Файл: Научиться говорить и рассуждать о жизни, законах взаимодействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

Составьте общую таблицу, отражающую типы сказок для психокоррекционной работы. Отразить цели и отличия одной группы от другой. При работе опираться на книгу Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии». Шрифт Times New Roman, размер 12, междустрочный интервал одинарный, красные строки. Файл прикрепите в систему, нажав кнопку «Добавить ответ на задание».

Образец

Сказкотерапия – метод психологической, педагогической и воспитательной работы, не имеющий возрастных ограничений, созвучный внутренней природе человека, позволяющий провести диагностику, развитие индивидуальности профилактики и коррекции личности.

Сравнительный анализ видов сказок для психокоррекционной работы.

№ п/п


Виды сказок


Цель


Возраст

Основные отличия

1

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СКАЗКИ

(народные и авторские сказки, мифы, притчи, истории):

- сказки о взаимоотношениях животных, людей, людей и животных;

- бытовые сказки

-страшные сказки (от 7 лет)

- сказки о превращениях, трансформациях

-волшебные сказки (от 6 лет)

Научиться говорить и рассуждать о жизни, законах взаимодействия людей друг с другом, о нюансах семейных и общечеловеческих

взаимоотношениях, делать выводы

Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;

Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций,
формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений;

Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования;

Сказка чудесное превращение из гусеницы в бабочку. Гадкий утенок и т.д.

Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6—7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация,
рисование.

Любой возраст
от 13 лет

Народные сказки позволяют передать «концентрат» жизненного опыта, позволяют извлечь уроки из философии жизненных ситуаций.

Авторские сказки содержат большое количество личностных проекций, которые особенно могут помочь пациенту осознать свои внутренние переживания

«Лиса и волк» — русская народная сказка, на какой выросла не одно поколение детей. В ней говорится о приключениях лисы и волка. Лиса однажды притворилась мёртвой посреди дороги, чтобы украсть рыбу у старика. Она скинула весь улов с воза и сама сбежала. Когда она ест рыбу, к ней приходит волк. Лиса учит его, как наловить рыбу хвостом. (Сказка учит, что не нужно быть доверчивым и верить льстивым словам и тем более незнакомым).

Бытовые сказки: список самых популярных. "Дочь-семилетка". "Барин-кузнец". "Жена-спорщица". "Барин и мужик". "Горшок". "Барин и собака". "Заяц". "Добрый поп". "Каша из топора". "Иванушка-дурачок". "Не любо – не слушай". "Солдатская шинель". "Федул и Меланья". "Три калача и одна баранка". "Наговорная водица". "Похороны козла". "Чего на свете не бывает". "Про нужду". "Хорошо да худо". "Лутонюшка".

Пример из жизни, моей дочери 6 лет и ей запомнилась вот эта страшная сказка. Птичья нога. Сказка про то как мальчик Юмагул встретил девочку

Галию, которую в детстве похитил Дэв и превратил ее ногу в птичью

лапу. И для того, чтобы вернуть ей человеческий вид, они пошли

на поиски Дэва и победили его. Сказка учит тому, что главное поступки, а не внешность.

Главным чудом оказалось превращение Гусеницы в Бабочку. Произошла смена не только её рациона питания, но и ценностных ориентиров, ей уже не нужна была крапива, как говорится «только небо, только ветер, только радость впереди». ... Гусеница мечтала о еде, о том, чтоб слопать целый лес, а когда она стала бабочкой, ей стало это не нужно.

Главная мысль сказки «Гадкий утенок» заключается в том, что внешность не важна. Главное, не отчаиваться и быть уверенным в себе. Это поможет найти свое место в жизни и отыскать единомышленников и друзей. Вывод. Даже если приходится терпеть насмешки и издевательства окружающих, необходимо не опускать руки и идти вперед к своей цели. В сказке также наглядно проиллюстрирована пословица «Встречают по одежке, провожают по уму».

Удивительная история про снежинку. Эта сказка учит тому, что нужно бережно относиться к своей жизни, иначе можно потерять здоровье, внешний вид и попасть в беду. Еще она учит тому, что никогда не нужно унывать и сдаваться, а нужно делать добрые дела. Главная мысль в том, на мой взгляд, что люди должны помогать друг другу, сочувствовать в беде, не бросать человека, которому трудно, и вместе решать любые проблемы. Тогда над ними никакое волшебство не будет иметь власти.


2

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ


создаются педагогами для «упаковки»
учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры,буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются,создается сказочный образ мира, в котором они живут.
Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок
«подаются» учебные задания.

От 5 до 13 лет

Ярким примером одной из таких дидактических сказок Толстого является произведение «Муравей и голубка». Муравей подполз к ручью  пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку: она увидела, что муравей тонет, и бросила ему ветку.

Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил  сеть и хотел поймать  голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. 

Дидактические сказки можно сочинять:

- О природе и природных явлениях (дождь, снег, солнце, водоворот воды в природе и т.п.).

- О взаимоотношениях с людьми и правилах поведения.

