Файл: Студенческая семья. Репродуктивные установки современной молодёжи. Феномен чайлдфри.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Студенческая семья. Репродуктивные установки современной молодёжи. Феномен «чайлд-фри».
Студенческая семья – это семья, в которой состоящие в браке оба супруга (или один) обучаются по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального или среднего профессионального образования. Отметим, что студенческий возраст является ответственным с точки зрения и социальной адаптации, и социально-психологической зрелости личности. Именно на время обучения в вузе приходится наибольшее число заключаемых молодыми людьми браков. Не случайно, по мнению большинства учёных, именно в студенческой семье сконцентрирован репродуктивный потенциал российского общества.
Студенчество – это большой молодежный отряд. Более 5 миллионов студентов обучаются в 896 вузах по всей нашей стране, в том числе более 2 миллионов 600 000 студентов обучаются на дневных отделениях, а 55% студентов вузов составляют женщины. По данным ряда исследований, проведенных в университетах Российской Федерации, можно сказать, что доля семейных студентов возрастает. Этот процесс соответствует общей тенденции омоложения брака, исследования показывают, что к 25 годам более 80% женщин и около 70% мужчин входят в брак (сравните: 20 лет назад с 70% и 60% соответственно). Студенты не являются исключением.
Также очень важным аспектом рассматриваемой проблемы является то, что отношение родителей, общественных организаций и администрации вузов к студенческим семьям изменилось в лучшую сторону. Для семей выделяются места в общежитиях, выписываются льготы и денежные пособия, по возможности создаются условия для совмещения учебы и воспитания детей. Все это в совокупности облегчает жизни студенческих семей. И у самих студентов отношение к браку и семейной жизни меняется.
Специфика студенческого брака состоит и в особой деятельности супругов – в учебе, и временном статусе социального положения. Окончание учебы, устройство на работу. Социолог Д. М. Чечет отмечал, что перспектива радостных событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими составляющими (не всегда позитивными) способствуют поддержанию культурного, эмоционального и также интеллектуального тонуса и баланса жизни в браке. В гомогенном студенческом браке самым долгожданным является окончание вуза, так как у обоих супругов меняется социальный статус. Таким образом можно сказать
, что в схожестях перспективных целей и заключается главная специфика студенческого брака.
В освоении студентами семейных ценностей можно выделить 2 этапа: добрачный и брачный. Добрачный этап, условно обозначенный как подготовка к семейной жизни, характеризуется тем, что у студентов под влиянием традиций семей, где они выросли, воспитывались, а также социума формируются определенные знания и установки в отношении семьи. Одновременно брачный этап разделён условно на два периода: период первичной адаптации (до рождения ребёнка) и период вторичной адаптации (после рождения ребёнка). Отметим, что период первичной адаптации обычно длился 2–3 года. Однако в последние 10 лет студенты откладывают решение о рождении ребёнка на более поздний период («после окончания вуза»), и продолжительность периода увеличилась до 5–6 лет. В период первичной адаптации брачного этапа осуществляется более глубокое познание супругами друг друга («притирка» характеров). Именно в этот период молодые супруги (40 %) сталкиваются с первыми проблемами семейных отношений, когда обнаруживается несоответствие между имевшимися представлениями, ожиданиями и реальностью совместной жизни. В период вторичной адаптации (после рождения ребёнка) происходит накопление определённого опыта супружеских отношений, разрешение межличностных проблем и проблем во взаимоотношениях с родственниками, в решении материально-бытовых проблем, а также проблем, связанных с воспитанием детей.
В качестве показателей благополучия студенческой семьи как социального института выделены следующие положения:
– полноценное выполнение семьёй таких социальных функций, как обеспечение воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства;
– надлежащее осуществление воспитания и социализации подрастающего поколения; формирование у детей национального самосознания, гражданственности и преемственности социокультурных ценностей;
– разрешение семейных конфликтов своими силами;
– обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи; обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи;
– равномерное распределение семейных обязанностей между членами семьи.
При этом важно отметить, что при определении уровня благополучия студенческой семьи все показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень выполнения любого из них создаёт возможность нестабильности функционирования студенческой семьи, и её уже нельзя будет считать благополучной.
Репродуктивные установки современной молодежи
Проблема отношения молодежи к созданию семьи и рождению детей на сегодняшний день является весьма актуальной в связи с низкими показателями демографической ситуации в стране. Молодежь, которую можно охарактеризовать как сложную и нестабильную социальную общность, выступает носителем потенциала развития общества. Именно под влиянием социальной среды, окружающей молодежь, и будет складывается отношение к рождению детей и созданию семьи.
Под термином «репродуктивные установки» понимается психическое состояние личности, обусловливающее взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Помимо установки на количество детей в состав репродуктивных установок также включают установку на пол детей, установки на беременность и благополучный ее исход, на интервалы между беременностями, рождениями и т. д. Установки на количество детей традиционно измеряются посредством таких показателей, как идеальное, желаемое и ожидаемое число детей.
Идеальное число детей обычно определяется как представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, без учета конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений. Данный показатель, по сути, отражает социальную норму детности. При этом следует учитывать, что по большому счету идеальное число связано со степенью информированности людей о значимости проблемы рождаемости: у людей более осведомленных представление о том, сколько должно быть детей, выше, но фактическое их число ниже.
