ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.06.2021
Просмотров: 572
Скачиваний: 1
Конструкт - понятие, вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке, не предполагающее обязательного установления его онтологического статуса, т.е. не требующее указания на конкретный денотат.
Гипотеза – предположение. Утверждение, требующее доказательства.
Нарратив — (англ. и фр. narrative — рассказ, повествование) — исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с определенной позиции.
2. Метод объединения познанных в результате анализа элементов в единое целое называется …
|
синтезом |
|
описанием |
|
анализом |
|
дедукцией |
Решение:
Метод
объединения познанных в результате
анализа элементов в единое целое
называется синтезом. В теоретическом
научном знании синтез выступает в форме
взаимосвязи теорий, относящихся к одной
предметной области; как объединение
конкурирующих в определенных аспектах
противоположных теорий (напр., синтез
корпускулярных и волновых представлений
в современной физике); в форме построения
дедуктивных теорий и др.
3. Методологический принцип, предполагающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности, называется …
|
верификацией |
|
конкретностью |
|
фальсификацией |
|
универсализмом |
Решение:
Методологический
принцип, предполагающий проверку
истинности теории через сопоставление
ее с фактами действительности, называется
верификацией. Лишь
тогда положение, понятие имеет смысл,
представляет интерес для науки, когда
его можно верифицировать – подвергнуть
опытной проверке фактами. Данный принцип
используется в неопозитивизме.
РАЗВИТИЕ НАУКИ
"Аристотелевская" и "галилеевская" науки
Философия науки изучает природу современного научного знания. Современной называется новоевропейская наука, возникшая в результате научной революции XVI - XVII вв. и связанная с именами таких великих ученых и философов, как Галилей и Кеплер, Бэкон и Декарт, Гюйгенс и Ньютон. Кратко рассмотрим основные черты этой науки и ее отличие от предшествующего научного знания.
Древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии выработали и накопили большие запасы астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Но оно было тесно связано с конкретными практическими задачами: ведением календарей, измерением земли, предсказаниями разливов рек и т.п. Его хранили и передавали из поколения в поколение вместе с религиозно-мифологическими представлениями жрецы.
В европейской культуре собственно научное знание появилось около двух с половиной тысячелетий назад. Первые античные мыслители, создававшие учения о природе - Фалес, Пифагор, Анаксимандр и другие, многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, отличались принципиальной новизной. Во-первых, от разрозненных наблюдений и рецептов они перешли к построению логически связанных и согласованных систем знания - теорий. Во-вторых, эти теории не были узкопрактическими. Основным мотивом первых ученых было стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Само древнегреческое слово "теория" означает "созерцание". Согласно Аристотелю, "теория" - это такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитарных целей. В-третьих, теоретическое знание в Древней Греции разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, поэтому они не придавали ему сакральных черт и обучали всех желающих и способных к науке людей.
Благодаря всему этому за короткий по историческим меркам период древние греки создали замечательные математические теории, построили космологические системы, заложили основы целого ряда наук - физики, биологии, социологии, психологии и др. Уже в Платоновской Академии и особенно в школе Аристотеля это знание приобрело вид научных дисциплин, в рамках которых велись систематические исследования и обучалась научная смена.
Аристотеля без особых натяжек можно считать и первым философом науки. Он создал формальную логику - инструмент ("органон") рационального научного рассуждения; проанализировал и классифицировал различные виды знания: разграничил философию (метафизику), математику, науки о природе и теоретическое знание о человеке, отличил от всего этого практическое знание - мастерство и техническое знание, практический здравый смысл.
У Аристотеля можно найти представление о том, как нужно правильно строить научное исследование и излагать его результаты. Работа ученого, по его мнению, должна содержать четыре основные этапа:
• изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое критикой предложенных предшественниками точек зрения и решений;
• на основе этого - четкая постановка проблемы, которую нужно решить;
• выдвижение собственного решения - гипотезы;
• обоснование этого решения с помощью логических аргументов и обращения к данным наблюдений, демонстрация преимуществ предложенной точки зрения перед предшествующими.
