Файл: Атлас по психологии_Гамезо М.В, Домашенко И.А_Уч пос_2004 -276с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 6447
Скачиваний: 124
Рис. II.1. Взаимосвязь психологии с другими науками
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ СУЩНОСТЬ И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, РАЗВИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ ДОСТИЖЕНИЙ ВСЕХ ОТРАСЛЕЙ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОБОГАЩАЕТ И НАПРАВЛЯЕТ ИХ ОБЩЕЙ ТЕОРИЕЙ
ОТРАСЛИ:____________________________
ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Рис. II.2. Структура современной психологии
щих теоретических положений, определяющих подход к проблеме. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления или оказывали влияние на развитие философских теорий.
Тесно связана психология с биологическими науками и, прежде всего, с физиологией высшей нервной деятельности. Знание законов работы нервной системы необходимо знать психологу для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие
26
формы психической деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают. Непосредственна и достаточно многообразна связь психологии с педагогикой. Работа педагога будет результативна только в том случае, если она опирается на знание закономерностей, по которым развивается психика ребенка. Психология выявляет психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучает закономерности педагогического процесса, определяет условия его оптимизации.
основные принципы психологии
__ детерминизм
ПСИХИКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ И ИЗМЕНЯЕТСЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ
— ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАХОДЯТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ЕДИНСТВЕ. СОЗНАНИЕ ОБРАЗУЕТ ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
'------------------------------------------------------------------<
— РАЗВИТИЕ
ПСИХИКА МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВИЛЬНО ПОНЯТА, ЕСЛИ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ, КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
к_________________________-
Рис. II.3. Основные принципы психологии
Большое значение приобретает Учет психологического фактора при организации трудовой деятельности людей.
В настоящее время психология представляет собой сложную, весьма разветвленную систему наук. В ней вЫделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоя-Тельно развивающиеся направления НаУчных исследований.
Основной базисной отраслью пси-
хологии является психология челове-
ка изучающая основные формы пси-
хической деятельности и составляю-
щие основу всех психологических дисциплин. Она раскрывает сущность, структуру и функции человеческой психики, раскрывает законы, по которым она развивается в филогенезе и онтогенезе. Объясняет, какую роль в психическом развитии играет врожденное и приобретенное, биологическое и социальное, как соотносится психика и мозг и др.
Выделение («отпочкование») различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Во-вторых, это происходило, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях.
Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизм, единство сознания и деятельности, развития.
Эти принципы являются одной из важнейших основой классификации психологии на отдельные отрасли. Если за основу положить принцип единства сознания и деятельности, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.
Если за основу положить принцип развития, то можно выделить следующие отрасли: сравнительная, возрастная, специальная.
Если в основу классификации положить отношение человека к обществу — принцип детерминизма — можно выделить социальную психологию и психологию личности. Отрасли психологии, рассматривающие естественно-научные основы психической деятельности человека, принято объединять в биологические отрасли.
27
К ним относятся: психофизиология, нейропсихология, дифференциальная психология (психология индивидуальных различий).
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.
«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).
Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: научный метод прежде всего должен быть объективным. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из
объективной природы психического.
Методы должны отличаться валид-ностью и надежностью. Под валидно-стью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.
Под надежностью имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
Система методов объединена наличием общей методологии науки.
Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии.
Требования,предъявляемые
к организации
психологического
исследования
1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование — это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.
28
Рис. И.4. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследований
ЭТАПЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис. II.5. Этапы психологического исследования
2. Место проведения исследования Должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и ин-женерно-психологическим требовани-ям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.
3- Техническое оснащение иссле-
дования должно соответствовать ре-
шаемым задачам, всему ходу исследо-
вания и уровню анализа получаемых
результатов.
4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.
5. Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.
6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.
7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
8. Обработка результатов исследования — это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.
Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное — как он работал. Каков характер ошибок?
Основные методологические принципы, которые необходимо соблюдать при любом методе:
метод должен исходить из диалек-тико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;
научный метод психологии должен быть объективным;
соблюдение генетического (эволюционного) принципа;
необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.
В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):1
1 Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. В кн.: Психологические методы. Л., 1976. С. 23-35.
29
I группа — организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
II группа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III группа — методы обработки данных, включающие: количестенный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV группа — интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
Наблюдение (см.) обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерны не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.
Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная — где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.
Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение (см.).
Однако главным методом психологического исследования является эксперимент (см.). Перечислим его достоинства:
исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых;
исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов;
в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции);
эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.
В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на:
констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, и
обучающий (формирующий) (см.), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер.
