Файл: Проектноисследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 517

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАДАНИЕ 1

Максимальное количество баллов — 4. 

Решите педагогическую задачу:

Вы являетесь молодым специалистом одной из лучших школ города. Администрация школы предложила Вам выступить на педагогическом совете по теме «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя».

Тема вашего выступления «Продукт проектной деятельности в начальной школе». Вопросы:

  1.      Приведите примеры разнообразных видов «конечного продукта» в проектной деятельности.

  2.      Заполните таблицу «Структура проектной деятельности педагога», в которой опишите все элементы ведения проектной деятельности; сформулируйте темы проектов, реализуемые в рамках начальной школы (класс определите самостоятельно); опишите проектный продукт с учетом практического значения.

Таблица 1 – Структура проекта деятельности педагога

Тип

проекта

Цель проекта

Тема проекта

Описание проектного продукта

Практико- ориентированный

Решение практических задач

1.   Ориентирование на местности.

             

 Нацелен на интересы самих участников процесса. Продукт исследования может быть использован школой, городом и т.д

2.  Влияние домашних животных на человека              

 Дети мобирают информацию из разных источников.Результатом будет памятка.

Исследовательский

Доказательство или опровержение гипотезы

1.   Исследование питьевой воды             

 Результат исследования, оформмленный в статью, учебное пособие и т.д.

Информационный

Сбор информации об объекте или явлении

1.Здоровый образ жизни


 направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат –презентация, видеофильм.

 

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

  1. Театр кулкол «Колобок»

 Ценность работы над проектом для обучающихся является в знакомстве с материалом, выходящим за пределы школьной программы, в расширении представлений о театральном искусстве, в систематизации знаний, развитии коммуникативных навыков, умении чётко излагать свои мысли.


Игровой (ролевой)

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы

1.Игра- поиск «Каким я вижу мир, в котором я живу»

 Положительная мотивация к учебной деятельности, повышение качества знаний


ЗАДАНИЕ 2

Максимальное количество баллов — 3. 

Решите педагогическую задачу:

В официальной группе одной из социальных сетей вашего образовательного учреждения разместили фрагмент открытого урока вашей коллеги, учителя 2 класса, по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»).  В видеосюжете учитель проводит с ребятами игру «Да – нет», где дети отвечают на вопросы учителя только «да» или «нет».

Прочитайте предложенный фрагмент из этой игры.

 

Игра «Да - нет»

Вопрос учителя: Мы живем на планете Земля?  – Дети отвечают: «Да».

Вопрос учителя: Наша Земля имеет шарообразную форму? – Дети отвечают: «Да». Вопрос учителя: Россия расположена в Южном полушарии Земли? – Дети отвечают «Нет».

Вопрос учителя: Россия расположена в Северном полушарии Земли? – Дети отвечают: «Да».

Вопрос учителя: Северный полюс Земли находится в Северном полушарии? – Дети отвечают: «Да».

Вопрос учителя: Земная ось проходит через Северный и Южный полюса Земли? – Дети отвечают: «Да».

Вопрос учителя: Ось Земли можно увидеть и потрогать? – Дети отвечают «Нет».

Вопрос учителя: Ось Земли — это металлическая спица, которая проходит сквозь нашу планету и выходит на поверхность? – Дети отвечают «Нет».

Вопрос учителя: Ось Земли только воображаемая? – Дети отвечают: «Да».

Вопрос учителя: 

Земля вращается вокруг своей оси? – Дети отвечают: «Да».

Вопрос учителя: Глобус – это уменьшенная модель Земли– Дети отвечают: «Да».

 

Вопросы:

1.     Определите цель и задачи данного урока.  

2.     Определите на каком этапе урока и с какой целью учитель проводит данную игру. Свой ответ обоснуйте.  

3.     Предложите материал к уроку, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью).

 

Ответы отразите в таблице содержательно и ёмко.

Таблица – Разбор урока по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»)

№ п/п

Вопрос/задание

Пояснение/обоснование ответа

1.

УМК

«Перспективная начальная школа»

2.

Предмет

Окружающий мир

3.

Тема урока

 Земля. Модель Земли

4.

Класс

2

5.

Цель урока

  Расширить представления о глобусе как модели Земли.

 Создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»

6.

Задачи урока

 Определить форму Земли, через ее модель – глобус.

Определить из чего состоить поверхность Земли.

Определить стороны света, полушария, где находится экватор


7.

Поясните, на каком этапе урока используется игра «Да-нет» (обоснование ответа)

 Динамическая пауза. Здесь можно задать вопросы:

Это планета земной группы?

Это самая большая планета?

На этой планете обитают животные?

8.

Дополните материал, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью)

 Видеолекции


ЗАДАНИЕ 3

Максимальное количество баллов — 3. 

Вы являетесь учителем начальных классов.

На этапе самостоятельной работы урока «Окружающий мир» в 4 классе по теме «Животноводство в нашем крае» вы планируете проведение самопроверки по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом правильных ответов (эталоном), и сами оценивают свою работу.

Вопросы:

1.     Подготовьте эталоны описаний животных. Выберите не менее трёх видов животных, которых планируете изучать по теме урока, и опишите их по плану:

  •     Название животного



  •     Отличительная особенность



  •     Внешнее строение



  •     Размножение



  •     Значение в природе края/региона

2.     Заполните эталоны ответов в виде таблицы «Эталоны ответов».

