Файл: Практическое задание 5 Дисциплина Русский язык и культура речи Щербаков Вячеслав Сергеевич Задание 1 Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. В какой сфере общения используется каждый из них.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание № 5
Дисциплина: Русский язык и культура речи
Выполнил: Щербаков Вячеслав Сергеевич
Задание № 1
Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. В какой сфере общения используется каждый из них?
а) Из выступления А.А. Ахматовой по ленинградскому радио в конце сентября 1941 г.
Мои дорогие сограждане, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при самой мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом – в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием. Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную, человеческую жизнь.
б) Протокол заседания ЦК РСДРП(б) от 21 октября (3 ноября) 1917 г.
Присутствовали: Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Сталин, Иоффе, Сокольников, Муранов, Милютин.
1) Доклад о Северном фронте. Тов. Свердлов сообщает о положении дел на Северном фронте.
2) Петроградский Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов.
Тов. Дзержинский о полной дезорганизации в Исполнительном комитете, предлагает обязать всех членов Исполнительного комитета – большевиков непременно работать в Исполнительном комитете или выйти оттуда.
Постановлено: ввести в Исполнительный комитет для работы тт. Володарского, Юренева, Милютина, Скалова, Пахомова, Зорина, Дзержинского, Сталина, Лашевича, Иоффе.
3) Издание брошюры т. Ленина. Тов. Дзержинский сообщает о том
, что в типографию сдано письмо Ленина для издания брошюрой. Решено отдельной брошюры не издавать.
в) Из книги Д.Э. Розенталя «Как лучше сказать?».
Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остаётся добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными. Наличие вариантов нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан.
г) Из магнитофонных записей разговора.
– Ну чего же тебе рассказать-то. В деревню люблю ездить. Отдыхаешь душой и телом. То в огороде покопаешься. То сорняки повыдёргиваешь. А когда молодой-то был, на велосипеде катал сестру свою. Вот. А ещё мы вечером любили в бадминтон играть. Ага. Я ей в руки стараюсь, а она то влево, то вправо пуляет. Я и бегаю туда-сюда за этим, за ракеткой маленькой, волан. А ты играла когда-нибудь в бадминтон?
– Угу.
– А ещё рыбачить люблю. Я часто ходил на озеро. На старицу.
– Куда?
– Это река вот раньше протекала. А потом нашла свое место.
– То есть это новое русло и есть старица?
– Нет, старое. Там рыбы много было. Щук навалом.
д) Из рассказа И.А. Бунина «Последнее свидание».
В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала
по голым верхушкам, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою...
Ответ:
а)разговорный;
б)официально-деловой;
в)научный;
г)художественный;
д)художественный.
Задание № 2
Определите стилистическую окраску слов и подберите к ним синонимы иной стилистической окраски. Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.
Ответ:
В таблице даны синонимы предложенных слов (по стилям речи).
Научный стиль | Официально-деловой стиль | Публицистический | Художественный стиль | Разговорный стиль |
Заболевание | Заболевание | Болезнь | Недуг | Хворь |
Противоборствовать | Бороться | Драться | Биться | Махаться |
Передвигаться | Передвигаться | Идти | Брести | Тащиться |
Устраивать овацию | Устраивать овацию | Аплодировать | Рукоплескать | Хлопать |
Военный | Военнослужащий | Воин | Ратник | Вояка |
Бездействие | Бездействие | Ничегонеделание | Праздность | Безделье |
Войти | Проникнуть | Ворваться | Вверзиться | Ввалиться |
Вытеснить | Депортировать | Изгнать | Выдворить | Прогнать |
Опасаться | Остерегаться | Бояться | Страшиться | Трусить |
Иждивенец | Тунеядец | Лентяй | Празднолюбец | Лодырь |
Неуклонный | Настоятельный | Настойчивый | Напористый | Настырный |
Необразованный | Необразованный | Безграмотный | Невежественный | Неуч |
Исконный | Коренной | Местный | Окрестный | Здешний |