Файл: Статья сенсорное развитие детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СТАТЬЯ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
Начало XXI века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника. В соответствии с ФГОС, базовой образовательной технологией является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и технологии. УУД представлены следующими видами: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.(стр 276).


Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…». Размышляя над тем, как правильно организовать работу со своими воспитанниками по формированию всех вышеперечисленных качеств, я пришла к выводу, что одним из эффективных методов является познавательно-исследовательская деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам. (стр.325)


Модернизация системы образования и внедрение в пространство дошколь- ного и школьного звена системы стандартов ФГОС ставят перед педаго- гами задачу перехода на новый тип отношения к детям и с детьми. Согласно новым стандартам, ребёнок становится субъектом отношений, ориентированных на макси- мальный учет индивидуальных особенностей, личностных потребностей каждого ребёнка. Отношения между педагогом и ребёнком должны строиться на содействии и сотрудничестве, предполагающим . Основатель метода Позитивной психотерапии, немецкий врач и психотерапевт Носсрат Пезешкиан в своей книге «Психотерапия повседневной жизни» в результате многолетних научных исследований приходит к выводу, что отношения между детьми и взрослыми: родителями, воспитателями, учителями должны рассматри- ваться как партнёрские. Им предложена идея отказаться от понимания воспитания в узком смысле как процесса влияния взрослого на ребёнка. Воспитание – это двой- ственный процесс, предполагающий не только влияние взрослого на развитие ре- бёнка, но и противоположный результат. Многие формы поведения детей, типы ре- агирования, способы проявления своих чувств тоже оказывают воспитательный эф- фект на взрослых. Ребёнок не является неким пластилином, пассивным объектом, из которого взрослые могут «слепить» удобного им ребёнка. Концепция человека в методе Позитивной психотерапии исходит из педагоги- ческих воззрений Жан-Жака Руссо о заложенных от рождения в ребёнке задатках и способностях, которые взрослым нужно помочь развить. «Когда человек рождается, он вовсе не является «чистым листом», а если ис- пользовать эту метафору, представляет собой трудночитаемый или еще непрочитан- ный лист. Способности и возможности – основы развития человека – нуждаются в созревании и в действенной помощи окружающего мира». Основная задача воспитания заключается в приобщении ребёнка к тем социаль- ным нормам и правилам, которые приоритетны в социальном окружении объектив- ной реальности. Иными словами, с помощью воспитания ребёнок усваивает нормы, формы поведения, которые являются основой для бесконфликтного общения. Этот процесс называется социализацией ребёнка. Различные культуральные традиции и установки детерминируют шкалу соци- альных и нравственных норм, как в масштабах общества, так и в конкретной отдель- ной семье и личности. В результате транскультуральных исследований, охвативших порядка 22 стран мира, Н. Пезешкиан выявил систему наиболее типичных форм по- ведения и социальных норм, которые, как правило, и являются источником большин- ства внутриличностных и межличностных конфликтов. В терминологии Позитивной психотерапии поведенческие и социальные нормы называются актуальными способ- ностями. Актуальные способности выступают центральным фактором в развитии личности и зачастую могут стать причиной расстройств и конфликтов, если не вы- полняются определённые ожидания. В педагогической практике проявление актуальных способностей можно про- иллюстрировать целым рядом примеров. Например, педагог сталкивается с неразвитой способностью к аккуратности, чистоплотности, бережливости ребёнка. Это мо- жет говорить о том, что в семье ребёнка эти способности не являются значимыми или их развитию не уделяется необходимого времени. Тоже можно сказать и о по- слушании, усердии и ответственности, вежливости и т.д. Поскольку педагог в силу своего воспитания и жизненного опыта имеет уже достаточно сформированное представление о том, в какой степени и какие способ- ности должны быть развиты, несоответствие его ожиданиям может вызвать внутрен- ний конфликт, который выражается как минимум в форме неприязни к ребёнку. Вполне возможно усугубление ситуации межличностным конфликтом, особенно если ребёнок проявляет достаточную настойчивость в сохранении своих личностных границ. Возвращаясь к идее партнёрских отношений, позиция педагога в таких случаях не должна носить категоричный характер. Необходимо чёткое осознание того, что демонстрируя те или иные формы поведения, ребёнок проявляет степень развитости определённых способностей, которым уделялось либо не уделялось внимание в жиз- ненном опыте ребёнка. Педагогу в парадигме субъект-субъектных отношений важно научиться дифференцировать способности каждого конкретного ребёнка, замечать не только дефицитарные, но и хорошо развитые, подчёркивающие уникальность ре- бёнка. Принятие модели партнёрских отношений в практике позволит педагогу за- мечать в себе то, что развито умеренно, либо чрезмерно,

