ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 вопрос (20 баллов)
-
Охарактеризуйте сущность, предмет и объект исторической науки, рассмотрите ключевые функции исторической науки. Ответ на вопрос подкрепите примерами из истории России. -
Охарактеризуйте основные принципы исторической науки и теории исторического понимания: векторные, циклические и волновые теории истории. В чем вы видите их сходства и различия? -
Охарактеризуйте основные методы исторического исследования. Какой вклад внес И.Д. Ковальченко в развитие методологии исторической науки? В чем эвристические возможности и ограничения клиометрики? -
Сравните (по 4 -5 критериям) мир-системный, цивилизационный, формационный, глобально-стадиальный, синергетический подходы (концепции) изучения истории. В чем, на ваш взгляд, их преимущества и недостатки? (в билете будут только 2 концепции) -
Перечислите основные типы исторических источников, дайте им характеристику, укажите виды источников к каждому типу. Раскройте возможности и ограничения типов исторических источников. -
Охарактеризуйте взгляды на роль личности в истории в ХIХ и ХХ вв. Как это отразилось в историографии? (подсказка: подробное описание, что такое роль личности в истории; какие критерии есть для определения роли личности;описания, какие были точки зрения и авторы, лучше делать в виде объединения авторов по группам: личность влияет на истор.процесс; личность не влияет на истор.процесс; личность - участник процесса, который всего лишь ускоряет/замедляет/реализует план высших сил). -
Какие взгляды на роль личности в истории существуют на современном этапе? (подсказка: описание, что такое роль личности в истории; описание, как синергетическая концепция рассматривает роль личности в истории в условиях точек бифуркаций) -
Бифуркация и альтернатива в истории: как вы понимаете сущность этих процессов? (подсказка: необходимо раскрыть значение данных слов, показать, как они взаимосвязаны (через синергетическую концепцию) и привести примеры из истории России/мира) -
Охарактеризуйте сущность, признаки, способы и основные направления фальсификации истории. Приведите примеры фальсификации из истории России XIX-XX вв. / на современном этапе. -
Раскройте содержание основных этапов российской исторической науки в ХVIII – ХIХ вв. -
Охарактеризуйте развитие отечественной исторической науки в XX веке. Какие этапы можно выделить, в чем их специфика? -
Охарактеризуйте основные направления развития современной историографии. Ответ подкрепите историографическими примерами. (подсказка: историографические примеры – это написать, о чем пишут историки на современном этапе, на какие темы публикуются труды) -
Назовите и охарактеризуйте 5 специфических факторов (особенностей) исторического развития России (на примере социально-экономических процессов ХIХ - нач. ХХ вв.). (подсказка: здесь речь идет, в первую очередь, о факторах: экономическом, географическом /влияние войн на территорию/, политическом /какие трансформации были в политической сфере/, социальном /как менялась структура общества/) -
Назовите основные этапы в истории Древнерусского государства, определите их хронологические рамки. Охарактеризуйте этапы через факты общественно-политической, социально-экономической и культурной истории Руси. -
Охарактеризуйте влияние Крещения Руси на дальнейшее культурное развитие государства (подсказка: явление необходимо рассматривать как точку бифуркации, то есть показать, какой была культура до и какой культура стала; какие были альтернативы и почему было выбрано православие) -
Охарактеризуйте процесс создания единого централизованного государства. Какие факторы способствовали данному процессу? Каковы были альтернативы центра государства? -
Раскройте основные предпосылки, содержание и влияние Смуты на дальнейшее развитие государства. (подсказка: явление необходимо рассматривать как точку бифуркации, то есть показать, какой система была до, каковы причины/предпосылки события, в чем его суть и какой система стала после) -
Раскройте основные предпосылки, содержание и влияние реформ Петра I на дальнейшее развитие государства. (подсказка: явление необходимо рассматривать как точку бифуркации, то есть показать, какой система была до, каковы причины/предпосылки события, в чем его суть и какой система стала после) -
Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в эпоху дворцовых переворотов. Укажите хронологическую последовательность правителей эпохи дворцовых переворотов. -
Раскройте основные предпосылки, содержание и влияние реформ Александра II на дальнейшее развитие государства. (подсказка: явление необходимо рассматривать как точку бифуркации, то есть показать, какой система была до, каковы причины/предпосылки события, в чем его суть и какой система стала после) -
Перечислите страны-лидеры в мире на рубеже XIX-XX вв., расставьте их по роли в мировой экономике. Верно ли утверждение, что важнейшим фактором их экономического роста был фактор НТП? Перечислите наиболее значимые, с Вашей точки зрения, изобретения и открытия, сделанные в этот период. -
Перечислите основные причины Первой мировой войны; охарактеризуйте основные социально-экономические последствия Первой мировой войны. Какие из них были наиболее значимыми, с Вашей точки зрения, для последующего развития мирового сообщества? Обоснуйте свой ответ -
Охарактеризуйте суть политики «военного коммунизма» в Советской России. Какой временной период охватывает эта политика? Перечислите ее основные причины, раскройте основные направления. -