Таблица – Эталоны ответов

Эталон 1

Название животного

 тигр

Отличительная особенность

 Млекопитающее, полосатое

Внешнее строение

 Тело покрыто шерстью, ходит на четырех лапах

Размножение

 Рождает живых детенышей

Вскармливает молоком

Значение в природе края/региона

 Они возглавляют свою пищевую цепь, питаясь различными животными, и потому помогают сохранить биологическое равновесие в природе

Эталон 2

Название животного

 Комар

Отличительная особенность

 Насекомое

Внешнее строение

 Имеет крылья, хоботок

Размножение

 Отклыдывание яиц

Значение в природе края/региона

 Они участвуют в формировании почвы земли (часть гумуса). Личинки комаров служат кормом для очень многих водных животных, в том числе и ценных промысловых видов рыб

Эталон 3

Название животного

 Пчела

Отличительная особенность

 Насекомое

Внешнее строение

 Отличительной особенностью пчелы является наличие хоботка для высасывания нектара и ощущения вкуса. А усики отвечают за обоняние, распознают тепло/холод/влажность. В качестве органов слуха выступают некоторые части тела и ноги.

Размножение

 Откладывание яиц маткой

Значение в природе края/региона

 Важнейшая роль пчел в экосистемах — опыление цветковых растений


ЗАДАНИЕ 5

Максимальное количество баллов — 5.

Вы учитель начальных классов и готовитесь приступить к изучению раздела «Родной край – часть большой страны» в 4 классе (учебник «Окружающий мир», Плешаков А. А.).

 

Вопросы:

  1.   Проведите отбор материала с целью развития интереса к изучению вашего края/региона/области, совершенствованию и углублению первоначальных знаний о географии, экономике и экологии.

  2.   Составьте план урока открытия нового знания по одной из тем учебника, используя отобранный материал по краеведению. Заполните технологическую карту урока «открытия» нового знания, предложенную в таблице 3.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная, подготовка учащихся к усвоению учебного материала

- Приветствие

- Давайте, составим тему урока из рассыпавшихся слов: часть, край, большой. Родной, страны.

- Сегодня последний урок по этому разделу. Сформулируйте цель нашего урока.

Формулируют тему: «Родной край – часть большой страны».

Формулируют цель урока: обобщить и проверить знания по данному разделу.

Фронтальная, индивидуальная




Устные ответы, организация рабочего места.

II. Актуализация опорных знаний.


Защита проекта «Географическое положение»

- Я предлагаю провести не просто урок обобщения, а отправиться в путешествие по родному краю. С собой берём самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение. Желаю вам успехов и новых интересных открытий!

- На административной карте России видим все республики, края, округа, области. А где здесь место Сахалинской области? Кто наши соседи? Заслушаем проект «Географическое положение Сахалинской области».


Называет цель проекта. Показывает на карте России Сахалинскую область. Называет главный город. Показывает соседей.Называет природную зону нашего края. Показывает на карте море омывающее о.Сахалин. Показывает карту Сахалинской области и находит на ней Смирныховский район. Называет соседние районы. Подводит итог своей работы.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

Осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиски выделение необходимой информации, выбор наиболее

эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно сроят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого характера; используют знаково – символические средства представления информации для решения практических задач.

Регулятивные:

контролируют выступления, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют своё мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; осуществляют постановку вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.


Презентация проектов.

Взаимопроверка

Защита проекта

Самопроверка по образцу



Определение степени усвоения

Работа с контурной картой

- На контурной карте Сахалинской области найдите Смирныховский район, обведите его.

- Проверьте, как вы справились с этим заданием.

Находят и отмечают на карте



Работа в парах




Защита проекта «Полезные ископаемые Костромской области»

- Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Россия богата различными полезными ископаемыми. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из руд выплавляют различные металлы, из некоторых солей делают удобрения.

Послушайте сведения о полезных ископаемых в Сахалинской области.

Называет цель проекта. Рассказывает о месторождении нефти и угля в Сахалинской области




Определение степени усвоения

Работа по карточке

- Соедините название полезного ископаемого и место его добычи в Сахалинской области

Выполняют задание на карточке

Индивидуальная

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «ЁЛОЧКА»




Защита проекта «Кто живёт в лесу?»

- Эта разминка подсказка для вас, на какую тему будет представлен следующий проект.

Смирныховский район является одним из самых лесных районов в Сахалинской области, в частности с. Онор. Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. А кто живёт в нашем лесу, узнавала Полина.


Ставит цель. Знакомит с понятием леса и природного сообщества. Рассказывает о площади лесного массива. Показывает виды растений и животных леса. Говорит об охране лесов и его обитателей. Обращает внимание на правила поведения в лесу и пожарной безопасности. Делает вывод.




Определение степени усвоения

Составление рассказа.

- Дополните выступление Полины рассказом об обитателе наших лесов. Работаем в группе.

Готовят сообщение и выступают.

Работа в группах.




Вспомнить правила работы в группе.

III.

Проверочная работа

Работа с карточками

- мы с вами закончили изучать большой раздел и даже посмотрели и выслушали интересные проекты , поэтому на остаток времени предлагаю вам пройти тест по изученной теме .


Выполняют тест

индивидуальная







IV. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок.

- Понравилось ли вам путешествовать по родному краю и изучать его?

- Что особенно запомнилось, было интересно?

- Сумели ли мы достигнуть поставленной цели?

- Что бы ещё хотели узнать о нашем крае?

- Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким он будет в будущем.
- После окончания школы вы получите профессию. А вы видите себя в родном краю? Кем? Отметьте это на схеме.
Оценки за урок.

Отвечают на вопросы

Прикрепляют карточку со своей фамилией около названия отрасли


Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Устные ответы

V. Домашнее задание




Написать сочинение «Что я расскажу иностранцам о своём районе».