Файл: Конспект по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема "Зимующие птицы" Цель закрепить и систематизировать представления детей о зимующих птицах, образе жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект по ознакомлению с природой
в подготовительной группе.
Тема: “Зимующие птицы”
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зимующих птицах, образе жизни.
Задачи:
Образовательные: расширить, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц, закрепитьэлементарные представления о видах питания птиц, умение различать зимующих птиц по внешнему виду и называть их; расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
Развивающие: развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, развивать мышление, внимание, память и познавательную активность, формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний,
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки. Воспитывать доброе и бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихотворений о птицах, заучивание загадок, рисование и лепка зимующих птиц.
Материалы и оборудование: фотографии зимующих птиц; запись «Голоса птиц», декорации зимнего леса,
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
1. Организационный момент
Создание игровой мотивации
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня такое замечательное зимнее утро! Так и хочется прогуляться по зимнему лесу! Я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес ! А что бы нам не замерзнуть, потеплее одеваемся и отправляемся.
(Музыкальное сопровождение.)
Дети : идут за воспитателем.
“Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь
Правой, левой, правой, левой
Мы идем вперед, вперед.
По дорожкам, по тропинкам,
Не спешим, не отстаем.
А теперь остановись,
И вокруг вы оглянись.
С помощью больших чудес
Мы попали в зимний лес.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.”
Воспитатель: Ребята посмотрите, куда мы попали? Лес, деревья. Как красив лес зимой: кругом заснеженные деревья
, пушистые мягкие сугробы, тишина,
какой воздух чистый!
Дыхательная гимнастика
«Ой, ребята, замерзаем. плечи дружно обнимаем!
Зиму радостно встречаем, свежий воздух мы вдыхаем.
Вот мы и в лесу!
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто-то щебечет… Чьи это голоса?
Дети: голоса птиц.
II. Основная часть.
1. Беседа о зимующих птицах
Воспитатель: А разве птицы не улетели на юг?
Дети: Это зимующие птицы!
Воспитатель: Совершенно верно ребята, это зимующие птицы. Каких зимующих птиц вы знаете, назовите ?
Дети: Снегири, синицы, воробьи, голуби….
Воспитатель: Молодцы! Зимующие птицы не боятся морозов, много летают и сами стараются добывать еду. Они отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже погибают. Поэтому они прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами можем помочь пережить зиму нашим пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
Как вы думаете?
Дети: Подкармливать, развешивать кормушки..
Воспитатель: Ребята, на веточке кто-то спрятался… Отгадайте, кто?
“Прыгнет раз, прыгнет два,
Почирикает слегка,
Крошки подбирает,
Сразу улетает.”(Воробей)
Дети: Воробей!
Воспитатель: Правильно, молодцы! (разворачивает елку – на ветке “сидит воробей “- картинка). Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Держатся воробьи стайками. Могут даже выгонять скворцов из скворечников. Издаёт разнообразный щебет, чириканье. Питается семенами.
Воспитатель: “Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.” (Снегирь)
Дети: Снегирь!
Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а вот и снегирь к нам прилетел.
Дети: Рассатривают на ветке снегиря
Воспитатель: Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь - кружат 20 пар
И кричат - кар! Кар! Кар!
(Ворона)
Дети: Ворона!
Воспитатель: Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня.
Дети : Синичка. (Воспитатель показывает ветку, на которой сидит синица.)
Воспитатель: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой!
Дети: Дятел!
Воспитатель: “Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? Такая всем морока,
Когда трещит… (сорока)
Дети : Сорока!
Воспитатель: В красненьком беретике, с рыжим хохолком.
В оперенье праздничном вслед за ветерком
С севера далёкого птахи прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели.
(Свиристель)
Это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а тёмный хвостик заканчивается жёлтой полоской. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть».
Раздается звук упавшей с дерева шишки
Воспитатель: (поднимая шишку) «Откуда она? Кто ее сбросил?»
Дети: Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: Я кажется догадалась! Это дает о себе знать еще одна удивительная лесная птица». ( на ветке вывешена картинка с изображением птицы. Это клест. Что же в ней удивительного? А вот посмотрите на ее клюв. Он у нее крестом. Таким клювом удобно семечки из шишек доставать. А еще эта птица удивительна тем, что птенцы у нее появляются не летом, как у всех птиц, а зимой, когда трещат сильные мороз
Ребята, а чем они похожи? (У них есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями). А чем они отличаются друг от друга (расцветкой оперения и размером, по разному подают голос.)
Воспитатель: - Молодцы, вы отгадали загадки о птицах. Давайте ещё их раз назовём (воробей, дятел, сорока, ворона, синичка, снегирь, голубь, свирель).
Воспитатель: Ребята, а как мы ласково назовем наших птиц?
Игра “Назови ласково”.
птица – птичка, синица – синичка
воробей – воробышек – воробьишко
снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
голубь – голубка, голубок
Дети: ответы детей
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте)
Воспитатель: Ребята, мы уже с вами выяснили, как помочь птицам – мастерить кормушки и подкармливать их. А чем же мы будем угощать наших пернатых друзей?
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру “Угощение для птиц”
У нас есть вот такая кормушка, на которую сейчас мы будем выкладывать угощение для синички – чем же питается эта птичка?
Дети: Салом, семечками.
Воспитатель: Так, синице - сало, а воробью ?
Дети : Зернышки.
Воспитатель: Снегирю ?
Дети: рябину.
Воспитатель: Ребята, откуда прилетели птицы на кормушку?
Дети: «Из леса – лесные, из города – городские».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила? Послушайте, какие:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем, у нас под ёлочкой лежит снежок, мы с ним сейчас и поиграем.
Игра со снежком «Подбери действие».
Дети передают “снежок “ друг другу и называют, что умеют делать птицы (при этом показывают движения): летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.
Воспитатель: А давайте посмотрим, что здесь лежит на пенёчке.
Игра «Разрезные картинки» (дети собирают картинки на полу (зимняя полянка). Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка, какую птицу он собрал.
Воспитатель: Молодцы! Все сделали правильно.
III. Заключительный этап.
Воспитатель: О каких птицах мы сегодня с вами разговаривали
Дети: о зимующих.
Воспитатель: я прочитаю вам стихотворение, а вы еще раз вспомните зимующих птц:
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по- прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пара возвращаться в детский сад из зимнего леса:
«Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам
не спешим, не отстаем,
в детский сад мы все пойдем.»
Вот мы и вернулись обратно в свой детский сад.
Где мы побывали сегодня? Кого видели? Что интересного узнали?
Какими впечатления вы можете поделиться, побывав в гостях у птиц в лесу?
Понравилась вам наша прогулка?
Итог: Что понравилось сегодня каждому из вас на нашей прогулке?
(ответы детей)
Воспитатель: «Сегодня мы узнали только немного из жизни зимующих птиц.
Мы будем продолжать наблюдать за ними и помогать им в трудное время.
А сейчас мы немного поиграем. Кто напомнит мне, как передвигаются птицы?»
-Прежде чем составлять паспорт зимующих птиц, давайте вспомним кто такие птицы? (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями, у них есть крылья)
-Какие ещё части тела есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).
-Какая часть тела есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)
-Каких птиц мы называем зимующими? Почему они остаются зимовать с нами?
-Чем люди могут помочь зимующим птицам?
- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой? (Да.) -Как же птицы согреваются в морозы? (Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.) - Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод? -Почему? (Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.)