Файл: Конспект по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема "Зимующие птицы" Цель закрепить и систематизировать представления детей о зимующих птицах, образе жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект по ознакомлению с природой

в подготовительной группе.
Тема: “Зимующие птицы”

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зимующих птицах, образе жизни.

Задачи:

Образовательные: расширить, о связи с окружающей средой, роли человека  в жизни птиц, закрепитьэлементарные представления о  видах  питания птиц, умение различать зимующих птиц по внешнему виду и называть их; расширить, уточнить и активизировать словарь по теме  «Зимующие птицы».

Развивающие: развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, развивать мышление, внимание, память и познавательную активность, формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний,

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки. Воспитывать доброе и бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Предварительная работа:  наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихотворений о птицах, заучивание загадок, рисование и лепка зимующих птиц.

Материалы и оборудование: фотографии зимующих птиц; запись «Голоса птиц», декорации зимнего леса,

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.


1. Организационный момент

Создание игровой мотивации

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня такое замечательное зимнее утро! Так и хочется прогуляться по зимнему лесу! Я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес ! А что бы нам не замерзнуть, потеплее одеваемся и отправляемся.

(Музыкальное сопровождение.)

Дети : идут за воспитателем.

“Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь

Правой, левой, правой, левой

Мы идем вперед, вперед.

По дорожкам, по тропинкам,

Не спешим, не отстаем.

А теперь остановись,

И вокруг вы оглянись.

С помощью больших чудес

Мы попали в зимний лес.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.”

Воспитатель: Ребята посмотрите, куда мы попали? Лес, деревья. Как красив лес зимой: кругом заснеженные деревья
, пушистые мягкие сугробы, тишина,

какой воздух чистый!

Дыхательная гимнастика

«Ой, ребята, замерзаем. плечи дружно обнимаем!

Зиму радостно встречаем, свежий воздух мы вдыхаем.

Вот мы и в лесу!
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто-то щебечет… Чьи это голоса?

Дети: голоса птиц.
II. Основная часть.

1. Беседа о зимующих птицах

Воспитатель: А разве птицы не улетели на юг?

Дети: Это зимующие птицы!

Воспитатель: Совершенно верно ребята, это зимующие птицы. Каких зимующих птиц вы знаете, назовите ?

Дети: Снегири, синицы, воробьи, голуби….

Воспитатель: Молодцы! Зимующие птицы не боятся морозов, много летают и сами стараются добывать еду. Они отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже погибают. Поэтому они прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами можем помочь пережить зиму нашим пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?

Как вы думаете?

Дети: Подкармливать, развешивать кормушки..

Воспитатель: 
Ребята, на веточке кто-то спрятался… Отгадайте, кто?

“Прыгнет раз, прыгнет два,

Почирикает слегка,

Крошки подбирает,

Сразу улетает.”(Воробей)

Дети: Воробей!

Воспитатель: Правильно, молодцы! (разворачивает елку – на ветке “сидит воробей “- картинка). Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Держатся воробьи стайками. Могут даже выгонять скворцов из скворечников. Издаёт разнообразный щебет, чириканье. Питается семенами.

Воспитатель: “Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять.” (Снегирь)

Дети: Снегирь!

Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.



Воспитатель: Посмотрите, ребята, а вот и снегирь к нам прилетел.

Дети: Рассатривают на ветке снегиря

Воспитатель: Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь - кружат 20 пар

И кричат - кар! Кар! Кар!

(Ворона)

Дети: Ворона!

Воспитатель: Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня.

Дети : Синичка. (Воспитатель показывает ветку, на которой сидит синица.)

Воспитатель: Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой!

Дети: Дятел!

Воспитатель: “Трещала с самого утра:

Пор-ра! Пор-ра!

А что пора? Такая всем морока,

Когда трещит… (сорока)

Дети : Сорока!

Воспитатель: В красненьком беретике, с рыжим хохолком.

