Файл: Частное профессиональное образовательное учреждение пермский колледж экономики и управления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Процесс консультирования лиц с ограниченными возможностями осуществляется на двух уровнях: содержательном и психологическом. На содержательном уровне: клиент обращается с просьбой помочь ему в решении трудной, жизненной ситуации, а специалист помогает изучить и понять суть возникшей проблемы и предлагает различные варианты возможного выхода из нее. На психологическом уровне: устанавливаются доверительные отношения между специалистом и клиентом, специалист формирует у клиента установку на рациональное, конструктивное решение жизненных трудностей.
В
В зависимости от цели консультирования выделяют: рефлексивное, проектное, технологическое, прогностическое.
-
Рефлексивное консультирование, то есть совместное с клиентом осмысление его трудной жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта - выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Этот вид консультирования может быть использован в нескольких случаях: при первом обращении в медико-социальную экспертизу по вопросу получения статуса инвалида, при сопровождении инвалида в процессе реабилитации; -
Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация – программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации является консультация специалиста медико-социальной экспертизы, выстраивающего вместе с инвалидом оптимальную программу реабилитации; -
Т
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 4
ехнологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это консультация – рекомендация, где консультант – это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию может получить молодой инвалид у более опытных коллег в общественной организации инвалидов; -
Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация – предвидение, где консультант – это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае появляется возможность вскрыть имеющиеся у инвалида перспективы и выработать на этом основании определённую программу действий. Данный вид консультирования используется в процессе сопровождения трудоустройства инвалида.
Многообразие видов социального консультирования инвалидов позволяет, тем не менее, говорить о существовании ряда универсальных его характеристик. Одной из них является то, что, будучи технологией оказания помощи, социальное консультирование независимо от своей видовой принадлежности оказывается на добровольной основе тому гражданину, который за этой помощью обратился. В этом реализуются важные принципы социальной работы как вида профессиональной деятельности – уважение к личности человека, его правам, неприкосновенности частной жизни.
Часто у лиц с ограниченными возможностями возникают ситуации, в которых они могут обозначить только зону затруднений, но не представляют, что именно и каким путём необходимо изменить, чтобы проблема была решена. Следовательно, они не могут точно указать какая именно помощь или услуга ему необходима для преодоления возникшего затруднения. В такой ситуации консультант приходит на помощь, реализуя на практике вышеназванные виды социального консультирования.
П
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 4
роведение любых консультаций предполагает соблюдение основных принципов: целесообразности, добровольности и ненавязчивости, методической грамотности и компетентности консультанта, доброжелательного и без оценочного отношения к инвалиду, ориентации на нормы и ценности клиента, анонимности, включенности гражданина с ограниченными возможностями здоровья в процесс консультирования.
В социальной работе с инвалидами консультирование выполняет ряд функций: информирующую, развивающую, проблемно-ориентирующую, фасилитирующую, коммуникативную, адаптирующую.
Практика социальной работы освоила и адаптировала к современной ситуации разнообразные виды консультативной помощи инвалидам. Сегодня основными можно назвать два: контактное и дистанционное консультирование.
Контактное (прямое, очное) консультирование предполагает непосредственный контакт специалиста по социальной работе с инвалидом с целью совместной работы над решением проблем последнего. Контактное консультирование проводится как в социальных учреждениях (комплексных центрах социального обслуживания населения, бюро медико-социальной экспертизы, консультативных организациях, общественных объединениях и т.п.), так и в форме выездных мероприятий (консультации на дому, выездная приемная и т.п.).
По своей технологии контактное социальное консультирование инвалидов чаще всего представляет собой взаимодействие между консультантом и клиентом, в ходе которого специалист по социальной работе передает специальные знания и соответствующую информацию (о социальных гарантиях, услугах, правах и т.д.) консультируемому лицу с целью помощи ему в решении назревших проблем. Это позволяет инвалиду комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже их уяснить и осуществить оптимальный выбор варианта действия. В процессе социального консультирования принято выделять несколько этапов.
Подготовительный этап консультирования. На данном этапе устанавливается график и очередность консультаций. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит предварительные беседы с официальными лицами и людьми из ближайшего окружения клиента. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы воздействия и стиль общения с клиентом.
О
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 5
сновной этап консультирования – это беседа специалиста по социальной работе с инвалидом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включат несколько обязательных стадий, переходящих друг в друга.
Первая стадия – психологическая настройка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается первыми словами приветствия. Специалист по социальной работе освежает в памяти всю сумму сведений о клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный вид консультирования.
Вторая стадия – взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия – предложить инвалиду удобно расположиться в кабинете, если есть необходимость, то и помочь в этом. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологический климат, взаимопонимание между участниками беседы.
Третья стадия – обсуждение повода для обращения. Специалист уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение либо об ее самостоятельном проведении, либо о привлечении к беседе других специалистов. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель и задачи консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиентов, его права и обязанности. При этом специалист должен убедиться в том, что он понят инвалидом и готов к совместной работе.
