Файл: Атлас по психологии_Гамезо М.В, Домашенко И.А_Уч пос_2004 -276с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 6459

Скачиваний: 124

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональные состояния, возник-

шие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедед. тельность человека. Первые называются стеническими (см.), вторые -^ астеническими (см.).

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил напряжением, называются стрессовыми (см.).

Эмоции существенно влияют на ход деятельности человека. Как фор. ма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают ее динамику.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства влияют в свою очередь на эмоции.

Чувства и эмоции играют чрезвычайно важную роль в деятельности и во всем поведении человека.

Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре, однако велика и роль подкорки, так как в подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности выразительными движениями всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика), а также с изменениями в деятельности желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции. По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный момент. Например, в мимике смеха участвуют: скуловая мышца, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, подкожная мышца шеи.

192

В мимике улыбки участвуют те же мышечные группы, что и в мимике искреннего смеха. Однако степень сокращения их иная, а поэтому менее сближены веки и менее сужена глазная щель, рот лишь слегка приоткрыт или сомкнут, мышцы шеи не напряжены.

В мимике доброжелательного сострадания дополнительно к перечисленным мышцам сильно сокращена мышца, сморщивающая брови, та ее часть, которая приподнимает головку брови, а также лобная мышца.

В мимике неискренней, вынужденной улыбки происходит сокращение главным образом скуловой и круговой мышцы рта.

Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических стереотипов. Особенно острые переживания испыты-ваются при ломке временных нервных связей. Благоприятные, привычные внешние условия облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают общественный характер. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.


Электрофизиологические исследования установили огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоци-

Рис. XII.2. Кривые дыхания при различных эмоциональных состояниях: а — радости (17 дыханий в минуту); б — пассивной грусти (9 дыханий в минуту); в — активной грусти (20 дыханий в минуту); г — страха (64 дыхания в минуту); д — гнева (40 дыханий в минуту (по Дюма)

г

ональный «настрой» личности в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимби-ческой системы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания». Подтверждена громадная роль эмоций в жизни высших животных и человека.

В психологии XVIIXIX вв. выявилось две точки зрения на проб-

193

лему эмоций. Согласно первой из них, эмоции — вторичные состояния, зависящие от познавательной деятельности (Гербарт и др.)- Согласно второй — эмоции носят первичный, самостоятельный характер и тесно связаны с биологическими функциями организма.

Первый, кто пытался раскрыть биологическую природу чувств, был Ч. Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхождение и что по мере развития психики эмоции будут исчезать.

Выразительные движения животных, как показал Ч.Дарвин, носят приспособительный характер. Оскал зубов, например, или раздувание ноздрей, сжатие пальцев во время сильного гнева в свое время были, по его мнению, необходимы, так как содействовали непосредственной борьбе животных друг с другом.

На основе дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающей среде.

Эмоции человека и выразительные движения, которыми они сопровождаются, согласно теории Дарвина, являются рудиментами прежде целесообразных инстинктивных движений животных.

Из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений следует, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции И развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они были вредны либо бесполезны для жизненно важных функций Животного.

В животном мире возникновение эмоций также связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, но вследствие ограниченности потребностей животных, обусловленных узким кругом инстинктов (самосохранения, продолжения рода, пищевого и ориентировочного), их эмоции соответственно ограниченны и бедны.

У человека имеется огромное количество чувств, которых не существует и не может существовать у животных. Вместе с тем даже эмоции, общие для людей и животных (гнев, страх, любопытство, радость, уныние и др.), имеют качественные отличия друг от друга.


Своеобразная теория эмоций была разработана немецким психологом Вундтом. Согласно этой теории, выразительные движения — это внешний коррелят или спутник переживания. Вундт при этом исходит из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения им соответствующих (коррелятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Все выразительные движения рассматриваются как результат внутриорганических изменений в организме.

Близка к рассматриваемым теориям теория эмоций, предложенная американским философом и психологом Джемсом и датским врачом Лан-ге. Согласно их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере. Тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, побудило их выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Джемс трактовал эти изменения как

194

Рис. XII.3. Внешнее выражение различного эмоционального состояния у шимпанзе

195

Рис. ХП.4.1. Основные измерения эмоциональных процессов и состояний (по В. Вундту)

Рис. XII.4.2. Типичная динамика изменения эмоциональных состояний по отдельным параметрам изменениям (по В. Вундту)

196

ДЫХАНИЕ

Рис. XII.5. Трехмерная теория эмоций В. Вундта

причину эмоций. Плач, дрожь, смех, согласно этой точке зрения,— это источники, причина эмоций. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. В итоге эмоции отрывались от сознания и рассматривались изолированно от всей психики.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он отметил, что телесные изменения, возникающие при различных эмоциональных состояниях, весьма похожи друг на друга и недостаточны для того, чтобы объяснять качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека, а искуственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной моз не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что и телесные изменения и эмоциональные переживания возникают почти одно-

временно. На рис. XII.6. основные положения этих теорий представлены для сравнения.