раскроет заложенный по- тенциал, как в себе, так и в ребёнке. Список литературы: 1. Пезешкиан Н. Психосоматика и Позитивная психотерапия: пер. с нем. / Носсрат Пезешкиан. – 2-е издание. – М.: Институт Позитивной психотерапии, 2006. – 464 с. 2. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. – СПб.: Речь, 2002. – 288 с (стр. 313)

На сегодняшний день главная цель политики в сфере дошкольного образования РФ – это качественное образование дошкольников. Для того, чтобы выполнить эту цель, необходимо создать целостный образовательный процесс в ДОО.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников (стр.263)
В настоящее время нарушения речи фиксируются учителями-логопедами у большинства детей. Процент дошкольников с общим недоразвитием речи возрастает с каждым годом. При общем недоразвитии речи нарушены все структурные компоненты речи: лексика, грамматика, фонетика и фонематика. И эти нарушения речи все чаще становятся сочетанными, поэтому постоянно приходится учиться новому, искать современные и эффективные средства обучения. У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У них отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. Проблема помощи таким детям с целью коррекции нарушений и подготовки их к успешному обучению в школе стоит остро перед педагогами. Основная задача логопедического воздействия – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей их жизни. Сейчас в России идет становление новой системы образования, происходят существенные изменения и в дошкольном образовании, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны со- временным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью со- временной рабочей среды всех педагогов, в том числе и учителей-логопедов. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.(стр 295)


Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

На начальном этапе дошкольного возраста (к 3 годам) среднестатистический ребёнок имеет следующие характеристики развития:

• интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

• владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

• обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

• у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и др.).

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Портрет современного ребенка, исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, плохо или не говорящий, воспитываемый телевизором. Дети хорошо информированы, но тут есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем, многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 4-5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раз дел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.


Академик Д.И. Фельдштейн, изучив и обобщив фундаментальные исследования последних лет, обозначил круг значимых изменений у современных детей:

– резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста – рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;

– недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста;

– значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений; – увеличение числа детей с эмоционально-волевыми проблемами;

– рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетено с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи. Сенсорное развитие детей, имеющих нарушения в развитии речи, имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом.

Одной из первостепенных задач следует считать обогащение чувственного опыта ребёнка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, слухового, в частности фонематического слуха и фонематического восприятия. Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств. Поэтому в работе используются натуральные наглядные пособия, при этом дошкольникам даётся возможность активно действовать с ними: не только рассмотреть, например, морковь, но и поиграть с ней, покатать, ощупать с закрытыми глазами, достать из «чудесного мешочка», выбрав на ощупь, понюхать, попробовать. Такая деятельность помогает активизировать словарь, обогащает его прилагательными.

Трудно переоценить значение для психического развития ребёнка закрепление чувственного опыта в слове, т.е. формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Необходимо, чтобы ребёнок научился пользоваться сенсорными эталонами, своеобразными чувственными мерками, только в этом случае сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать, обобщать. Именно поэтому очень важно, чтобы ребёнок умел не только различать предметы по форме, цвету и размеру, но и правильно называть эти свойства. При определённом уровне развития способности к обследованию предметов формируется полноценное представление об их свойствах. Изучая свойства вещей, ребёнок использует различные способы ориентировки: практические пробы, примеривание и отсечение ошибочных действий, зрительное соотнесение. Ребятам достаточно посмотреть на величину прорези и вложить в неё соответствующую рамку.