Файл: С полной уверенностью можно сказать, что ребенок современности принципиально отличается от своих сверстников конца 90х годов прошлого века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 7

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современный ребенок. Проблемы развития, воспитания, образования

Проблема художественного и эстетического развития личности, а в частности ребенка дошкольного возраста, значима была во все времена, но особенно актуальной становится в наше время, когда просто очевидны множество не всегда благоприятных последствий научно-технического прогресса по отношению к духовным и культурно-эстетическим нормам.

С полной уверенностью можно сказать, что ребенок современности принципиально отличается от своих сверстников конца 90-х годов прошлого века. Изменению не подверглись ни природа малыша, ни закономерности общего развития (ребенок вырастет все равно, независимо от условий содержания, образования и пр.), но принципиально новой стала предметная среда, социальное окружение, требования и планы родителей на будущее ребенка, а также принципы семейного воспитания, педагогические цели и задачи в учреждениях образования.

Проведя сравнительный анализ среднестатистического трехлетнего малыша начала 21 века и нынешнего, сравнение далеко не в пользу последних, так как современный дошкольник этого же возраста в развитии мышления и общих и специальных способностей нисколько не опережает предшественника. Если раньше ребенок на начальном этапе развития стремился к элементарному самообслуживанию в быту, обладал интересом к рассматриванию картинок, слушанию песен, стихов, рисованию, сознательному движению под музыку, был самостоятелен в познавательной, игровой и исследовательской деятельности, то при всех положительных качествах ребенок современный, в большинстве случаев, капризен, импульсивен, агрессивен, расторможен, не в меру свободен в поведении, говорит невнятно и непонятно, не имеющий необходимого минимума культурно - гигиенических навыков, в чем немалая причина безответственного отношения родителей к своим непосредственным обязанностям по развитию и воспитанию. Конечно, можно сослаться на безмерную занятость родителей домашними и рабочими делами, но какие плоды принесут упущенные воспитательные возможности в дальнейшем, предсказать нетрудно.

Всё большее беспокойство педагогических работников дошкольных учреждений вызывает «массовое распространение задержек и дисгармоний развития детей, сопровождающихся дефицитом возрастных ценностных нормативов, социокультурных знаний и навыков, бедностью и заторможенностью эмоционально-волевых автоматизмов»
1. Это напрямую можно связать с современными высокотехнологическими достижениями. Технические инновации все больше становятся «бичом» в развитии современного ребёнка - дошкольника. Становление и развитие прошлого поколения детей, их взросление прекрасно обходилось без сотовых телефонов, планшетов, электронных игрушек. Ещё не так давно дети массово гуляли во дворах, гоняли в футбол, забавлялись сюжетно-ролевыми играми (дочки-матери, солдатики, например), что благотворно способствовало их социализации, физическому и духовно-нравственному развитию.

Сегодня дети все меньше и меньше времени проводят на свежем воздухе и в подвижных общеколлективных играх со сверстниками, что негативно отражается на состоянии здоровья, общение детям заменили электронные устройства, что может привести к нежелательным последствиям, о чем с тревогой все больше говорят детские психологи.

Ни один современный родитель не мыслит отсутствие у ребенка различных гаджетов. Однако технические умения «вовремя нажать на кнопку» не ведут ни к улучшению памяти и зрения, ни к речевому и сенсорному развитию, ни к укреплению здоровья. У современного ребенка снижена творческая, исследовательская и познавательная активность. Дети ориентированы на получение мгновенного, готового результата нажатием лишь одной клавиши на клавиатуре электроники.

Вопрос об ухудшении общего физического и духовно - нравственного состояния сегодняшнего ребенка волнует многих ученых различных научных сфер. Проанализировав и обобщив исследования последних лет по данной проблеме, специалист в области возрастной и педагогической психологии академик Д. И. Фельдштейн обозначил ряд изменений и проблем у современных дошкольников: «резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста; рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий; уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы; снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий; недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность; значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений; рост «экранной» зависимости; ограничение общения со сверстниками; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами; снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти; общей астенизации всего организма; снижение мышечной силы; рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний; рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья»2.



Основная проблема развития, воспитания и образования современного дошкольника находится в той среде, где он растет. Нерациональное использование возможностей безграничной детской памяти, жизненных сил происходит в ущерб необходимому в этом возрасте личностно-развивающемуся становлению, основанному на эмпатии, доверии, чуткости, гуманистическому характеру взаимодействия, внимании уважении к личности ребенка со стороны взрослых. В результате страдает самодостаточность и уверенность в своих силах, «творческая активность, обеспечивающая художественно - эстетическое развитие»3, раскрытие потенциальных, заложенных природой, возможностей и способностей.

Ребенок имеет полное право прожить все этапы детства (младенчество, ранний и дошкольный возраст) обогащая и развивая внутренний мир. Вот почему основной задачей воспитания и образования дошкольников по - прежнему становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, кооперируется с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями дошкольных учреждений и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, иначе в скором времени мы можем получить новый тип молодых людей – энергичных, мобильных, информативных, но мало думающих.


1 Домогацкая И. Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3- 5 лет. – М.: Классика – XXI., 2004. – С. 3

2 Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-12011/boyakova_07_03_2011.pdf (педагогики искусства: электронный научный журнал учреждения РАО «Институт художественного образования»).

3 О ФГОС дошкольного образования -17