- О растениях (цветах, овощах, фруктах, грибах и т.п.).

- О животных (зверях, птицах, насекомых, рыбах и т.д.).

- О математических понятиях (цифрах, геометрических фигурах и т.п.).

- О буквах (на что похожи буквы, какие слова начинаются на эти буквы).

- О профессиях, транспорте, мебели, одежде и т.д.

Алгоритм дидактической сказки-задания:
1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевля емый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихий ные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состоя ние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну,
нужно выполнить определенное задание.

В качестве примера сказка Л. И. Храмцовской,
которая комбинирует знания из области математики и счета, и направлена на комплексное закрепление пройденного детьми материала.

3

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКИ

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребѐнка. Под психокоррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребѐнку смысла происходящего, настоящего или будущего события, тем самым корригируя отдельные эмоциональные или поведенческие реакции.

От 5 лет

Алгоритм психокоррекционной сказки:
1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения.
Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события по казать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» —эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.


4

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории,
помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют
«традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.




В процессе создания психотерапевтической сказки чрезвычайно важен образ главного героя. Этот образ будет отражать скрытое, сокровенное «Я» нашего клиента. Как же найти этот образ?
С одной стороны, нам может помочь сам клиент, отвечая на вопрос: «В кого бы вы хотели превратиться в сказке с помощью
Доброго Волшебника?» Таким образом, героем сказки станет
Идеальное Я самого клиента. Однако героями психотерапевтической сказки могут быть и спонтанно выбираемые нами образы. В этом случае наша сказка приобретает характер притчи, повествующей о ситуации,символически отражающей переживания или события жизни клиента.
Психотерапевтические сказки могут быть адресованы детям, если нужно объяснить проблему жизни и смерти, смерть близкого человека;
в случае психоэмоциональной травмы, развода родителей и пр. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего и помочь изменить к нему отношение.
Создавая психотерапевтические сказки, в образе сказочного героя, фантазируем, какие события могли бы с ним произойти. Задача помочь принять ситуацию, разобраться в смысле происходящего. Если необходимо, показать, что даже тяжелые, неоднозначные события могут стать благом для развития Души и силы Духа;
дать возможность проследить тонкие аспекты ситуации, увидеть в ней Смысл Урока.
К психотерапевтическим сказкам можно рисовать иллюстрации, изготавливать кукол и ставить спектакли.


5

МЕДИТАТИВНЫЕ СКАЗКИ

Создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений,развития личностных потенциалов. Ориентированы на развитие различных видов чувствительности

От 3-х лет

Медитативные сказки отличает наличие в содержании идеальных моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми и отсутствие конфликтов и злых героев, которые в процессе медитации сообщаются бессознательному. Путешествие – характер этих сказок. При проведении сеанса медитации особые требования предъявляются к окружающей обстановке: мягкий свет, релаксирующая музыка, место, где возможно принять удобную позу, возможен даже сон. Вход и выход из медитации должен быть постепенным, неторопливым. Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми.
Поэтому отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Пример:
«Гномик». Вера Сперанская
Медленно уходит свет. На темном небе зажигаются звезды.
Их много-много. Но только одна так ярко и нежно светит тебе.
Ведь у каждого человечка есть своя звезда. Она есть и у тебя.
На ней живет маленький Гномик. Это твой Гномик. У него добрые глаза и нежные маленькие ручки. Белая бородка, а на голове колпачок. Синий, розовый, желтый... Сколько звезд на небе, столько и цветов. На конце колпачка — крохотный серебряный колокольчик. Кофточка подпоясана ремешком и пряжка переливается таинственным лунным светом. А на ногах — башмачки с золотыми бантами.
Ты ложишься спать. Головка касается подушки, и твоя звезда протягивает к тебе свои лучики. Это звездная лесенка,
по которой к тебе спешит твой Гномик.
Слышишь? Топ-топ-топ... Это Гномик спешит к тебе по звездной лесенке. И башмачки его несут тебе сон, превращая твою подушку в белое мягкое облако. Оно нежно качает тебя на лучах твоей звезды.
Маленькие ручки Гномика нежно гладят твою головку, глазки,
веки. Он любит тебя, всю ночь тихо шепчет тебе на ушко добрые сказки. Тихо-тихо. Только тебе. Ведь это — твой Гномик. Он рассказывает, как днем твоя звездочка купается в золотых лучах доброго Солнца. Какие волшебные цветы растут в его звездном саду, сколько солнечных зайчиков пробегают по их лепесткам.
Какие сказочные песни поют его друзья — птицы. С какой любовью и заботой он смотрит за тобой весь день! И как терпеливо ждет наступления вечера, чтобы спуститься к тебе со звезды, услышать твое дыхание, ощутить теплоту твоей кожи... И говорить, говорить с тобой...
А утром, когда звездочка спрячется в волшебных нитях солнца, только тихий звон серебряного колокольчика будет тебе говорить: «Я здесь, я жду тебя, я храню тебя, я люблю тебя».



Сафронова Ирина Викторовна.