Согласно теории Хебба эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы (рис. XII.7).

В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнетивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними (рис. XII.8).


Биологическая теория эмоций П.К. Анохина построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, какими являются эмоциональные реакции.

197

ТЕОРИЯ ДЖЕМСА — ЛАНГЕ

ТЕОРИЯ КЕННОНА - БАРДА

ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОГЕННЫХ СТИМУЛОВ

ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОГЕННЫХ СТИМУЛОВ

НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА

ПЕРЕРАБОТКА НЕРВНЫХ ИМПУЛЬСОВ,

ПОСТУПАЮЩИХ ОТ РЕЦЕПТОРОВ

В ЦНС С ОДНОВРЕМЕННОЙ

ПЕРЕДАЧЕЙ ВОЗБУЖДЕНИЯ В КОРУ

ГОЛОВНОГО МОЗГА И К ДРУГИМ

ОРГАНАМ ТЕЛА

ПЕРЕРАБОТКА В ЦНС ИМПУЛЬСОВ, ПОСТУПАЮЩИХ ОТ ОРГАНОВ



ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СИМПТОМЫ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО

ПЕРЕЖИВАНИЯ СТИМУЛА В ВИДЕ

ЭМОЦИЙ

Рис. XII.6. Основные положения и динамика процессов в теориях эмоций Джемса — Ланге и Кеннона — Барда

Рис. XII.7. Зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения (по Д.О. Хеббу)

Согласно биологической теории эмоций, положительные эмоции возникают в том случае, если обратная информация совпадает или превышает ожидаемую, и наоборот, недостаток об-

ратной информации порождает отрицательные эмоции.

Исследования психофизиологии эмоций (П.В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информиро'ван-

Рис. XII.8.

199

ность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности. Это подтверждает высказывание И.П. Павлова о том, что человеческие чувства находятся под «сурдинкой» коры.

Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, возникли на основе совместной трудовой деятельности, выполняют важнейшие сигнальную и регулирующую функции.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды.

Рассмотрение проблемы эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции (по мере развития) закреплялись как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма.

Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде всего — это слово. Причем важно не только значение слова, но и то, как оно сказано: интонация, тембр голоса и т. д.


У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица,

глаз (мимика), появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях (голосовая мимика).

Выразительные движения и переживания взаимопроникают друг в дру. га, образуя подлинное единство. Выразительное движение, в котором внутреннее содержание раскрывается вовне,— это не внешний лишь спутник или сопровождение, а компонент эмоций, неотъемлемый от них самих. Поэтому выразительные движения и выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии.

На рис. XII. 10 видно, как через выразительность движений и действий раскрываются чувства. Нельзя провести грани между тем, что в наших выразительных движениях природно и что в них социально: природное и социальное образуют здесь одно неразложимое единство. Не надо быть психологом, чтобы понять, какие чувства испытывают люди, лица которых изображены на этом рисунке.

Познание человеком окружающей действительности будет неполным, если оно ограничено только рассудочным, рациональным знанием, оно немыслимо без так называемой эмпатии (см.), т. е. способности сочувствовать, сопереживать, разделять радость и огорчения других, особенно это важно для педагога.

А.С. Макаренко по этому поводу писал: «Нужно уметь читать на человеческом лице... по лицу узнавать о некоторых признаках душевного движения. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса и в управлении своим лицом... Мимика, умение встать, умение сесть — все это особенно важно для педагога»1.

1 Макаренко А.С. Соч. М., 1958. Т. 5. С. 268.

200

Богатыми экспрессивными возможностями обладают мимика, жест, поза, вообще пантомимика. Это хорошо видно из серии представленных ниже фотографий.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяются такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность человека. Это настроения (см.), аффекты (см.), страсти (см.), стрессы, (см.).

Настроение — устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека. Через настроение человек как бы отражает свое отношение к действительности. Оно может быть веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое. Основными источниками настроений являются удовлетворенность или неудовлетворенность тем, как складываются отношения с окружающими, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути человека. Длительное плохое настроение — показатель неблагополучия.

Настроение находится в большой зависимости и от общего состояния здоровья человека, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секреции.