Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра социальной философии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Социальная философия»
на тему:
«Философия истории Иоганна Готфрида Гердера»
Выполнила: студентка группы 2.1
Ошкина А. М.
Проверил: к.ф.н., Кириллов А. А.
Ростов-на-Дону, 2022
Философия истории Иоганн Готфрид Гердера по большей части изложена в его главном произведении «Идеи к философии истории человечества». Там он подробно рассматривает развитие и динамику всемирной истории, включая, помимо истории человеческого общества и культуры, также этапы эволюции органического и неорганического мира, зарождение жизни как таковой. «Философия истории человеческого рода должна начать с небес, чтобы быть достойной своего имени. Поскольку дом наш — Земля не сама по себе наделена способностью создавать и сохранять органические существа, не сама собою устроилась и обрела свою форму, а все это — форму, устройство, способность рождать существа — получает от сил, пронизывающих целую нашу вселенную, то и Землю нужно прежде всего рассмотреть не отдельно, а в хоре миров, куда она помещена»1.
Природа и история внутренне связаны между собой, им присуще непрерывное и непрекращающееся совершенствование форм организации, от низших ступеней к высшей; высшей же ступенью и целью творения является человек. Бог (также Гербер в некоторых аспектах отождествляет Бога с Природой) – первичная сила, чьё присутствие обнаруживается в порядке и закономерности мира. История общества непосредственно связана с историей природы. История человечества включена в рамки генезиса нашей солнечной системы. Историческое развитие Гердер связывает со всем предшествующим развитием Вселенной, но вместо чисто физических механических законов в нем властвует скорее закон соответствия между природой и человеком. Природа рассматривается как органические силы творения, деятельности – «когда я говорю об органических силах творения, — не думаю, чтобы кто-либо увидел в них qualitates occultas, — ведь мы видим явные их действия, но я не знаю, какое дать им иное, более определенное, более чистое наименование»
2.
Итак, в первых пяти книгах Гердер прослеживает органическое становление мира, и так как его нельзя наблюдать напрямую, автор пользуется таким методами, как сравнение и аналогия. Животные же имеют более выраженную иерархию и сложную структуру и организацию: чем сложнее животное, тем менее оно подвластно инстинктам. Причина развития напрямую связана с непрерывно совершенствующимся творческим импульсом (или же внутренними силами) природы. Несмотря на то, что человек - наиболее близкое к совершенству создание природы «не существует добродетели или влечения в человеческом сердце, подобие которых здесь и там не проявлялось бы в мире животных».
Основные преимущества человека перед остальными животными выражаются в прямохождении (освобождаются руки, следовательно, человек становится способен к творческой деятельности и производству орудий), акцентировании на зрительном восприятии действительности и в языке. У человека отсутствуют как таковые инстинкты, вместо них присутствует «смышлëнность» или же «рефлексия», позволяющая человеку мыслить и выражать свои мысли с помощью речи. Также одна из особенностей человека – физическая слабость, которая вынуждает его объединяться с сородичами, формируя общество. Первичными общественными связями становятся родственные узы, как таковые отсутствующие у остальных животных.
Человек находится на границе между Природой, которая его создала, и гуманностью - «разум и гуманность людей зависят от воспитания, языка и традиции и что наш человеческий род совершенно отличается от животного, которое рождается на свет, наделенное безошибочным инстинктом»3. Стоит отметить, что при этом гуманность также воспроизведена Природой как возможность к сочувствию страданиям других существ и как стремление к познанию Природы и Бога. Истинная гуманность – в христианском учении. Иисус Христос воспитывал общество людей, которые существовали на благо других, максимально проявляя человеческую гуманность.
После подробного анализа происхождения о второй части Гердер рассматривает естественную историю народов. Одна из книг посвящена географическому детерминизму Монтескьё, который Гердер частично опровергает. Под географическим детерминизмом понимается обусловленность каких-либо культурных особенностей народов засчёт территории, климата, рельефа и т. п. Однако большее значение имеет внутренняя генетическая сила. Культура создает общество, как единый организм. Культура развивается как механизм управления:
-
«естественное первой степени» – семья; -
«второй степени» – предводительство; -
«третьей степени» – правление и отношения неравенства.
Один из важнейших факторов в концепции философии истории - традиция, проявляющаяся в сохранении достижений прошлого.
Подчеркивая значение изобретений для прогресса человечества, Гердер неизбежно наталкивается на факт, что индивидуальные действия людей подчинены общим историческим закономерностям. Изобретательность людей вызывается за счёт сложных условий, из которых человек вынужден выбираться. А там, где природа позволяет человеку брать ее плоды без особых усилий, народы полностью не активировались и должно не развились.
Ход истории показывает, что род человеческий развился и развивается в лучшую сторону. Уменьшилось число бессмысленных, зверских и жестоких действий. Постепенно разум и справедливость утверждаются в культуре и в общественных отношениях.
Список литературы:
-
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 704 с.
1 Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. с. 13
2 Там же с. 10
3 Там же с.264