Файл: билеты по истории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2021

Просмотров: 593

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кронштадский мятеж в марте 1921. на сторону мятежа перешли красные большевики. Руководил революционно-избирательный комитет – матрос Петриченко.

- против Советской власти выступили матросы балтийского флота, которые были опорой большевиков на протяжении многих лет.

- поразительное единодушие и упорство, готовность умереть в борьбе против большевиков

- лозунги: «Свобода слова», «Свобода всем социалистическим партиям», «Устранение большевистской диктатуры», «Советы без коммунистов». Свобода печати, собраний, отмена всех мер военного коммунизма, введение рынка, восстановление товарно-денежных отношений.

Восстание было подавлено Тухачевским. Ленин объявляет изменение курса политики – переход к НЭПу.


26 Социально-экономическое развитие страны в 1921-1927. Сущность и судьба НЭПа.


!921 год – ухудшается ситуация в стране. Недовольство военным коммунизмом. Начинаются выступления в народе, ухудшается производительность, сокращается численность населения.

1 марта – выступление в Крепости Кронштадт против монополии большевиков, за свободу слова и печати, свободу крестьян над землей, свободу торговли.

10 съезд большевистской партии решает заменить продразверстку на продовольственный налог (первый шаг к НЭПу). Не забирать излишки у крестьян, а ввести твердый налог – процентное отчисление. Разрешается свободная продажа хлеба, у крестьянина появляется материальный интерес.

НЭП – внедрение рыночных отношений – это временный переходный этап от капитализма к социализму. Определенный метод восстановить народное хозяйство, обрести равновесие, хотя и не очень устойчивое. НЭП – это цикл мероприятий по выводу страны из кризиса. На первый план выходят экономические стимулы, экономические методы управления. НЭП кончается тогда, когда выступает полное господство административных мер.

Экономика. Мелкая и часть средней промышленности – отдается частникам. В 1922 в руках государства треть промышленности.

- вводится тарифная сетка

- натуральная форма оплаты труда заменяется денежной

- создаются частные предприятия (не более 20 рабочих)

Все это ведет к развитию рынка.

- происходит банковская реформа. Деноминация, новая валюта – червонец.

- если раньше печать денег – как основной доход, то теперь вводится налог за коммунальные услуги, транспортные и т.д.

Таким образом, экономика достигла довоенного уровня, но отставала от других стран.

Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая – оборудование было старым, государству приходилось вкладывать огромные средства в производство нового оборудования.

Налогообложение было огромным, поэтому частники хранили деньги не в банках, а в тайниках – государству не доставалось. Иностранные банки тоже не хотели давать взаймы. Тогда начинается централизация. Большевики вытесняют частников за счет очень высоких налогов и арендной платы.


В деревнях – подъем происходил не сразу, за счет того, что цены на народный товар – низкие, а на городскую продукцию – высокие. В деревнях тоже использовался наемный труд. Появляются кулаки.

НЭП – временное отступление, вызванное экономическим затруднением в стране.

НЭП в политике.

В 1922 – образован СССР. Идею Сталина о входе Советских республик на правах автономии отвергли. Побеждает идея Ленина – каждая республика – самостоятельна, и может в любой момент выйти из состава СССР.

Но республики реально самостоятельными не были. Вся власть – в руках Советов. Реальная же власть принадлежала партийным организациям. Советы несли лишь некоторую культурно-хозяйственную функцию.

Формируется СССР, начинается активное судопроизводство, формируется гражданский уголовный кодекс, судебная реформа, закрепляется цензура. ВЧК – в ГПУ.

Монополия большевистской партии, ликвидация всех остальных партий, за границу высылаются представители интеллигенции.

Работа профсоюзов, защищающих интересы трудящихся; создаются добровольные организации (культура, спорт…). Таким образом, партия контролировала людей. Все важные вопросы – решались на съездах партии.

По мере завершения восстановления экономики – НЭП стал давать все больше сбоев.



27,30 Политические реформы начала 20х годов, их непоследственность и противоречивость. Борьба с инакомыслием.


Упрочению однопартийной политической системы послужила принятая в 1921 года на 10 съезде РКП(б) резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к генеральной линии ЦК.

Важным звеном в политической системе советской власти оставался аппарат ВЧК, переименованной в 1922 в Главное политическое управление (ГПУ). Управление было призвано:

  1. следить за настроениями всего общества

  2. выявлять инакомыслящих

  3. отправлять врагов народа в тюрьмы и лагеря.

