и четко: «...проблема трала упирается и перерастает в проблему поведения промысловых рыб»2. Однако проводившиеся до сих пор исследования велись исключительно на элементарном рефлекторном или примитивно этологическом уровне и не дали ожидаемых результатов. Этот подход к изучению поведения животных (в данном случае рыб) потерпел фиаско при попытках внедрения в практику результатов лабораторных опытов.
Будучи приглашенными к участию в научных исследованиях по промышленному рыболовству, зоопсихологам МГУ пришлось поэтому прежде всего совместно со специалистами подвергнуть анализу бытующие ошибочные взгляды на процесс лова и противопоставить примитивному причинно-следственному пониманию поведения объектов лова такие основные положения разрабатываемого сейчас концептуального аппарата новой зоопсихологии, как, например, положения о ведущем адаптивном значении психического отражения в жизни животных (в частности, гидробионтов), об обобщенных психических образах как основе познавательных процессов у животных, о биологической и ситуационной обусловленности поведения животных и др.
Вместе с тем направление научного потока в сторону запросов промышленного рыболовства привело не только к необходимости создания новой отрасли зоопсихологии — уже упомянутой ихтиопсихологии, но и к началу работы по заполнению большого и очень значимого пробела к изучению эволюции психики: ведь рыбы являются родоначальниками всех позвоночных, а их психическая деятельность, психические компоненты их поведения практически еще совершенно не исследованы. Более того, психическое отражение зародилось в воде и в течение половины срока существования животного мира (около 400 млн из 800 (приблизительно) млн лет) развивалось исключительно в водной среде. Уже этим определяется исключительная значимость изучения закономерностей психической деятельности зоологических гидробионтов.
Таким образом, начавшееся расширение поля деятельности зоопсихологов в сторону изучения вопросов, имеющих практическое значение, открывает также новые перспективы в изучении общетеоретических проблем, особенно по вопросам эволюции психики (а также ее онтогенетического развития). Этим в свою очередь создаются необходимые предпосылки для дальнейшей углубленной разработки и существенного обогащения всего концептуального аппарата новой зоопсихологии, а в итоге, в порядке обратной связи, и для уверенного подхода к решению многих новых крупномасштабных практических задач.
Оглавление
Предисловие к 1-му изданию 3
Предисловие ко 2-му изданию 5
К.Э.Фабри и зоопсихология в Московском государственном университете
имени М.В.Ломоносова 7
Введение 11
Предмет и задачи зоопсихологии 11
Методы зоопсихологических исследований 26
Часть I. Общая характеристика психической деятельности животных
Глава 1. Проблема инстинкта и научения 36
Ранние представления о психической деятельности животных 36
Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения 41
Современное понимание проблемы инстинкта и научения 53
Глава 2. Инстинктивное поведение 60
Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных 60
Внутренние факторы инстинктивного поведения 62
Внешние факторы инстинктивного поведения 67
Структура инстинктивного поведения 75
Инстинктивное поведение и общение 84
Психический компонент инстинктивного поведения 91
Глава 3. Научение 95
Общая характеристика процесса научения 95
Навык 101
Научение и общение. Подражание 118
Часть II. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе
Глава 1. Проблема онтогенеза поведения 124
Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения 124
Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных 128
Глава 2. Развитие психической деятельности в пренатальном периоде 131
Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения 131
Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей 139
Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения 149
Эмбриогенез и развитие психического отражения 153
Глава 3. Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде 158
Особенности постнатального развития поведения животных 158
Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде 166
Ранний опыт 174
Взаимоотношения между компонентами раннего постнатального
развития поведения 190
Раннее формирование общения 196
Познавательные аспекты раннего постнатального поведения 203
Глава 4. Развитие психической деятельности в ювенильном (игровом) периоде 213
Общая характеристика игры у животных 213
Совершенствование двигательной активности в играх животных 220
Формирование общения в играх животных 227
Познавательная функция игровой активности животных 234
Часть III. Эволюция психики
Вводные замечания 243
Глава 1. Элементарная сенсорная психика 250
Низший уровень психического развития 250
Высший уровень развития элементарной сенсорной психики 270
Глава 2. Перцептивная психика 294
Низший уровень развития перцептивной психики 294
Высший уровень развития перцептивной психики 325
Проблема интеллекта животных 351
Глава 3. Эволюция психики и антропогенез 368
Проблема происхождения трудовой деятельности 370
Проблема зарождения общественных отношений и членораздельной речи 387
Литература 400
Приложение 403
Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) 403
Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики 419
Зоопсихология 444
Учебное издание
Фабри Курт Эрнестович
Основы зоопсихологии
Корректор Т. П. Толстова
Компьютерная верстка и дизайн обложки А. И. Чекалиной
Учебно-методический коллектор «ПСИХОЛОГИЯ»
Лицензия № 00451 от 15 ноября 1999 г.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции
ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры
Адрес: 107005, г. Москва, ул. Бауманская, д. 50/12, стр. 1.
