Файл: Проектноисследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 517
Скачиваний: 54
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЕ 1
Максимальное количество баллов — 4.
Решите педагогическую задачу:
Вы являетесь молодым специалистом одной из лучших школ города. Администрация школы предложила Вам выступить на педагогическом совете по теме «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя».
Тема вашего выступления «Продукт проектной деятельности в начальной школе». Вопросы:
-
Приведите примеры разнообразных видов «конечного продукта» в проектной деятельности. -
Заполните таблицу «Структура проектной деятельности педагога», в которой опишите все элементы ведения проектной деятельности; сформулируйте темы проектов, реализуемые в рамках начальной школы (класс определите самостоятельно); опишите проектный продукт с учетом практического значения.
Таблица 1 – Структура проекта деятельности педагога
Тип проекта | Цель проекта | Тема проекта | Описание проектного продукта |
Практико- ориентированный | Решение практических задач | 1. Ориентирование на местности. | Нацелен на интересы самих участников процесса. Продукт исследования может быть использован школой, городом и т.д |
2. Влияние домашних животных на человека | Дети мобирают информацию из разных источников.Результатом будет памятка. | ||
Исследовательский | Доказательство или опровержение гипотезы | 1. Исследование питьевой воды | Результат исследования, оформмленный в статью, учебное пособие и т.д. |
Информационный | Сбор информации об объекте или явлении | 1.Здоровый образ жизни | направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат –презентация, видеофильм. |
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта |
| Ценность работы над проектом для обучающихся является в знакомстве с материалом, выходящим за пределы школьной программы, в расширении представлений о театральном искусстве, в систематизации знаний, развитии коммуникативных навыков, умении чётко излагать свои мысли. |
Игровой (ролевой) | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы | 1.Игра- поиск «Каким я вижу мир, в котором я живу» | Положительная мотивация к учебной деятельности, повышение качества знаний |
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов — 3.
Решите педагогическую задачу:
В официальной группе одной из социальных сетей вашего образовательного учреждения разместили фрагмент открытого урока вашей коллеги, учителя 2 класса, по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»). В видеосюжете учитель проводит с ребятами игру «Да – нет», где дети отвечают на вопросы учителя только «да» или «нет».
Прочитайте предложенный фрагмент из этой игры.
Игра «Да - нет»
Вопрос учителя: Мы живем на планете Земля? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Наша Земля имеет шарообразную форму? – Дети отвечают: «Да». Вопрос учителя: Россия расположена в Южном полушарии Земли? – Дети отвечают «Нет».
Вопрос учителя: Россия расположена в Северном полушарии Земли? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Северный полюс Земли находится в Северном полушарии? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Земная ось проходит через Северный и Южный полюса Земли? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Ось Земли можно увидеть и потрогать? – Дети отвечают «Нет».
Вопрос учителя: Ось Земли — это металлическая спица, которая проходит сквозь нашу планету и выходит на поверхность? – Дети отвечают «Нет».
Вопрос учителя: Ось Земли только воображаемая? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя:
Земля вращается вокруг своей оси? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Глобус – это уменьшенная модель Земли? – Дети отвечают: «Да».
Вопросы:
1. Определите цель и задачи данного урока.
2. Определите на каком этапе урока и с какой целью учитель проводит данную игру. Свой ответ обоснуйте.
3. Предложите материал к уроку, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью).
Ответы отразите в таблице содержательно и ёмко.
Таблица – Разбор урока по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»)
№ п/п | Вопрос/задание | Пояснение/обоснование ответа |
1. | УМК | «Перспективная начальная школа» |
2. | Предмет | Окружающий мир |
3. | Тема урока | Земля. Модель Земли |
4. | Класс | 2 |
5. | Цель урока | Расширить представления о глобусе как модели Земли. Создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир» |
6. | Задачи урока | Определить форму Земли, через ее модель – глобус. Определить из чего состоить поверхность Земли. Определить стороны света, полушария, где находится экватор |
7. | Поясните, на каком этапе урока используется игра «Да-нет» (обоснование ответа) | Динамическая пауза. Здесь можно задать вопросы: Это планета земной группы? Это самая большая планета? На этой планете обитают животные? |
8. | Дополните материал, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью) | Видеолекции |
ЗАДАНИЕ 3
Максимальное количество баллов — 3.
Вы являетесь учителем начальных классов.
На этапе самостоятельной работы урока «Окружающий мир» в 4 классе по теме «Животноводство в нашем крае» вы планируете проведение самопроверки по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом правильных ответов (эталоном), и сами оценивают свою работу.
Вопросы:
1. Подготовьте эталоны описаний животных. Выберите не менее трёх видов животных, которых планируете изучать по теме урока, и опишите их по плану:
-
Название животного -
Отличительная особенность -
Внешнее строение -
Размножение -
Значение в природе края/региона
2. Заполните эталоны ответов в виде таблицы «Эталоны ответов».
