Файл: 1 вопрос (20 баллов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 вопрос (20 баллов)


  1. Охарактеризуйте сущность, предмет и объект исторической науки, рассмотрите ключевые функции исторической науки. Ответ на вопрос подкрепите примерами из истории России.

  2. Охарактеризуйте основные принципы исторической науки и теории исторического понимания: векторные, циклические и волновые теории истории. В чем вы видите их сходства и различия?

  3. Охарактеризуйте основные методы исторического исследования. Какой вклад внес И.Д. Ковальченко в развитие методологии исторической науки? В чем эвристические возможности и ограничения клиометрики?

  4. Сравните (по 4 -5 критериям) мир-системный, цивилизационный, формационный, глобально-стадиальный, синергетический подходы (концепции) изучения истории. В чем, на ваш взгляд, их преимущества и недостатки? (в билете будут только 2 концепции)

  5. Перечислите основные типы исторических источников, дайте им характеристику, укажите виды источников к каждому типу. Раскройте возможности и ограничения типов исторических источников.

  6. Охарактеризуйте взгляды на роль личности в истории в ХIХ и ХХ вв. Как это отразилось в историографии? (подсказка: подробное описание, что такое роль личности в истории; какие критерии есть для определения роли личности;описания, какие были точки зрения и авторы, лучше делать в виде объединения авторов по группам: личность влияет на истор.процесс; личность не влияет на истор.процесс; личность - участник процесса, который всего лишь ускоряет/замедляет/реализует план высших сил).

  7. Какие взгляды на роль личности в истории существуют на современном этапе? (подсказка: описание, что такое роль личности в истории; описание, как синергетическая концепция рассматривает роль личности в истории в условиях точек бифуркаций)

  8. Бифуркация и альтернатива в истории: как вы понимаете сущность этих процессов? (подсказка: необходимо раскрыть значение данных слов, показать, как они взаимосвязаны (через синергетическую концепцию) и привести примеры из истории России/мира)

  9. Охарактеризуйте сущность, признаки, способы и основные направления фальсификации истории. Приведите примеры фальсификации из истории России XIX-XX вв. / на современном этапе.

  10. Раскройте содержание основных этапов российской исторической науки в ХVIII – ХIХ вв.

  11. Охарактеризуйте развитие отечественной исторической науки в XX веке. Какие этапы можно выделить, в чем их специфика?

  12. Охарактеризуйте основные направления развития современной историографии. Ответ подкрепите историографическими примерами. (подсказка: историографические примеры – это написать, о чем пишут историки на современном этапе, на какие темы публикуются труды)

  13. Назовите и охарактеризуйте 5 специфических факторов (особенностей) исторического развития России (на примере социально-экономических процессов ХIХ - нач. ХХ вв.). (подсказка: здесь речь идет, в первую очередь, о факторах: экономическом, географическом /влияние войн на территорию/, политическом /какие трансформации были в политической сфере/, социальном /как менялась структура общества/)

  14. Назовите основные этапы в истории Древнерусского государства, определите их хронологические рамки. Охарактеризуйте этапы через факты общественно-политической, социально-экономической и культурной истории Руси.

  15. Охарактеризуйте влияние Крещения Руси на дальнейшее культурное развитие государства (подсказка: явление необходимо рассматривать как точку бифуркации, то есть показать, какой была культура до и какой культура стала; какие были альтернативы и почему было выбрано православие)

  16. Охарактеризуйте процесс создания единого централизованного государства. Какие факторы способствовали данному процессу? Каковы были альтернативы центра государства?

  17. Раскройте основные предпосылки, содержание и влияние Смуты на дальнейшее развитие государства. (подсказка: явление необходимо рассматривать как точку бифуркации, то есть показать, какой система была до, каковы причины/предпосылки события, в чем его суть и какой система стала после)

  18. Раскройте основные предпосылки, содержание и влияние реформ Петра I на дальнейшее развитие государства. (подсказка: явление необходимо рассматривать как точку бифуркации, то есть показать, какой система была до, каковы причины/предпосылки события, в чем его суть и какой система стала после)

  19. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в эпоху дворцовых переворотов. Укажите хронологическую последовательность правителей эпохи дворцовых переворотов.

  20. Раскройте основные предпосылки, содержание и влияние реформ Александра II на дальнейшее развитие государства. (подсказка: явление необходимо рассматривать как точку бифуркации, то есть показать, какой система была до, каковы причины/предпосылки события, в чем его суть и какой система стала после)

  21. Перечислите страны-лидеры в мире на рубеже XIX-XX вв., расставьте их по роли в мировой экономике. Верно ли утверждение, что важнейшим фактором их экономического роста был фактор НТП? Перечислите наиболее значимые, с Вашей точки зрения, изобретения и открытия, сделанные в этот период.

  22. Перечислите основные причины Первой мировой войны; охарактеризуйте основные социально-экономические последствия Первой мировой войны. Какие из них были наиболее значимыми, с Вашей точки зрения, для последующего развития мирового сообщества? Обоснуйте свой ответ

  23. Охарактеризуйте суть политики «военного коммунизма» в Советской России. Какой временной период охватывает эта политика? Перечислите ее основные причины, раскройте основные направления.

  24. Раскройте суть Новой экономической политики в Советской России. Какой временной период она охватывает? Назовите ее основные цели и направления. Каковы были причины «сворачивания «НЭП»?

  25. Определите суть Научно-технической революции второй половины ХХ в. как технико-экономического явления, выделите ее этапы. Перечислите наиболее значимые, с Вашей точки зрения, изобретения и открытия, сделанные в этот период в СССР.

