Файл: Организационная структура системы управления организацией. Типы организационных структур системы управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Организационная структура системы управления организацией. Типы организационных структур системы управления.
Существует несколько объяснений организационной структуры.
Организационная структура – это важное стратегическое средство, призванное эффективно реализовывать стратегические, тактические и функциональные стратегии организации.
Организационная структура представляет собой внутреннее устройство, которое описывается совокупностью структурных подразделений их взаимоотношениям между собой и объектом управления.
Организационная структура – это определенная схема взаимосвязей между звеньями управления и отдельными работниками, занятыми решениями управленческих задач.
Организационная структура – это структура подчинения между сотрудниками аппарата управления при решении управленческих задач.
Организационная структура представляет собой множество сотрудников управления и связей между ними характеризующие подчиненность друг к другу при решении управленческих задач.
Типы организационных структур:
-
Функциональная. Кратко: идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности. -
Линейная. Кратко: она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. -
Линейно-функциональная. Кратко: при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.). -
Линейно-штабная. Кратко: характерной особенностью является то, что у каждого руководителя имеется штаб. Штаб состоит из высоко квалифицированных специалистов по разным функциям управления. Обычно в штаб включается системный аналитик. Аналитическая группа проводит анализ ситуации или состояния отдельного производства подразделения или организации в целом (штаб высшего руководителя) о представленной информации и помогает формировать управленческие решения руководителю определенного уровня. Руководитель принимает решение, учитывая рекомендации аналитической группы. -
Дивизиональная. Кратко: это структура, которая основывается на выделении отдельных подразделений, управленческих уровней, которые им соответствуют. Данным подразделениям предоставляется оперативная и производственная самостоятельность, а также возлагается ответственность по контролю по извлечению прибыли. Дивизиональную структуру называют самой совершенной формой организационных структур, которые построены по иерархическому типу. -
Дивизионально продуктовая. Кратко: это тот случай, когда создаются дивизионы по производству и сбыту определённого типа продукции. В рамках таких дивизионов могут формироваться свои подразделения: производственное, маркетинговое и пр. -
Дивизионально региональная. Кратко: компании, которые выбирают её, открывают филиалы в определённых регионах или даже странах. Это облегчает работу, поскольку, с одной стороны, минимизируются проблемы, вызванные незнанием законодательства, традиций той или иной области, с другой стороны — благодаря такой модели могут снижаться расходы на работу подразделения (поставки сырья, транспортировку готовой продукции). -
Дивизионально потребительская. Кратко: в данной структуре функция маркетинга переходит в отделения по группе потребителей (иногда может быть центральная служба маркетинга). Эта структура позволяет лучше определить предпочтения потребителей: необходимое качество товара; дизайн предлагаемого продукта; отношение цены – качества. -
Проектная. Кратко внутриорганизационная система, команда специалистов, выполняющая работы над одним проектом под управлением проектного менеджера. Проектная организационная структура является способом нивелировать недостатки других видов организационных структур в рамках работы над конкретным проектом. Сущность проектной структуры организации заключается в создании специальной проектной команды специалистов на период выполнения проекта. -
Матричная. Кратко: матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организаций. -
Командная (бригадная). Кратко: командная структура предполагает, что вся организация состоит из горизонтально расположенных команд, которые координируют свои усилия и работают непосредственно с покупателями для достижения целей организации.
-
Государственная власть, государственное управление, местное управление и самоуправление: соотношение понятий.
Государственная власть – это политическое руководство обществом, осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.
Государственная власть - общественная власть, которая осуществляется государством или проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.
Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.
Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.
Местное самоуправление (МСУ) – уровень власти, отвечающий за решение локальных вопросов на определенной территории (муниципалитет).
Соотношение государственного управления и местного самоуправления характеризуется распределением ролей между ними. Так, государственному управлению принадлежит ведущая роль, местное самоуправление при этом является ведомым.
Данное утверждение характеризуется следующими постулатами:
-
необходимость подтверждения статуса местного самоуправления в Конституции страны и федеральном законодательстве, обусловленная требованиями Европейской Хартии местного самоуправления; -
возложение на государство роли гаранта существования и функционирования местного самоуправления; -
гарантированность государством права на судебную защиту в системе местного самоуправления; -
ограниченность самостоятельности органов муниципального управления при решении местных вопросов направленностью и содержанием общегосударственной политики. Государственные органы управления активно вовлекаются органы муниципального управления в реализацию государственных планов и программ во всех сферах жизнедеятельности; -
возможность наделения органов муниципального управления отдельными государственными полномочиями; -
государство определяет состав полномочий местного самоуправления.
Соответственно государство обладает правом изменения этого состава. Специалисты характеризуют этот феномен следствием невозможности органов муниципального управления определять собственную компетенцию.
Как результат, между местным самоуправлением и государственной властью существует прочная взаимосвязь. Местное самоуправление находится в прямой зависимости от государственной власти, в подчинении ей и установленных ею законодательных рамках. При этом законодательство ограничивает возможность применения государственных властных полномочий по отношению к органам муниципального управления.
Органы местного самоуправления осуществляют активное взаимодействие с органами государственного управления относительно вопросов, сочетающих тройной интерес: со стороны государства, со стороны отдельного субъекта федерации и со стороны муниципального образования. В основе взаимодействия местного самоуправления и государственной власти находятся такие принципы как законность, охрана независимости муниципального управления, добровольность, учет общих интересов и взаимной ответственности.
В основе взаимодействия органов государственного и муниципального управления находится соблюдение требований федерального, регионального законодательства и уставов муниципальных образований.
Любые договорные отношения и соглашения между органами государственной власти и местным самоуправлением должны носить добровольный характер. Взаимодействие органов государственного и муниципального управления осуществляется в следующих формах:
-
в форме договоров; -
в форме соглашений; -
в форме государственно-муниципальных учреждений и организаций, нацеленных на решение общих задач и реализацию общих функций.
Данные формы взаимодействия органов государственного и муниципального управления не предполагают взаимную передачу полномочий.
Федеральные и региональные органы государственного управления обладают определенными полномочиями в сфере местного самоуправления. Примером таких полномочий является, в частности, определение принципиальных основ осуществления местного самоуправления в Российской Федерации
, установленные федеральным законодательством; правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления; наличие контрольных полномочий; наличие возможности смещения должностных лиц местного самоуправления с должности и так далее.