Файл: 1. Раскройте особенности нарушений психического развития детей с церебральным параличом. Чем они обусловлены.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Раскройте особенности нарушений психического развития детей с церебральным параличом. Чем они обусловлены?
Для выявления возможностей психического развития детей, страдающих церебральным параличом, большое значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций, ориентировочно – познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.
При обследовании детей в возрасте до пяти месяцев выяснилось, что у некоторых детей отсутствует врожденный рефлекс глаз, зрительное сосредоточение появляется после 4 – 8 месяцев и характеризуется рядом патологических особенностей: косоглазием, нистагмом, влиянием патологических тонических рефлексов на мышцы глаз, трудности фиксации взора на интересующем обьекте, сужение поля зрения (как вверх – вниз, так и влево – вправо). Ориентировочные реакции выражены слабо или отсутствуют вообще. Дети перенесшие гемолитическую болезнь новорожденных, реакции на слуховой раздражитель отсутствуют или отмечается нарушение акустической установки на звук или речь, а слуховое раздражение появляется поздно – после 5 – 17 месяцев.
У детей не удается установить эмоционального контакта, так как у детей нет интереса к окружающему и потребности общения с людьми. Дети не обращают внимания на игрушки, не выделяют мать, голосовая активность проявляется в монотонном крике.
У детей наблюдается недостаточность зрительно – моторной координации, неравномерное развитие – отдельных психических функций: восприятия, зрительно – моторной координации, ориентировочно – познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.
Эти дети с трудом локализуют направление звука или реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь, у них не формируется первичное понимание речи.
У детей с ДЦП ярко выражена недостаточность в развитии движения рук. Движения их скованны и однообразны. Ребенок не тянется к игрушке, удаленной от него на 25 – 30 см, из – за неловкости движений игрушки часто падают на пол, некоторые дети не прослеживают взором упавшую игрушку.
Для детей характерна слабость при эмоционально – волевых проявлений: нет положительного эмоционального фона при общении со взрослым, при виде игрушки.
У детей в большинстве случаев в процессе общения проявляются следующие особенности психической деятельности: низкий эмоциональный фон, инактивность, высокая истощаемость, неустойчивость внимания.
Но есть и другая категория детей, для которых характерен удовлетворительный уровень развития эмоциональных реакций и ориентировочно – познавательной деятельности, понимание обращенной к ним речи:
- различают интонации голоса;
- реагируют на свое имя;
- выполняют простые речевые инструкции;
- знают названия некоторых игрушек;
- заинтересованы в общении с человеком;
- бурно выражают эмоциональные переживания;
- настойчивы в достижении цели;
Дети общаются с окружающими посредством недифференцированных движений тела, сопровождающихся немодулированной вокализацией. В некоторых случаях дети пользуются жестом, мимикой, лепетом, лепетными словами.
Большие трудности встречаются при обследовании импрессивной речи детей с ДЦП, окончательно решить вопрос об уровне импрессивной речи можно только после обучающего эксперимента. Так как понимание речи у ребенка с ДЦП, имеющие сенсорные нарушения, зависит от взрослых, от того объема информации о предметах, свойствах, которые он получает: в этом случае сенсорная депривация. Особенностью импрессивной речи является то, что они запоминают названия игрушек, предметов, находящихся в поле зрения, но не могут отыскать знакомый предмет на расстоянии 1 – 1,5 метра. У некоторых детей понимание речи начинает формироваться, а гуление и лепет отсутствуют.
Особенностью эмоционально – волевой сферы является вялость и безучастность, обидчивость и возмутимость.
2. Охарактеризуйте особенности семейного воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Воспитание ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), в том числе подготовка к взрослой жизни, требует от всех членов семьи особых усилий.
Дети с такими нарушениями составляют довольно большую группу. Это дети с врожденными или приобретенными заболеваниями нервной системы (последствия перенесенной нейроинфекции, детский церебральный паралич, полиомиелит); врожденной патологии опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; (артрогрипоз); приобретенными заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата (травматическое повреждение спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета: туберкулез, опухоли костей, остеомелит, рахит, хондродистрафия).
Все семьи, имеющие детей-инвалидов с двигательными нарушениями, можно условно разделить на три группы:
- Семьи, которые в течение определенного времени после постановки диагноза могут достигнуть внутрисемейной и социальной (внесемейной) адаптации.
- Семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития.
- Промежуточная категория семей, т.е. с отклонениями во внутрисемейной и внесемейной адаптации.
Исследований по вопросам семьи и семейного воспитания детей с ДЦП, почти нет. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - большое потрясение для семьи. Условно можно выделить несколько стадий приспособления к этой ситуации:
Первая стадия - стадия шока, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного» в происшедшем среди друг друга или среди врачей. Иногда агрессия обращается и на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Нередко в семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Можно встретиться с реакцией отрицания: родители не верят, что ребенок родился с отклонениями в развитии.
Вторую стадию некоторые авторы называют фазой скорби - скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Отношение к аномальному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов.
Наконец, третья стадия - стадия адаптации. Родители «принимают» сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями - от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий и пр. Конечно, говорить об адаптации можно лишь с большой долей условности: подавляющее большинство родителей живет в условиях постоянного психологического стресса большей или меньшей степени выраженности, поскольку по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать. Но даже эта условная адаптация происходит не всегда.
В работах специалистов в данной области показано, что в семьях, где воспитываются дети с ДЦП, наиболее часто встречается гиперопека, тормозящая личностное развитие ребенка, лишающая его самостоятельности, способствующая закреплению тормозимых черт личности и формированию нереальных планов на будущее. В то же время в части семей наблюдается эмоциональное отвержение больного ребенка, что ведет к формированию у него чувства неполноценности, неуверенности в себе, а при неустойчивом типе характера вызывает реакции активного протеста. В других исследованиях показано, что в общении с ребенком, больным ДЦП, родители используют стиль потворствующей протекции, который проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания с пособствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.
Исследования показали, что более 40% матерей испытывают глубокое чувство вины, вплоть до суицидальных мыслей. Родители испытывают страх перед будущим, чувство собственной неполноценности, ощущение беспомощности. Эта сложная гамма переживаний «выбивает» людей из привычных рамок поведения. Все это приводит к дезадаптации поведения семьи, которая распространяется как на внутрисемейные, так и на внесемейные контакты. Из общего числа семей 27% были «родители-одиночки». Это объясняется тем, что некоторая часть семей не выдерживает испытаний, связанных с рождением проблемного ребенка и распадается, что приводит к отрицательному воздействию на развитие самого ребенка. Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве случаев носит традиционный характер. Проблемы, связанные с обеспечением жизнедеятельности семьи, воспитание и обучение больного ребенка ложатся в первую очередь на женщину. Отец больного ребенка в основном обеспечивает экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения такого ребенка и не исключается, как мать, из жизни социума. Отец ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием своих семейных обязанностей. В связи с этим психика отца не подвергается патогенному воздействию стресса столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка.
Выделены следующие признаки, которыми характеризуются неблагополучные («деструктивные», «дисфункциональные») семьи:
1) Постоянные жалобы на ситуацию.
2) Саботаж реабилитационных мероприятий.
3) Гиперопека больного ребенка.
4) Наличие замкнутых систем «мать-ребенок».
5) Большое число соматических жалоб со стороны членов семьи.
6) Социальная депривация, сознательное ограничение социальных контактов.
7) Выраженная враждебность по отношению к ребенку-инвалиду.
8) Избегание инвалида.
Два последних признака особенно часто появляются тогда, когда имеет место выраженная двигательная патология и деформация лица, т.е. при наличии внешних видимых окружающим дефектов.
Необходимо помочь семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешнее проявление двигательного и речевого дефекта у ребенка с ДЦП. Внешнее проявление инвалидности - «клеймо», вызывающее у окружающих людей специфические реакции: любопытство, отвращение, брезгливость и др., часто оскорбительные как для больного ребенка, так и для его родных. Члены семьи должны преодолеть формы болезненного реагирования на отношение окружающих. Для этого необходимо следующее:
· Члены семьи должны обсудить между собой (возможно совместно с психологом или другим специалистом), какие чувства вызывает у них отношение окружающих, и понять, что предрассудки в отношении физического уродства - результат невежества, а не негативного отношения к конкретному физическому калеке.
· Члены семьи должны понять, что часто окружающие не испытывают негативного отношения к больному ребенку, а чувство стыда и ущербности, переживаемое родными больного ребенка, носит субъективный характер, отражает действие длительной психотравмирующей ситуации.
Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:
Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.