Четвертая стадия – так называемая стадия «исповеди». Консультант задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: «Расскажите подробно, что Вас привело ко мне?». Этот вопрос дает начало стадии «исповеди», во время которой человек имеет возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации. На стадии «исповеди» консультант большую часть времени молчит, активно слушая, поддерживает клиента, выражая ему свой интерес сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования инвалида. В процессе взаимодействия с инвалидом консультант должен быть и толерантным к молчанию клиента, и уважителен к особенностям речи и поведения консультируемого.
Пятая стадия – фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной информации. Специалист задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения источников и содержания проблемы инвалида. В результате пятой стадии специалист формирует обоснованное мнение о причинах затруднений клиентов и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает своего мнения инвалиду.
Многие исследователи и практики утверждают, что активное вовлечение инвалида в консультативный процесс является решающим моментом для успешного консультирования. Специалист по социальной работе ответственен за помощь клиенту в том, чтобы последний стал активным лицом в процессе обсуждения его проблем: удовлетворенность этим процессом консультируемого возрастает по мере его вовлеченности. Подобное достигается только тогда, когда специалист принимает, уважает клиента и рассматривает его как значимого человека, помогает ему увидеть собственные потенциальные возможности. Центральный момент консультации – процесс взаимодействия специалиста и клиента, установление доверительных отношений между ними. Консультируемый рассматривается как равный, а не подчиненный и, следовательно, имеет равные права в процессе принятия решения.
Шестая стадия консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии – совместная интерпретация проблем инвалида. Консультанту не следует в резкой форме предъявлять свое понимание ситуации клиенту. Следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Если согласие достигается, то данная версия принимается за основу обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него отказаться и искать другое решение. Шестую стадию можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин проблемы и трудностей клиента.
С
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 5
едьмая стадия направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для инвалида новых моделей поведения.
Восьмая стадия – завершение общения с клиентом. Ее суть состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Инвалиду предлагается высказать свое мнение о проделанной работе. Специалист по социальной работе дает окончательную оценку успешности консультации. Если проблему не удалось решить за одну встречу, намечается дата повторной консультации, и ее примерная программа.
Заключительный этап консультирования наступает после завершения совместной работы с клиентом. Консультант окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и социальным окружением инвалида с целью оптимизации условий для решения его проблем.
Соблюдение технологических этапов социального консультирования инвалидов еще не дает полной гарантии успешности процесса. Консультанту необходимо обратить внимание, как на собственную подготовку, так и на организационные моменты встречи с клиентом.
К
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 5
онсультации инвалидов целесообразно проводить в отдельном, изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Помещение должно быть вписано в «безграничную среду», то есть адаптировано к потребностям инвалида: клиент должен иметь возможность добраться до консультанта свободно, без преград (использование пандусов, специальных лифтов, дополнительных поручней и т.п.). Во время консультаций помещение не должно быть доступно для неожиданных вторжений посторонних лиц. Предпочтителен специально оборудованный отдельный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную освещенность. Целесообразно иметь специальное оборудование для создания цветового и звукового фона. Дизайн кабинета должен располагать к доверительному общению. Желательно иметь компьютер и необходимое программное обеспечение. Кроме этого в кабинете должна быть питьевая вода и медицинская аптечка.
Продолжительность одной консультации лица с ограниченными возможностями не должна быть слишком продолжительной. Она может варьироваться от тридцати минут до одного часа. Нецелесообразно делать перерывы во время консультации, если в этом нет специальной потребности.
Результаты консультации регистрируются в специальных формах учетной документации. Специалист по социальной работе может вести рабочие записи во время консультаций, если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента. В протоколе консультирования должны быть отражены паспортные данные, информация о семье, состояние здоровья, кем направлен на консультацию, заявленная клиентом проблема, формы и методы консультации, проработанные проблемы, результаты консультации, поведение человека во время беседы и его отношение к работе, направления дальнейшей работы с клиентом и другие необходимые сведения.
Таким образом, технология консультирования широко применяется в практике социальной работы с инвалидами. Она используется в случае: кризисной ситуации, связанной с установлением инвалидности вследствие травмы или экстремальной ситуации (кризисное психологическое консультирование); установления степени инвалидности (социально-психологическое и программное консультирование); разработки индивидуальной программы реабилитации (технологическое и прогностическое консультирование); в процессе социального сопровождения инвалида (различные виды социального консультирования). При этом в социальной работе с инвалидами используется преимущественно индивидуальная форма консультирования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Таблица по консультируемым гражданам (категория вопросаответ)
Вопросы | Ответы |
| В соответствии со статьей 17 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской федерации» плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот. |
| Право на получение материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих детей, имеющих гражданство российской федерации, у следующих граждан российской федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года. Право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. |