С конца 20-х годов волны репрессий шли одна за другой, проходили громкие политические процессы: «Шахтинское дело» (1928), процесс над «Промышленной партией», «Дело академиков», репрессии в связи с убийством Кирова, политические процессы, направленные против бывших вождей партии и руководителей Красной армии (Тухачевский, Блюхер).

«Чистки», репрессии были призваны главным образом «сохранить идейную чистоту граждан». Очень жесткими стали действия органов государственной безопасности в 1930-е, когда был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), и особенно после убийства Кирова.

Наивысшего размаха политический террор достиг в 1937-38 годах. В конце 20-30х прошел ряд чисток, направленных на изгнание из университетов и институтов преподавателей, профессоров, которые по представлению властей не освоили марксистское учение.

Старая интеллигенция почти полностью рассталась с прежними иллюзиями о возможности демократической эволюции советской власти. В этой среде теперь преобладали скептицизм и безразличие, совершенное отсутствие энтузиазма в отношении свертывания нэповских начал.


На это «внутреннее сопротивление» большевики ответили прямым запугиванием старой интеллигенции. Они стремились искоренить инакомыслие в среде специалистов, окончательно подчинить их своей воле. «Демонстрационный эффект» показательных процессов подкреплялся широкими репрессиями против интеллигенции, прежде всего технической и научной.

Борьба за идейную чистоту предопределила особенности развития гуманитарных наук:

  1. руководство партии заявило о том, что не даст возможности продолжать исследования ученым ,чьи научные представления отличаются от марксистских

  2. в 1922 группу видных российских историков, философов, экономистов, социологов (Бердяева, Франка, Карсавина) выслали из Советской России

  3. в 30-е давление на ученых-гуманитариев дополнилось прямыми репрессиями (аресты, расстрелы, ссылки). Жертвами репрессий стали Кондратьев, Чаянов, Флоренский.

В области точных и естественных наук ситуация была несколько другой. Выдающиеся открытия были сделаны Капицей, Вавиловым, Зелинским, Туполевым. Государство с началом индустриализации сложило в развитие точных наук значительные средства; но репрессии 30х годов коснулись и этих ученых. В частности, был арестован и погиб в лагерях Вавилов, в местах заключения работали Туполев, Королев, Глушко.

К началу 20х их страны были вынуждены эмигрировать многие выдающиеся писатели, художники, музыканты, Бунин, Куприн, Бальмонт, Репин, Рахманинов.

Помимо запугивания интеллигенции, устроители судебных спектаклей по «Вредительским делам» преследовали и более масштабную цель: сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, вселить в умы рядовых коммунистов и населения страны мысль о необходимости дальнейшего ужесточения политического режима перед лицом «угрозы классового врага».

Определяющей тенденцией стала жестокая регламентация. Была окончательно сломлена автономия Академии наук СССР. Постановлением ЦК ВКП(б) ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место заняли централизованные «творческие союзы» интеллигенции: Союз композиторов, писателей, художников. Господствующим творческим направлением был провозглашен «социалистический реализм».

Утверждение жестких канонов художественного творчества и авторитарно-начальственный стиль руководства углубили внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода.

В стране вычеркивались целые историко-культурные пласты, не вписывавшиеся в схемы партийных идеологов. Практически недоступным стало русское искусство начала века и творчество модернистов 20х годов. Подвергались гонениям, и замалчивалось творчество Булгакова, Есенина, Платонова, Мандельштама, Малевича, Филонова. Разрушались памятники церковной и светской архитектуры.


Среди гуманитарных наук особым вниманием властей пользовалась история. Самой популярной книгой становится «краткий курс истории ВКП(б), преподаваемый во всех учебных заведениях. Партия «переписала» историю на свой лад.


29 Культура в условиях формирования административно-командной системы. Рождение новой культуры.


Культура в 20-е годы. Две тенденции:

- характеризуется множеством течений в художественной жизни, различных группировок, много салонов. Культура диалогична.

- попытка многоголосие культуры свести к одному направлению ,принцип монолога, то есть подавления альтернативного течения.

Меры по централизации управления культурой переданы в руки государства. Отделение церкви от государства и отделение школы от церкви. Национализированы все учебно-воспитательные учреждения – переданы Наркомпросу.

Образовано госиздательство. Национализировано более тысячи типографий и бумажных фабрик.

Театры переданы Наркомпросу. 1919 – декрет о национализации всех театров в стране. Два вида театров: академические (Малый, МХАТ, Александрийский) и неакадемические (театр Мейерхольда, Красный факел).

