Файл: С полной уверенностью можно сказать, что ребенок современности принципиально отличается от своих сверстников конца 90х годов прошлого века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблема художественного и эстетического развития личности вообще, а в частности ребенка дошкольного возраста значима была во все времена, но особенно актуальной становится в наше время, когда просто очевидны множество не всегда благоприятных последствий научно-технического прогресса по отношению к духовным и культурно-эстетическим нормам.
С полной уверенностью можно сказать, что ребенок современности принципиально отличается от своих сверстников конца 90-х годов прошлого века. Изменению не подверглись ни природа малыша, ни закономерности общего развития, но принципиально новой стала предметная среда, социальное окружение, требования родителей и принципы семейного воспитания, педагогические цели и задачи в учреждениях образования.
Проведя сравнительный анализ среднестатистического трехлетнего малыша начала 21 века и нынешнего, сравнение далеко не в пользу последних, так как современный ребенок в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережает возраст предшественника. Если раньше ребенок на начальном этапе развития стремился к элементарному самообслуживанию в быту, обладал интересом к рассматриванию картинок, слушанию песен, стихов, движению под музыку, был самостоятелен в познавательной, игровой и исследовательской деятельности, то при всех положительных качествах, таких как развитость, любознательность, информированность, ребенок современный, в большинстве случаев, капризен, импульсивен, агрессивен, расторможен, не в меру свободен в поведении, плохо или не говорящий вовсе, не имеющий необходимого минимума культурно - гигиенических навыков.
Всё большее беспокойство педагогических работников дошкольных учреждений вызывает «массовое распространение задержек и дисгармоний развития детей, сопровождающихся дефицитом возрастных ценностных нормативов, социокультурных знаний и навыков, бедностью и заторможенностью эмоционально-волевых автоматизмов»1 Это напрямую можно связать с современными высокотехнологическими достижениями. Технические инновации все больше становятся бичом в развитии современного ребёнка - дошкольника. Взросление предшествующего поколения детей прекрасно обходилось без отсутствия мобильных телефонов, планшетов, электронных игрушек.
Ещё 20-30 лет назад дети гуляли во дворах, играли в футбол, сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, солдатики, например), что благополучно способствовало их социализации, физическому и духовному развитию.
Сегодня дети все меньше времени проводят на свежем воздухе и в подвижных коллективных играх, что негативно отражается на состоянии здоровья, а сюжетно-ролевые игры, которые так необходимы детям дошкольного возраста для развития, заменили электронные устройства, что может привести к нежелательным последствиям, о чем с тревогой все больше говорят детские психологи
Ни один современный родитель не мыслит отсутствие у ребенка компьютерных игр, интерактивных игрушек и пр. новшеств. Однако, навязанная средствами медиа-масс, информированность детей не ведет ни к улучшению памяти, ни к развитию и обогащению словарного запаса. У современного ребенка снижена творческая, исследовательская и познавательная активность. Дети ориентированы на получение быстрого и готового результата нажатием одной клавиши компьютера.
Фундаментальные академические исследования последних лет, проведенные академиком Д. И. Фельдштейном, обозначили ряд изменений и проблем у современных дошкольников:
«-резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;
-рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;
-уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы;
-снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;
-недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;
-значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
-рост «экранной» зависимости;
-ограничение общения со сверстниками;
-увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
-снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти;
-астенизация телосложения и снижение мышечной силы;
-рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний;
-рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья2.
Основная проблема современного дошкольника в том, что та среда, в которой он растет, нерациональное использование возможностей детской памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению и развитию, основанному на эмпатии, доверии, чуткости и внимании к его личности со стороны взрослых. В результате страдает самодостаточность и инициативность, творческое самосовершенствование, раскрытие потенциальных возможностей.
Вот почему основной задачей воспитания и образования дошкольников по прежнему становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, кооперируется с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями дошкольных учреждений и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, иначе в скором времени мы можем получить новый тип молодых людей – энергичных, мобильных, информативных, но мало думающих.
1 Домогацкая И. Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3- 5 лет. – М.: Классика – XXI., 2004. – С. 3
2 Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-12011/boyakova_07_03_2011.pdf (педагогики искусства: электронный научный журнал учреждения РАО «Институт художественного образования»).