Раскройте суть Новой экономической политики в Советской России. Какой временной период она охватывает? Назовите ее основные цели и направления. Каковы были причины «сворачивания «НЭП»? -
Определите суть Научно-технической революции второй половины ХХ в. как технико-экономического явления, выделите ее этапы. Перечислите наиболее значимые, с Вашей точки зрения, изобретения и открытия, сделанные в этот период в СССР. -
Перечислите основные черты экономической модели государственного социализма в СССР. Когда складывается эта хозяйственная модель в своих основных чертах? Под влиянием каких факторов? -
Охарактеризуйте социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР после Великой Отечественной войны (1945 – середина 1950-х гг.). -
Охарактеризуйте развитие СССР во второй половине ХХ в. Перечислите наиболее важные, на Ваш взгляд, факты, отражающие специфику социально-экономического развития страны в периоды «оттепели», «застоя», перестройки». -
Охарактеризуйте социально-экономическое развитие государства на современном этапе (начиная с 1991 г. до 2020 гг.) (подсказка: речь идет об основных тенденциях и изменениях в социально-экономической сфере. Каким было государство в начале своего становления, какие трансформации прошло и что есть сейчас. Тезисно по основным направлениям) -
Россия в поисках новой культурной самоидентичности в условиях общественной жизни Новейшего времени. Каковы последствия «вестернизации» российской культуры»? (подсказка: речь идет о современности, начиная с 1991 года. Что из себя представляет термин “самоидентичность”, в чем проблема этого самого поиска, что такое термин “вестернизация”, в чем он проявляется и, собственно, каковы последствия на сегодня) -
Перечислите основные черты процесса глобализации в современном мире. Назовите основные глобальные проблемы конца XX - начале XXI вв. -
Россия как цивилизация. Какие дискуссионные точки зрения (на примерах взглядов ученых ХIХ – ХХ вв.) по данной проблеме вам известны?
2 вопрос (20 баллов)
Дайте развернутое определение понятий: (перечислены термины) по следующему алгоритму:
1) Родовая принадлежность понятия;
2) Хронологические рамки (только для исторических событий/явлений/процессов)
3) Три сущностных признака.
Комментарий: Будут приведены термины как из блока «Теоретические понятия», так и из блока «Исторические явления/события/процессы» в каждом билете будет по 4 термина в данном вопросе: 2 из одного блока, 2 - из другого.
Пример по теоретическим терминам:
Например: «Беллетристика»
1. Обозначение художественной литературы
3.1. Представляет собой произведения в стихах или прозе.
3.2. Основана преимущественно на вымыслах и домыслах, противопоставляется научной литературе.
3.3. Относится к письменным историческим источникам.
Например: «Историко-сравнительный метод»
1. Специальный научный метод
3.1. Используется преимущественно в исторической науке.
3.2. Главная цель - выявление общего и особенного при анализе исторических источников.
3.3. Способствует определению тенденций исторического развития.
Пример по историческим терминам:
Например: «Вотчина»
1. Форма феодальной земельной собственности, родовое наследственное имение
2. Возникла в Х - ХI вв., господствующая форма землевладения – в ХIII –ХV вв., сливается с поместьем в единую форму (имение) – в начале ХVIII в.
3.1. Земельная собственность (с ХVIII в.) включала господское хозяйство и крестьянское держание
3.2. Собственник имел административную, судебную власть и право взимания налогов
3.3. Типы имения – государственные, удельные, войсковые (казачьи)
Например: «Иго»
1. Комплексная система подчинения Руси монголо-татарам
2. 1237/1240 – 1480 гг.
3.1. Сложилось в результате завоевания страны ордами Батыя (внук Чингиз хана);
3.2. Выражалось в уплате Русью дани; исполнении русским народом ряда повинностей в пользу хана и его чиновников;
3.3. Традиции поездок русских князей за Ярлыками (письменный указ хана, грамота на княжение) в Золотую Орду
Теоретические понятия
-
альтернатива -
бифуркация в истории -
диахронный метод -
идеализм -
историография -
историческая закономерность -
историческая реальность -
исторический источник -
исторический процесс -
исторический факт -
исторический фактор -
история -
источниковедение -
клиометрика -
летопись -
материализм -
методология истории -
мир-системный подход -
периодизация истории -
презентизм -
ретроспективный метод -
синергетический подход -
синхронный метод -
теория “вызов-ответ” -
теория “локальных цивилизаций” -
фальсификация истории -
формационный подход -
хронотоп -
цивилизационный подход -
цикличность в истории
Исторические события/явления/процессы
-
абсолютная монархия -
Бунташный век -
Великая российская революция -
“военный коммунизм” -
Гражданская война -
государственный социализм -
диссидентское движение -
евразийство -
единое централизованное государство -
западничество -
“застой” -
“золотое десятилетие” русской промышленности -
золотой век дворянства -
иго Золотой Орды -
коллективизация -
крепостное право -
либерализация цен -
Манифест 17 октября -
новая экономическая политика -
норманнская теория -
опричнина -
“оттепель” -
парламентаризм -
Первая мировая война -
“перестройка” -
продразверстка -
промышленный переворот -
просвещенный абсолютизм -
Пятилетка -
приватизация -
раннефеодальная монархия -
Русская Правда -
славянофильство -
Смутное время -
сословно-представительная монархия -
Судебник Ивана III -
феодальная раздробленность -
шоковая терапия -
эпоха дворцовых переворотов