1918 – декрет о Московской и Петербургской консерваториях. Вопрос о государственном музыкальном строительстве. У государства Большой и Мариинский театры, консерватории, все нотное дело и фабрики музыкальных инструментов.

Национализировано книжное дело. К 1920 единая библиотечная система. К тому же национализированы дворцы, музеи, кинодело.

Центральный орган управления культурой – Наркомпрос. Выработка идеальной основы для культуры.

Цель: сформировать определенную личность с качествами: классовая бескомпромиссность, слепая вера в коммунизм, послушность, негативное отношение к прошлому, традициям.

Культура как инструмент достижения цели для компартии. Ленин – культурой надо управлять. Компартия объявляет беспощадную борьбу буржуазной идеологии.

С начала 20х годов преобладает задача ликвидации неграмотности. Надо преодолеть культурное неравенство между классами, приобщить народ к художественной деятельности. 1923 организовано Всероссийское общество «Долой неграмотность».

Развитие школьного дела получило широкое распространение. 1921 введена плата за обучение, но не надолго. Введены школы разных ступеней, религиозные школы, широкое распространение получили техникумы. Большое внимание высшему образованию. Демократизация образования. 1918 – декрет о правилах приема в ВУЗ: не требовалось никакого документа, нет экзаменов, преимущество рабочих. Ликвидировалась автономия высших школ, вводились обязательные марксистские дисциплины – исторический материализм, политическая экономия, история партии. Старая профессура была отчислена из-за недовольства нововведений. 1921 создан институт «Красной профессуры», выпуском которого в 1924 разрешен кадровый кризис. Не допускались частные учебные заведения. Пропаганда – важная часть.


Широкое развитие получили массовые праздники.

Монополия советской власти – театр. Театральная политика. Всерабис – орган работников искусства. Задачи – агитировать актеров.

Литература – 2 группировки. РАПП – российская ассоциация пролетарских писателей, «Перевал». 2 полюса литературы и объединение в целом.

1923 журнал «На посту». Убеждения: литература и искусство должны носить открыто классовый характер – пролетарский. Горький, Есенин, Ал. Толстой – непролетарские писатели. РАПП насаждал их своей идеологией. Выступали против произведений классиков – это беспартийная литература.

Направление ЛЕФ – левый фронт. Отрицали весь предшествующий художественный опыт. Им свойственна плакатность, очерк.

«Имажинисты» - главное – создание словесных образов. Надо изгнать содержание из искусства.

Футуристы. Хлебников, Овсеев, позже Маяковский. За новое революционное искусство. Искусство должно служить диктатуре пролетариата. Получили поддержку советского государства.

«Перевал» 1924 вокруг журнала «Красная новь». Пришвин, Караваев, Павленко. Выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы прошлого.

Верх одерживали РАППовцы (Овербах). Увязли в литературной идейной борьбе. Литература стала отходить на второй план.


32 Борьба по поводу становления первого 5-летнего плана.


В период НЭПа в партии начала разворачиваться дискуссия – проблема социального, экономического и политического развития страны. 1924 – 14 съезд партии – новая оппозиция (Каменев, Зиновьев) против идеи вождизма, предложение снять Сталина с поста генсека. Эта оппозиция была разгромлена. «Догнать и перегнать развитые страны». Индустриализация как средство быстрого строительства социализма в стране. Установить контроль государства над экономикой и всем обществом.

С 1926 планы индустриализации. Разработка планов. Бухарин, Рыков, Томский – считали необходимым отладить механизм рыночной смычки между городом и деревней и в дальнейшем действовать строго на его основе. Поддержать индивидуальное хозяйство бедняков и середняков за счет повышения налогов на деревенские «верхи», регулировать рынок посредством гибких закупочных цен, активно развивать легкую промышленность. Будет обеспечен подъем сельского хозяйства.

Позиция Сталина. Ускоренная индустриализация, открывающая путь к развертыванию современного военно-промышленного комплекса и технического перевооружения всего народного хозяйства. Сталин стремился решить две взаимосвязанные задачи: политическую и социально-экономическую. Во-первых, снять крестьянский вопрос, для чего провести ликвидацию кулачества как класса и изъять все способные к сопротивлению слои населения. Во-вторых, образовать на базе низкотоварных крестьянских дворов социалистические коллективные хозяйства. Имеющийся опыт их работы показывал, что и по товарности они в три раза продуктивнее индивидуалов.