Таблица – Эталоны ответов
Эталон 1 | |
Название животного | тигр |
Отличительная особенность | Млекопитающее, полосатое |
Внешнее строение | Тело покрыто шерстью, ходит на четырех лапах |
Размножение | Рождает живых детенышей Вскармливает молоком |
Значение в природе края/региона | Они возглавляют свою пищевую цепь, питаясь различными животными, и потому помогают сохранить биологическое равновесие в природе |
Эталон 2 | |
Название животного | Комар |
Отличительная особенность | Насекомое |
Внешнее строение | Имеет крылья, хоботок |
Размножение | Отклыдывание яиц |
Значение в природе края/региона | Они участвуют в формировании почвы земли (часть гумуса). Личинки комаров служат кормом для очень многих водных животных, в том числе и ценных промысловых видов рыб |
Эталон 3 | |
Название животного | Пчела |
Отличительная особенность | Насекомое |
Внешнее строение | Отличительной особенностью пчелы является наличие хоботка для высасывания нектара и ощущения вкуса. А усики отвечают за обоняние, распознают тепло/холод/влажность. В качестве органов слуха выступают некоторые части тела и ноги. |
Размножение | Откладывание яиц маткой |
Значение в природе края/региона | Важнейшая роль пчел в экосистемах — опыление цветковых растений |
ЗАДАНИЕ 5
Максимальное количество баллов — 5.
Вы учитель начальных классов и готовитесь приступить к изучению раздела «Родной край – часть большой страны» в 4 классе (учебник «Окружающий мир», Плешаков А. А.).
Вопросы:
-
Проведите отбор материала с целью развития интереса к изучению вашего края/региона/области, совершенствованию и углублению первоначальных знаний о географии, экономике и экологии. -
Составьте план урока открытия нового знания по одной из тем учебника, используя отобранный материал по краеведению. Заполните технологическую карту урока «открытия» нового знания, предложенную в таблице 3.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная, подготовка учащихся к усвоению учебного материала | - Приветствие - Давайте, составим тему урока из рассыпавшихся слов: часть, край, большой. Родной, страны. - Сегодня последний урок по этому разделу. Сформулируйте цель нашего урока. | Формулируют тему: «Родной край – часть большой страны». Формулируют цель урока: обобщить и проверить знания по данному разделу. | Фронтальная, индивидуальная | | Устные ответы, организация рабочего места. |
II. Актуализация опорных знаний. | Защита проекта «Географическое положение» | - Я предлагаю провести не просто урок обобщения, а отправиться в путешествие по родному краю. С собой берём самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение. Желаю вам успехов и новых интересных открытий! - На административной карте России видим все республики, края, округа, области. А где здесь место Сахалинской области? Кто наши соседи? Заслушаем проект «Географическое положение Сахалинской области». | Называет цель проекта. Показывает на карте России Сахалинскую область. Называет главный город. Показывает соседей.Называет природную зону нашего края. Показывает на карте море омывающее о.Сахалин. Показывает карту Сахалинской области и находит на ней Смирныховский район. Называет соседние районы. Подводит итог своей работы. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: Осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиски выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно сроят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого характера; используют знаково – символические средства представления информации для решения практических задач. Регулятивные: контролируют выступления, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют своё мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; осуществляют постановку вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат; проявляют познавательный интерес к изучению предмета. | Презентация проектов. Взаимопроверка Защита проекта Самопроверка по образцу |
Определение степени усвоения | Работа с контурной картой | - На контурной карте Сахалинской области найдите Смирныховский район, обведите его. - Проверьте, как вы справились с этим заданием. | Находят и отмечают на карте | Работа в парах | ||
| Защита проекта «Полезные ископаемые Костромской области» | - Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Россия богата различными полезными ископаемыми. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из руд выплавляют различные металлы, из некоторых солей делают удобрения. Послушайте сведения о полезных ископаемых в Сахалинской области. | Называет цель проекта. Рассказывает о месторождении нефти и угля в Сахалинской области | | ||
Определение степени усвоения | Работа по карточке | - Соедините название полезного ископаемого и место его добычи в Сахалинской области | Выполняют задание на карточке | Индивидуальная | ||
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «ЁЛОЧКА» | ||||||
| Защита проекта «Кто живёт в лесу?» | - Эта разминка подсказка для вас, на какую тему будет представлен следующий проект. Смирныховский район является одним из самых лесных районов в Сахалинской области, в частности с. Онор. Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. А кто живёт в нашем лесу, узнавала Полина. | Ставит цель. Знакомит с понятием леса и природного сообщества. Рассказывает о площади лесного массива. Показывает виды растений и животных леса. Говорит об охране лесов и его обитателей. Обращает внимание на правила поведения в лесу и пожарной безопасности. Делает вывод. | | ||
Определение степени усвоения | Составление рассказа. | - Дополните выступление Полины рассказом об обитателе наших лесов. Работаем в группе. | Готовят сообщение и выступают. | Работа в группах. | | Вспомнить правила работы в группе. |
III. Проверочная работа | Работа с карточками | - мы с вами закончили изучать большой раздел и даже посмотрели и выслушали интересные проекты , поэтому на остаток времени предлагаю вам пройти тест по изученной теме . | Выполняют тест | индивидуальная | | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. | - Понравилось ли вам путешествовать по родному краю и изучать его? - Что особенно запомнилось, было интересно? - Сумели ли мы достигнуть поставленной цели? - Что бы ещё хотели узнать о нашем крае? - Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким он будет в будущем. - После окончания школы вы получите профессию. А вы видите себя в родном краю? Кем? Отметьте это на схеме. Оценки за урок. | Отвечают на вопросы Прикрепляют карточку со своей фамилией около названия отрасли | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. | Устные ответы |
V. Домашнее задание | | Написать сочинение «Что я расскажу иностранцам о своём районе». | | | | |