Желаемое число детей – количество детей, которое индивид предпочел бы иметь в своей семье исходя из собственных склонностей, без учета конкретных обстоятельств жизни и индивидуальной биографии.
Ожидаемое число детей – количество детей, которое индивид «планирует» иметь в своей семье к концу репродуктивного периода. Желаемое число ориентировано на реальные обстоятельства жизнедеятельности семьи, но при создании всех необходимых условий. Имеется в виду, что на практике есть лишь некоторые из них. При определении ожидаемого числа детей за основу берутся конкретные условия жизни семьи.
На потребность в количестве детей имеют воздействие как настоящие условия жизни людей, так и события прошлых лет. Однако, если число детей в семье соответствует потребностям супругов в детях, то улучшение экономической ситуации совершенно не способно привести к росту рождаемости. Только в тех случаях, когда данная потребность не удовлетворена, улучшение условий жизни дает прибавку семьи. Таким образом, потребность в детях – это, по сути, «усвоенные
человеком в процессе социализации, бытующие в культуре или субкультуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы или социальные нормы рождаемости». Репродуктивные мотивы (мотивы рождаемости), согласно представлениям современных ученых, делятся на:
экономические (связанные с приобретением материальных выгод или повышением экономического статуса);
социальные (которые побуждают к рождению определенного числа детей в рамках существующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы);
психологические мотивы – это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря внутренней цели личности.
На сегодняшний день у молодежи складывается представление, что малодетная семья отвечает современной действительности. Репродуктивные установки молодежи трансформируются под влиянием социально-экономических перемен. Значение семьи и рождение детей уже не является таким высоким. Представления о благополучной жизни вполне обходится без потребности в семье и детях. Значимость рождения детей уходит на последний план, и уступает получению образования и желанию построить карьеру. Рождение ребенка приходится на 24-27 лет как минимум. Данный возраст можно считать достаточным в плане психологической и социальной зрелости. Стоит отметить, что вместе с этим увеличивается репродуктивный возраст. Беременность после 35 лет считается нормой. Среди основных факторов, препятствующих рождению детей, наиболее существенными считаются материальные и жилищные трудности, желание пожить для себя, низкий уровень дохода семьи и неустойчивое экономическое положение. Все это говорит нам о том, что современная молодежь, очень уязвимая категория населения, требующая постоянного внимания со стороны государства. Для улучшения демографической ситуации необходимо решать вопросы, связанные с потребностями респондентов: улучшение жилищных условий, увеличение заработной платы, наличие стабильной работы, охрана здоровья и уверенность в завтрашнем дне.
Чайлдфри
Концепция чайлдфри берет свое начало в Европе, где считается вполне обычным явлением вступать в брак не ранее наступления двадцатипятилетнего возраста. Причина этому одна – необходимо, в первую очередь, позаботиться о своем материальном положении. Таким образом, самый высокий процент чайлдфри приходится на западные страны.
В 2000-х годах начинают более глубоко исследовать новые типы людей, которые отказываются от деторождения, — исследователи Дилан Нил и Хизер Джоши стали называть их «волнообразными отказниками» и «постоянными откладывателями». Первый тип людей постоянно меняют свое мнение по поводу своего отношения к детям – изначально они могут захотеть завести детей, однако через какое-то время они могут отказаться от данной идеи. И так может продолжаться достаточно долго. Второй тип – «постоянные откладыватели» - в принципе хотят завести детей, но только не на данный момент. Таким образом, такое состояние может затянуться надолго – в итоге они просто привыкают к своему образу жизни, в котором нет детей, или же просто не имеют возможности завести детей по состоянию здоровья.
Существует множество причин роста масштаба такого явления, как чайлфри. Среди наиболее часто встречаемых выделяют следующие:
нежелание женщины в принципе заводить детей, которое может быть обусловлено целым рядом причин;
множество проблем и несовершенств в современном мире (социального, политического, идеологического характера) – таким образом, женщина не хочет обрекать своего будущего ребенка на такие трудности;
обеспокоенность женщины о своем будущем (послеродовом) состоянии – ее, как правило, пугают вероятные изменения фигуры, внешности, физиологии и психического состояния
Современные психологи отмечают, что сегодня берет начало эпоха интеллектуального выбора, она заключается в следующем: ранее родителей беспокоил, в первую очередь, физический комфорт детей, однако сегодня изначально они думают о материальном и психологическом благополучии своих будущих детей. Очень часто представители прошлых поколений считают позицию чайлфри эгоистичной – такие женщины, по их мнению, думают только о себе, а не о, как минимум, благосостоянии своей страны. Однако представители чайлдфри так не считают – по их мнению, ребенок является большой ответственностью, которая выражается в правильном воспитании, материальном обеспечении ребенка т.д. Прежде, чем родить ребенка – нужно подумать о его благосостоянии.
В России основной причиной отказа от рождения детей является низкий уровень материального состояния – в Российской Федерации низкий уровень оплаты труда и социального обеспечения (в первую очередь, пенсионного). Многие молодые люди сейчас предпочитают не рожать детей, а познавать мир, путешествовать, учиться, искать себя в профессиональном плане. Данное явление является, своего рода, «указателем» на проблему низкого материального благосостояния граждан, в том числе, Российской Федерации, высокого уровня стресса, различных психологических и психических проблем6. Также это указывает на проблему низкого уровня образования в стране,