  26. Перечислите основные черты экономической модели государственного социализма в СССР. Когда складывается эта хозяйственная модель в своих основных чертах? Под влиянием каких факторов?

  27. Охарактеризуйте социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР после Великой Отечественной войны (1945 – середина 1950-х гг.).

  28. Охарактеризуйте развитие СССР во второй половине ХХ в. Перечислите наиболее важные, на Ваш взгляд, факты, отражающие специфику социально-экономического развития страны в периоды «оттепели», «застоя», перестройки».

  29. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие государства на современном этапе (начиная с 1991 г. до 2020 гг.) (подсказка: речь идет об основных тенденциях и изменениях в социально-экономической сфере. Каким было государство в начале своего становления, какие трансформации прошло и что есть сейчас. Тезисно по основным направлениям)

  30. Россия в поисках новой культурной самоидентичности в условиях общественной жизни Новейшего времени. Каковы последствия «вестернизации» российской культуры»? (подсказка: речь идет о современности, начиная с 1991 года. Что из себя представляет термин “самоидентичность”, в чем проблема этого самого поиска, что такое термин “вестернизация”, в чем он проявляется и, собственно, каковы последствия на сегодня)

  31. Перечислите основные черты процесса глобализации в современном мире. Назовите основные глобальные проблемы конца XX - начале XXI вв.

  32. Россия как цивилизация. Какие дискуссионные точки зрения (на примерах взглядов ученых ХIХ – ХХ вв.) по данной проблеме вам известны?


2 вопрос (20 баллов)

Дайте развернутое определение понятий: (перечислены термины) по следующему алгоритму:

1) Родовая принадлежность понятия;

2) Хронологические рамки (только для исторических событий/явлений/процессов)

3) Три сущностных признака.
Комментарий: Будут приведены термины как из блока «Теоретические понятия», так и из блока «Исторические явления/события/процессы» в каждом билете будет по 4 термина в данном вопросе: 2 из одного блока, 2 - из другого.
Пример по теоретическим терминам:

Например: «Беллетристика»

1. Обозначение художественной литературы

3.1. Представляет собой произведения в стихах или прозе.

3.2. Основана преимущественно на вымыслах и домыслах, противопоставляется научной литературе.

3.3. Относится к письменным историческим источникам.
Например: «Историко-сравнительный метод»

1. Специальный научный метод

3.1. Используется преимущественно в исторической науке.

3.2. Главная цель - выявление общего и особенного при анализе исторических источников.

3.3. Способствует определению тенденций исторического развития.

Пример по историческим терминам:

Например: «Вотчина»

1. Форма феодальной земельной собственности, родовое наследственное имение

2. Возникла в Х - ХI вв., господствующая форма землевладения – в ХIII –ХV вв., сливается с поместьем в единую форму (имение) – в начале ХVIII в.

3.1. Земельная собственность (с ХVIII в.) включала господское хозяйство и крестьянское держание

3.2. Собственник имел административную, судебную власть и право взимания налогов

3.3. Типы имения – государственные, удельные, войсковые (казачьи)
Например: «Иго»

1. Комплексная система подчинения Руси монголо-татарам

2. 1237/1240 – 1480 гг.

3.1. Сложилось в результате завоевания страны ордами Батыя (внук Чингиз хана);

3.2. Выражалось в уплате Русью дани; исполнении русским народом ряда повинностей в пользу хана и его чиновников;

3.3. Традиции поездок русских князей за Ярлыками (письменный указ хана, грамота на княжение) в Золотую Орду
Теоретические понятия


  1. альтернатива

  2. бифуркация в истории

  3. диахронный метод

  4. идеализм

  5. историография

  6. историческая закономерность

  7. историческая реальность

  8. исторический источник

  9. исторический процесс

  10. исторический факт

  11. исторический фактор

  12. история

  13. источниковедение

  14. клиометрика

  15. летопись

  16. материализм

  17. методология истории

  18. мир-системный подход

  19. периодизация истории

  20. презентизм

  21. ретроспективный метод

  22. синергетический подход

  23. синхронный метод

  24. теория “вызов-ответ”

  25. теория “локальных цивилизаций”

  26. фальсификация истории

  27. формационный подход

  28. хронотоп

  29. цивилизационный подход

  30. цикличность в истории




Исторические события/явления/процессы


  1. абсолютная монархия

  2. Бунташный век

  3. Великая российская революция

  4. “военный коммунизм”

  5. Гражданская война

  6. государственный социализм

  7. диссидентское движение

  8. евразийство

  9. единое централизованное государство

  10. западничество

  11. “застой”

  12. “золотое десятилетие” русской промышленности

  13. золотой век дворянства

  14. иго Золотой Орды

  15. коллективизация

  16. крепостное право

  17. либерализация цен

  18. Манифест 17 октября

  19. новая экономическая политика

  20. норманнская теория

  21. опричнина

  22. “оттепель”

  23. парламентаризм

  24. Первая мировая война

  25. “перестройка”

  26. продразверстка

  27. промышленный переворот

  28. просвещенный абсолютизм

  29. Пятилетка

  30. приватизация

  31. раннефеодальная монархия

  32. Русская Правда

  33. славянофильство

  34. Смутное время

  35. сословно-представительная монархия

  36. Судебник Ивана III

  37. феодальная раздробленность

  38. шоковая терапия

  39. эпоха дворцовых переворотов