103009, г. Москва, ул. Б. Никитская, д. 4.
Тел. (095)203-35-71, тел./факс (095)203-35-65.
E-mail:collekt©mail.ru.
Гарнитура TimesET. Формат 84x108/32. Тираж 5000. 464 с.
Печать высокая. Подписано в печать 15.01.2001.
Усл. п. л. 14,5. Заказ 166.
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов
на издательско-полиграфическом предприятии «Правда Севера».
163002, Архангельск, пр. Новгородский, 32
1 2-е издание учебника подготовила полностью к публикации ученица К.Э.Фабри — кандидат психологических наук Н.Н.Мешкова.
1 Герцен А.И. Избранные философские сочинения. М., 1940. С. 222—223.
2 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 405.
3 Там же.
4 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972. С. 43.
5 Там же. С. 44.
6 Там же.
7 Там же. С. 49—50.
8 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 40-41.
9 Ленин В.И. Философские тетради. М., 1969. С. 314.
10Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. С. 398.
1 Ламарк. Философия зоологии. Т. 2. М.; Л., 1937. С. 325.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же. С. 326.
6 Там же. С. 327.
7 Рулье К.Ф. Избранные биологические произведения. М., 1954. С. 317.
8 Там же. С. 332.
9 Там же.
10 Там же. С. 317.
11 Там же. С. 441.
12Дарвин Ч. Происхождение видов. М., 1952. С. 260.
13 Там же.
14 Там же. С. 261.
15Дарвин Ч. Избранные письма. М., 1950. С. 106.
16Дарвин Ч. Происхождение видов. С. 261.
17 Там же. С. 278.
18 Там же. С. 284.
19 Там же. С. 283.
20 Там же.
21Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Спб., 1896. С. 45.
22 Там же.
23Северцов А.Н. Собр. соч. Т. III. M.; Л., 1945. С. 300.
1 Скребицкий Г. Отношение чайки к гнезду, яйцам и птенцам // Рефлексы, инстинкты и навыки. М., 1936. С. 144—145.
1 Кардош Л. Некоторые проблемы сравнительно-психологического анализа процесса учения // Annales Uni-versitatis Scientiarum Budapestinensis. Sect. Paedagogica et Psychologica. T.1. Budapest, 1970. P. 15.
2 Ibid. P. 19.
3 Орбели Л. А. Вопросы высшей нервной деятельности. М.; Л., 1949. С. 352.
1 Ллойд-Морган К. Привычка и инстинкт. Спб., 1899. С. 21—22.
2 Там же. С. 22.
3 Крушинский Л.В. Формирование поведения животных в норме и патологии. М., 1960. С. 10.
3 Там же. С. 11.
1 Анохин П.К. О морфологических закономерностях развития функции в эмбриогенезе животных и человека // Труды 6-го Всесоюзного съезда анатомов и эмбриологов. Т. 1. Харьков, 1961. С. 25.
2 Там же. С. 27—28.
3 Боровский В.М. Проблема инстинкта. Крымское гос. изд-во, 1941. С. 133.
1 Орбели Л,А, Вопросы высшей нервной деятельности. М Л 1949 С. 356
2 Боровский В.М. Поведение цыплят, выведенных в инкубаторе // Рефлексы, инстинкты, навыки. Т. 2. М., 1936. С. 183.
1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. С. 162—163.
2 Там же. С. 176.
3 Там же.
1 Статоцист — орган чувства равновесия, основная часть которого состоит из замкнутой полости с включенным в нее статолитом — «камешком» (минеральной конкрецией).
2 Вагнер В.А. Сегментарная психология. Новые идеи в биологии. Сборник № 6. Биопсихология. Спб., 1914. С. 123.
1 Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса. Морфобиологическая теория эволюции. 3-е изд. М., 1967. С. 115.
2 Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947. С. 9.
3 Кашкаров Д.Н. Современные успехи зоопсихологии. М.; Л., 1928. С. 123—124.
4 Павловские среды. Т. II. М.; Л., 1949. С. 166.
5 Там же.
6 Протопопов В.П. Исследование высшей нервной деятельности в естественном эксперименте. Киев, 1950. С. 21—23.
7 Павловские среды. Т. III. С. 262.
9 Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе). М., 1959. С. 247.
9 Там же.
1 Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1949. С. 133.
2 Нестурх М.Ф. Приматология и антропогенез. М., 1960. С. 65.
3 Энгельс Ф. Диалектика природы. С. 135.
4 Энгельс Ф. Диалектика природы. С. 137.
5 Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.; Л., 1949. С. 46.
6 Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. С. 192.
7 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972. С. 219.