Ограниченность констатирующего эксперимента (невозможность проследить процесс приобретения
30
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
В ПСИХОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ. С ПОМОЩЬЮ
КОТОРЫХ ВЫЯВЛЯЮТСЯ СУЩЕСТВЕННО ВАЖНЫЕ ФАКТЫ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ
И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ
основныь |
|||
НАБЛЮДЕНИЯ |
ЭКСПЕРИМЕНТА |
||
НАУЧНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. НЕ ОГРАНИЧЕННЫЙ ПРОСТОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ ФАКТОВ, А НАУЧНО ОБЪЯСНЯЮЩИЙ ПРИЧИНЫ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ |
АКТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПЫТУЕМОГО С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ. В КОТОРЫХ ВЫЯВЛЯЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ |
||
ЖИТЕЙСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ОГРАНИЧИВАЮТСЯ РЕГИСТРАЦИЕЙ ФАКТОВ. НОСЯТ СЛУЧАЙНЫЙ НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ ХАРАКТЕР |
НАУЧНЫЙ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - ПЕРЕХОД ОПИСАНИЯ ФАКТА К ОБЬЯСНЕНИЮ ЕГО ВНУТРЕННЕЙ СУЩНОСТИ. НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ - ЧЕТКИЙ ПЛАН. ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В СПЕЦ.ДНЕВНИКЕ |
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРОТЕКАЕТ В СПЕЦ.УСЛОВИЯХ. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СПЕЦ. АППАРАТУРА. ДЕЙСТВИЯ ИСПЫТУЕМОГО ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ИНСТРУКЦИЕЙ |
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОТЕКАЕТ В ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ. ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ |
КОНСТАТИРУЮЩИЙ |
|||
|
|
ИНОГДА В НЕМ МОДЕЛИРУЮТСЯ НЕКОТОРЫЕ СТОРОНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА |
ФОРМИРУЮЩИЙ У- ОБУЧАЮЩИЙ 1— ВОСПИТЫВАЮЩИЙ |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ |
|||
АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ • БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД • |
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД • СОЦИОМЕТРИЯ • МОДЕЛИРОВАНИЕ • АНКЕТЫ ■ ТЕСТЫ -ПРОГНОЗИРУЮЩИЕ - ДИАГНОСТИРУЮЩИЕ |
"ис. II.6. Методы психологии
31
Рис. II.7. Идет эксперимент
знаний, формирование качеств и т.д.) преодолевается применением метода срезов. Срез — это кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития. Среди психологических методов различают поперечные и продольные срезы.
Поперечные срезы, сводятся к сопоставлению разных групп испытуемых, но не позволяют учесть индивидуальные особенности и проследить, устойчивы или изменчивы с возрастом отдельные свойства личности и как они связаны между собой.
Продольные срезы позволяют проследить изменение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени, что в итоге помогает изучить личность в ее целостности.
Достоинства тестов (см.) состоят в том, что возможно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых.
Трудность использования тестов состоит в том, что не всегда оказывается возможным выявить, как и за счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат.
В западной психологии тесты зачастую используются в целях дискриминации тех или иных групп населения при приеме на работу, в учебные заведения и пр. В психологии тесты используются как научные методы исследования, а также как способы диагностики при профотборе и решении некоторых других задач.
Тесты могут быть:
индивидуальными и групповыми; вербальными и действенными.
Ответы на тестовые задания могут быть разными. Это и свободные ответы, и выбор одного из нескольких предложенных, и т. д.
В качестве примера тестов, используемых для определения общего
J 2
уровня способностей, ниже приведен один тест, состоящий из 40 задач, из книги известного английского психолога, профессора Г. Айзенка1.
При использовании подобных тестов естественно встает вопрос: что же мы измеряем? Г. Айзенк дает на него следующий ответ.
«Накопленный мною опыт показывает, что есть одна психологическая характеристика, кото-рая в значительной степени определяет успех или неудачу испытуемого. Эта характеристика — скорость протекания умственных процессов» (с. 19). Характеристика «скорости умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (с. 20). Но, продолжает рассуждения автор, «упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. А при нехватке настойчивости можно растерять те преимущества, которые дала вам природа, наделив вас высоким темпом мышления» (с. 21). И наконец, «даже если человек быстро соображает и достаточно настойчив, он может оказаться несобранным, склонным к поспешным действиям и неметодичным. Он хватается за первую же идею, пришедшую ему в голову, не давая себе труда проверить, правильно ли полученное решение. Плохая работа «детектора ошибок» приводит к очень низким результатам тестирования так же неотвратимо, как и недостаточная скорость мышления и отсутствие настойчивости» (с. 21).