В оперенье праздничном вслед за ветерком

С севера далёкого птахи прилетели,

Лакомиться ягодами на рябину сели.

(Свиристель)

Это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а тёмный хвостик заканчивается жёлтой полоской. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть».

Раздается звук упавшей с дерева шишки

Воспитатель: (поднимая шишку) «Откуда она? Кто ее сбросил?»

Дети: Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Я кажется догадалась! Это дает о себе знать еще одна удивительная лесная птица». ( на ветке вывешена картинка с изображением птицы. Это клест. Что же в ней удивительного? А вот посмотрите на ее клюв. Он у нее крестом. Таким клювом удобно семечки из шишек доставать. А еще эта птица удивительна тем, что птенцы у нее появляются не летом, как у всех птиц, а зимой, когда трещат сильные мороз

Ребята, а чем они похожи? (У них есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями). А чем они отличаются друг от друга (расцветкой оперения и размером, по разному подают голос.)

Воспитатель: - Молодцы, вы отгадали загадки о птицах. Давайте ещё их раз назовём (воробей, дятел, сорока, ворона, синичка, снегирь, голубь, свирель).

Воспитатель: Ребята, а как мы ласково назовем наших птиц?

Игра “Назови ласково”.

птица – птичка, синица – синичка


воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

Дети: ответы детей

Физкультминутка:

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте)

Воспитатель: Ребята, мы уже с вами выяснили, как помочь птицам – мастерить кормушки и подкармливать их. А чем же мы будем угощать наших пернатых друзей?

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру “Угощение для птиц”

У нас есть вот такая кормушка, на которую сейчас мы будем выкладывать угощение для синички – чем же питается эта птичка?

Дети: Салом, семечками.

Воспитатель: Так, синице - сало, а воробью ?

Дети : Зернышки.

Воспитатель: Снегирю ?

Дети: рябину.

Воспитатель: Ребята, откуда прилетели птицы на кормушку?

Дети: «Из леса – лесные, из города – городские».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила? Послушайте, какие:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем, у нас под ёлочкой лежит снежок, мы с ним сейчас и поиграем.


Игра со снежком «Подбери действие».

Дети передают “снежок “ друг другу и называют, что умеют делать птицы (при этом показывают движения): летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Воспитатель: А давайте посмотрим, что здесь лежит на пенёчке.

Игра «Разрезные картинки» (дети собирают картинки на полу (зимняя полянка). Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка, какую птицу он собрал.

Воспитатель: Молодцы! Все сделали правильно.

III. Заключительный этап.

Воспитатель: О каких птицах мы сегодня с вами разговаривали

Дети: о зимующих.

Воспитатель: я прочитаю вам стихотворение, а вы еще раз вспомните зимующих птц:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы,

И чтоб они жили по- прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пара возвращаться в детский сад из зимнего леса:

«Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам

не спешим, не отстаем,

в детский сад мы все пойдем.»

Вот мы и вернулись обратно в свой детский сад.

Где мы побывали сегодня? Кого видели? Что интересного узнали?

Какими впечатления вы можете поделиться, побывав в гостях у птиц в лесу?

Понравилась вам наша прогулка?

Итог: Что понравилось сегодня каждому из вас на нашей прогулке?

(ответы детей)

Воспитатель: «Сегодня мы узнали только немного из жизни зимующих птиц.

Мы будем продолжать наблюдать за ними и помогать им в трудное время.

А сейчас мы немного поиграем. Кто напомнит мне, как передвигаются птицы?»

-Прежде чем составлять паспорт зимующих птиц, давайте вспомним кто такие птицы? (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями, у них есть крылья)

-Какие ещё части тела есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).

-Какая часть тела есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)

-Каких птиц мы называем зимующими? Почему они остаются зимовать с нами?

-Чем люди могут помочь зимующим птицам?

- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой? (Да.)
-Как же птицы согреваются в морозы? (Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.)
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
-Почему? (Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.)