ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так развивается перцептивная деятельность, совершенствуются способы ориентирования в свойствах предметов, что является ещё одной важнейшей задачей сенсорного воспитания. Традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда приводит к успеху, в силу специфики психического развития детей с ОНР. Для начала работы определяется исходный уровень развития каждого ребёнка и намечается программа сенсорного воспитания с учётом коррекционной работы и обучения в целом. Формирование представлений о цвете и форме у детей, отстающих в развитии – длительный процесс, поэтому программа разбивается на этапы. 1 этап – нужно научить устанавливать тождество предметов, выполнять инструкцию: «Покажи такой же мяч, кубик…», подбирать парные картинки и игрушки. 2 этап – привлекается внимание ребёнка к одному конкретному свойству пред- мета – цвету или форме. Опираясь на восприятие данного свойства, дети учатся находить идентичные предметы, соотносить цвет или форму предмета с образцом-эталоном. На 3 этапе выполняются задания на идентификацию предметов, используя опредмеченные названия геометрических фигур. Задача взрослого – направить процесс обучения на устойчивое закрепление эталонной системы в сознании ребёнка. 4 этап меняет словесную инструкцию взрослого. Перед ребёнком стоит задача подобрать предмет определённого цвета или формы по словесной инструкции без показа. Типовые инструкции «Дай синий кубик, жёлтый круг…». Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме. Очень важна при этом игровая мотивация и поощрение ребёнка за успехи. На 5 этапе формируется умение словесно обозначать цвет или форму предмета. Необходимо и очень важно, чтобы весь предшествующий опыт восприятия соединялся со словом, закреплялся в нём. Для детей с ОНР это наиболее сложно, поэтому оказывается постоянная дозированная помощь: задаётся наводящий вопрос, подсказывается первый звук, напоминается цвет хорошо знакомого предмета. На 6 этапе основное внимание уделяется формированию умения группировать предметы по какому-то сенсорному признаку. Это классификация по цвету или форме, исключение лишнего, сравнение двух предметов. Необходимо учить выделять нужное свойство и абстрагироваться от несущественных признаков. На заключительном 7 этапе закрепляется умение дошкольника видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности. Становится возможным составление рассказа-описания, отгадывание загадок о предметах. Ребёнок достигает умения узнавать предметы по описанию, расширяет словарь признаков, самостоятельно называет основные цвета и их оттенки, форму предметов и их частей.
Для решения поставленных задач в группе создана игровая сенсорно-развивающая среда для дошкольников в соответствии с ФГОС, способствующая развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, абстрактно-логического и пространственного мышления, создающей предпосылки для развития творчества. При создании центра развития учитывались следующие целевые ориентиры:
– развитие детской любознательности, создание у детей целостного представления об окружающем предметном, социальном, культурном и природном мире, о себе;
– формирование навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения договариваться;
– развитие мелкой моторики, мышления и речи;
– формирование элементарных математических представлений, предпосылок грамотности;
– развитие воображения и конструктивного мышления;
– развитие самостоятельности в конструктивной и игровой деятельности;
– формирование навыков активного взаимодействия со сверстниками, умения не только индивидуально, но и совместно реализовывать различные замыслы, учитывая интересы и чувства других, радоваться и сопереживать, разрешать конфликты;
– формирование умения подчиняться различным правилам и социальным нор- мам; – умения выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности;
– умения согласовывать замыслы и действия со сверстниками;
– развитие ориентирования в пространстве, конструктивного мышления, воображения;
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Диагностические исследования и наблюдения дошкольников 4-го года жизни выявили низкие показатели речевого развития, несформированность общей и мелкой моторики детей, низкий уровень социально-коммуникативного развития, ввиду отсутствия фразовой, диалогической и монологической речи.(стр249-251).
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления. Опираясь на требования ФГОС к содержанию образования, стало необходимым переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самореализации личности и создание условий для её саморазвития». В связи с этим, современное до- школьное образование ориентируется на формирование личности дошкольников в специфических видах детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной и др.). Но особый интерес представляет собой детское……………
«Человек образованный ‒ тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Георг Зиммель Современной тенденцией развития образования в России является постоянное усовершенствование системы дошкольного образования и внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс дошкольной организации, что сказывается на повышении эффективности её деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды. В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания(стр.311)