Файл: Тема Организация практической подготовки для обучающихся с овз и инвалидностью в соответствии с программой среднего профессионального образования Мытищи 2023 Содержание.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.8. Организация практической подготовки

для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии

с программой среднего профессионального образования

Мытищи 2023

Содержание
  • Особые образовательные потребности и возможности обучающихся с разными видами нозологии.
  • Перечень необходимого оборудования для оснащения образовательной организации для обучающихся с различными нозологиями.

Организация практической подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями при организации практической подготовки на базе образовательных организаций, понимаются:

Практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (п.14 приказа Минобрнауки России N 885, Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020)

Перечень необходимого оборудования для оснащения образовательной организации для обучающихся с различными нозологиями


Специальные меры по обеспечению доступности для работников-инвалидов помещений работодателя требуются только в случаях, когда инвалид относится к одной из ниже приведенных категорий:
  • инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках;
  • инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • инвалиды с нарушением зрения;
  • инвалиды с нарушением слуха;
  • инвалиды с нарушением умственного развития.


В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа на рабочие места инвалидов необходимо обеспечить:
  • Выделение на стоянке учреждения специальных парковочных мест для автотранспорта инвалидов;
  • Оборудование схем передвижения инвалидов и автотранспорта инвалидов по прилегающей территории;
  • Оборудование зданий и сооружений элементами доступности (пандусы, поручни, подъемники, широкие дверные проемы, кнопки вызова помощи и другие) и элементами навигации для информирования инвалидов для передвижения (тактильная информация, контрастный дизайн, информационные надписи, освещение, пиктограммы, напольные индикаторы

Требования к оснащению (оборудованию) специальных

рабочих мест для инвалидов по зрению - слепых

Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по зрению – слабовидящих с учетом выполняемой трудовой функции (пункт 4 Приказа 685н)
  • Оснащение (оборудование) специального рабочего места общим и местным освещением, обеспечивающим беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению - слабовидящим своего рабочего места и выполнение трудовых функций, видеоувеличителями, лупами;
  • В случае, если трудовые функции инвалидов по зрению - слабовидящих предполагают работу с использованием компьютерной техники - оснащение (оборудование) специального рабочего места адаптированными видеодисплеями, программными средствами для контрастирования и укрупнения шрифта с учетом международного стандарта доступности веб-контента и веб-сервисов, принтерами для печати крупным шрифтом.
  • Оснащение (оборудование) специального рабочего места тифлотехническими ориентирами и устройствами, с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта брайля, акустическими навигационными средствами, обеспечивающими беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению - слепого своего
  • Озвучивание визуальной информации с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных теплотехнических средств функционального назначения, обеспечивающих возможность выполнения работы без зрительного контроля;
  • Оснащение (оборудование) специального рабочего места средствами для письма рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом, в том числе грифелями, тетрадями и блокнотами для письма рельефно-точечным шрифтом, приборами для письма шрифтом брайля, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • Для рабочего места, предполагающего работу на компьютере - оснащение специальным компьютерным оборудованием и оргтехникой с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта брайля (дисплей брайля и клавиатура брайля), озвучивания визуальной информации на экране монитора с использованием специальных аппаратных и программных средств, в том числе, адаптированного тактильного дисплея и аудиодисплея (синтезатора речи).

  • Оснащение (оборудование) специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку, для беспрепятственного нахождения инвалидом по слуху - глухого своего рабочего места и выполнения работы;
  • Для рабочего места, предполагающего работу на компьютере - оснащение (оборудование) специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку.

Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по слуху - слабослышащих
  • Предусматривают оснащение (оборудование) специального рабочего места звукоусиливающей аппаратурой, телефонами громкоговорящими
  • (пункт 6 Приказа 685н).

Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по слуху – глухих :
  • Оснащение (оборудование) специального рабочего места тактильными тифлотехническими устройствами для беспрепятственного нахождения инвалидом с одновременным нарушением функции зрения и слуха - слепоглухим своего рабочего места и выполнения работы, электронными тифлотехническими средствами функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля;
  • Для рабочего места, предполагающего работу на компьютере - оснащение (оборудование) специального рабочего места тифлотехническими устройствами, устройством телетайпной связи, подсоединяемым к брайлевскому дисплею, тифлоорганайзером, с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля;
  • Предоставление работодателем по соглашению с работником возможности получения последним услуг тифлосурдопереводчика на специальном рабочем месте.

Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов с одновременным нарушением функции зрения и слуха – слепоглухих
  • Оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим возможность подъезда к рабочему месту и разворота кресла-коляски. Пространство под элементами оборудования, должно создавать условия подъезда и работы на кресле- коляске;
  • Для рабочего места, предполагающего работу на компьютере - оснащение (оборудование) специального рабочего места мебелью, пространство под элементами которой должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске.


Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата:
  • Оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим реализацию эргономических принципов (максимально удобное для инвалида расположение элементов, составляющих рабочее место), механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, специальными приспособлениями для управления и обслуживания этого оборудования, а также устройствами для захвата и удержания предметов и деталей, компенсирующими полностью или частично, либо замещающими нарушения функций и (или) структур организма, а также ограничения жизнедеятельности инвалидов;
  • Для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, оснащение (оборудование) специального рабочего места специальными механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, в случае необходимости – специальной клавиатурой, специальной компьютерной мышью различного целевого назначения.

Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов, передвигающихся

на креслах- колясках:

Технические средства реабилитации и специальные технические средства обучения


К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. (ст. 11 ФЗ-181)

ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ЯВЛЯЮТСЯ:
  • специальные средства для самообслуживания;
  • специальные средства для ухода;
  • специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
  • специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
  • протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
  • специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;
  • специальные средства для передвижения (кресла-коляски).


КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ РЕАБИИЛИТАЦИОННОЙ ИНДУСТРИИ – rirportal.ru

Актуальная информация

о продукции, производителях

и поставщиках, верифицированная Минпромторгом России

6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

1. Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

Этика и психология взаимодействия с людьми с инвалидностью.

Общие правила этикета (составлены карен мейер)

10 общих правил этикета

3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

4. Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5. Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ТЫ, только если вы хорошо знакомы.

7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.

8. Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.