ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Чтение может быть представлено как следующие друг за другом действия мозга по обработке частей материала, содержащего информацию. Любое начинание требует определенного планирования, а следовательно, имеет алгоритмичную структуру.
В процессе своей деятельности человек соблюдает правила, без которых эта деятельность будет неразумной. Последовательность этих правил представляет собой алгоритм. Поэтому перед тем как приступить к знакомству с текстом, необходимо определить вариант чтения. В результате исследований выделены пять способов чтения:
-
Углубленное чтение. -
Собственно быстрое чтение. -
Выборочное чтение. -
Чтение-просмотр. -
Чтение-сканирование.
Алгоритмы чтения
Алгоритм чтения - последовательность мыслительных действий при восприятии главных фрагментов текста, основанных на правилах обработки текста в соответствии с поставленной целью. Использование алгоритмов при чтении повышает эффективность этого процесса.
Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого толкования текста, допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели. По мнению психологов, каждый человек имеет свои алгоритмы и программы чтения.
Однако их эффективность у большинства читателей довольно низкая. Необходимо научиться более организованной работе с текстом.
Интегральный алгоритм чтения
Интегральный алгоритм чтения— это последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распространяется на весь текст в целом.
Цель интегрального алгоритма - защита мозга от избыточной информации. Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточной информацией,
которая достигает иногда 75%. С одной стороны, эта избыточность заложена в самой структуре языка. С другой стороны, избыточность часто обусловлена склонностью многих людей к многословию, стремлением придать своей речи наукообразный стиль и т. п.
Пример избыточности речи приведен в книге «Учитесь быстро читать»: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, сказать так: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в
воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».
Избыточность приведенного текста близка к 100%. Использование интегрального алгоритма чтения позволяет извлечь из текста действительно полезную информацию:
название текста (статьи, книги и г. п.), имя и фамилию автора, выходные данные текста, его тему и рассмотренные в нем проблемы, фактографические данные, собственную оценку прочитанного с точки зрения новизны содержания и возможности использования его на практике. Перечисленные показатели и составляют основу интегрального алгоритма чтения.
Блоки алгоритма
1.Название читаемого источника (Н).
2.Автор (А).
3.Выходные данные: место издания, издательство, год издания, номер, дата и т. п.
(В).
4. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы
(О).
5. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты и т. п.
(Ф).
6.Новизна материала, его критическая оценка (К).
7.Возможность использования на практике (П).
Приведенный алгоритм отражает последовательность запоминания полезной информации текста. Перед началом чтения нужно зрительно представить себе эти блоки алгоритма и в процессе чтения как бы фильтровать содержание текста, относя к блокам алгоритма только то, что соответствует их названиям.
Чтобы закрепить процесс чтения с использованием интегрального алгоритма, сделать этот процесс автоматическим, рекомендуется образно представить алгоритм в виде рисунков или геометрических фигур, содержащих условные обозначения его блоков.
Заполнив блоки алгоритма, вновь представьте себе его зрительный образ и проверьте, все ли блоки заполнены. В зависимости от цели чтения и жанра текста можно исключать некоторые блоки или, наоборот, детализировать их. Заключительный анализ и синтез прочитанного поможет лучше усвоить и запомнить текст.
Методика освоения интегрального алгоритма чтения
1. Ежедневно медленно читайте одну-две интересующие вас статьи в газете, держа лист бумаги с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.
2. Ежедневно читайте одну-две статьи как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но мысленно представляя его. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом. Эти упражнения надо выполнять регулярно в течение 2-3 недель. В конце концов, чтение по интегральному алгоритму станет привычным и не будет представлять никаких трудностей.
Дифференциальный алгоритм чтения
Продуктивное чтение предполагает не только прямой отбор полезной информации, который происходит при использовании интегрального алгоритма чтения, но также анализ и осмысление информации, что осуществляется в процессе определения основного смысла текста. При чтении простых текстов понимание как бы сливается с их восприятием. Чтение сложных текстов требует гораздо большего напряжения и использования различных приемов. Один из таких приемов - выделение смысловых опорных слов текста, на котором и основывается дифференциальный алгоритм чтения.
Дифференциальный алгоритм чтения - последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма - определение основного смысла всего текста или его части. Необходимость использования такого алгоритма также обусловлена избыточностью информации. Как уже упоминалось, многие слова не имеют смысловой нагрузки и в предложениях выполняют роль как бы связующего звена.
Иногда они используются для «псевдораспространения» предложения. Например, сочетания значительный результат, весомый вклад, высокая активность, тщательная проверка, глубокий анализ, внимательное ознакомление и т.п. не являются тавтологическими, но основную смысловую нагрузку в них несут, конечно, существительные.
Умение отделять основную информацию от второстепенной - одно из условий эффективности чтения. Основная информация содержится в ключевых словах текста, которые называются так именно потому, что несут основную смысловую нагрузку.
При чтении текста человек дает собственную трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей. В итоге определяется основной смысл текста, называемый также доминантой. Это и является дифференциальным алгоритмом чтения.
Блоки алгоритма
1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста (КС). Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку
, обозначая признак
предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и (зачастую) местоимения. Иногда смысловой абзац текста является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.
2. Составление смысловых рядов
Смысловые ряды - это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию - он как бы сжимается, прессуется.
3. Выявление доминанты .
Доминанта - это основной смысл текста, который выявляется в результате перекодирования прочитанного сообщения с помощью ключевых слов и смысловых рядов. Это этап качественного преобразования текста. Человек как бы формулирует сообщение в наиболее удобной и понятной ему форме. Выявление доминанты - главная задача чтения.
Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который человек производит в процессе чтения почти на подсознательном уровне. Однако большинство людей выполняют такой анализ с разной степенью эффективности.
Знание алгоритма еще не означает умение им пользоваться. Задача заключается в том, чтобы сформировать навык чтения с использованием данного алгоритма, т. е. довести до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст. Специальные упражнения позволяют сформировать такой навык.
Методика чтения текста с использованием дифференциального алгоритма чтения. Осваивая технику дифференциального алгоритма, следует три раза читать текст с карандашом в руках. При первом прочтении надо подчеркнуть ключевые слова, при втором - построить смысловые ряды, которые удобнее записывать на отдельном листе бумаги, при третьем – прочитать смысловые ряды и на их основе выявить доминанту.
Заключение
Задачей интегрального алгоритма чтения, определяющего последовательность действий, необходимых для восприятия всего текста, является нахождение его содержательных элементов и сосредоточение на них внимания читающего человека. Данный алгоритм позволяет в значительной степени сократить время, затрачиваемое на обработку неинформативных элементов текста.
Дифференциальный алгоритм чтения подразумевает начало обработки каждого абзаца именно с выявления определенных ключевых слов и фраз, которые несут основную смысловую нагрузку, и лишь затем построение смысловых рядов, то есть сжатие текста путем формирования из ключевых фраз лаконичных выражений. Интегральный алгоритм чтения предполагает обработку всего текста в целом, а дифференциальный – исключительно основных смысловых частей его фрагментов. При этом под термином «фрагмент» может
подразумеваться не только ряд фраз или один абзац, но и одно предложение.
Под пониманием текста подразумевается его перекодирование с обычного языка на язык высокой абстракции (собственных мыслей). При медленном чтении происходит кодировка содержания по словам или фразам, при быстром – по большим фрагментам текста: предложениям, абзацам либо, что встречается достаточно редко, целым страницам. Основная задача дифференциального алгоритма состоит именно в формировании нового и рационального способа перекодировки информации при быстром чтении с целью быстрого автоматического выявления значения основной смысловой части текста, то есть его сущностной доминанты.