Аристотелевское понимание науки и многие его конкретные теории пользовались непререкаемым авторитетом многие столетия. Только с эпохи Возрождения появились попытки разработать новую картину мира и новый "органон" научного познания. Начало этому было положено польским ученым Николаем Коперником (1473 - 1543), предложившим гелиоцентрическую картину мира. В идейном плане велико было влияние Ф. Бэкона, пропагандировавшего "новый органон" и новый образ эмпирической, индуктивной науки. Но решающий удар по аристотелизму нанес Галилей: он не только всесторонне обосновал учение Коперника, но и создал новое понимание природы науки, разработал и применил метод точного экспериментального исследования, которого не знали ни античные, ни средневековые ученые.
Галилею удалось осуществить "математизацию природы". Объяснению явлений, исходящему из "сущностей", "качеств" вещей (характерному для аристотелевской науки), было противопоставлено убеждение в том, что все качественные различия происходят из количественных различий в форме, движении, массе частиц вещества. Именно эти количественные характеристики могут быть выражены в точных математических закономерностях. В рамках такого метода Галилею уже не требовалось прибегать к объяснению явлений через аристотелевские "целевые причины". Этому он противопоставил идею "естественного закона" - бесконечной механической причинной цепи, пронизывающей весь мир.
Начатое Галилеем преобразование познания продолжили Декарт, Ньютон и другие "отцы" новоевропейской науки. Благодаря их усилиям сложилась новая форма познания природы - математизированное естествознание, опирающееся на точный эксперимент. В отличие от созерцательной установки античного теоретизирования, соотносимого с наблюдениями явлений в их естественном течении, новоевропейская наука использует "активные", конструктивно-математические приемы построения теорий и опирается на методы точного измерения и экспериментального исследования явлений при строго контролируемых - лабораторных, "искусственных" - условиях.
В 1920 - 1930-е гг. значительный вклад в детальную разработку стандартной концепции внесли философы Венского кружка.
Венский кружок - группа философов и ученых, объединившихся вокруг философского семинара, организованного в 1922 г. руководителем кафедры философии индуктивных наук Венского университета М. Шликом. В центре интересов членов кружка были проблемы философии науки. В него входили такие известные философы, физики, математики, как Р. Карнап, О. Нейрат, К. Гедель, Г. Ган, Ф. Вайсман, Г. Фейгл, регулярно участвовали в дискуссиях Г. Рейхенбах, А. Айер, К. Поппер, Э. Нагель и многие другие видные интеллектуалы. Значительное влияние на взгляды членов кружка оказали идеи крупнейшего философа XX в. Л. Витгенштейна. В смутной духовной атмосфере того времени Венский кружок отстаивал "научное понимание мира" (так назывался манифест кружка, опубликованный в 1929 г.) и был идейным и организационным центром логического позитивизма.
Согласно стандартной концепции, мир изучаемых наукой явлений рассматривается как существующий реально и в своих характеристиках не зависимый от познающего его человека.
В познании человек начинает с того, что открывает - на основе наблюдений и экспериментов - факты. Факты рассматриваются как нечто преднаходимое в природе - они существуют в ней и ждут своего открытия, подобно тому, как существовала и ждала своего Колумба Америка.
Хотя мир очень разнообразен и постоянно изменяется, стандартная концепция утверждает, что его пронизывают неизменные единообразия, которые связывают факты. Эти единообразия наука выражает в виде законов различной степени общности. Различаются два основных класса законов: эмпирические и теоретические.
Эмпирические законы устанавливаются путем обобщения данных наблюдений и экспериментов, они выражают такие регулярные отношения между вещами, которые наблюдаются непосредственно или с помощью достаточно простых приборов. Иначе говоря, эти законы описывают поведение наблюдаемых объектов.
Наряду с эмпирическими существуют более абстрактные - теоретические законы. В число описываемых ими объектов входят такие, которые невозможно непосредственно наблюдать, например, атомы, генетический код и пр. Теоретические законы невозможно вывести путем индуктивного обобщения наблюдаемых фактов. Считается, что в дело тут вступает творческое воображение ученого - на некоторое время он должен оторваться от фактичности и попытаться выдвинуть некоторое умозрительное предположение - теоретическую гипотезу. Возникает вопрос: как же убедиться в правильности этих гипотез, как выбрать из многих возможных ту, которую следует рассматривать как объективный закон природы? Проверка научных гипотез на достоверность происходит путем логического выведения (дедукции) из них более частных положений, которые могут объяснять наблюдаемые регулярности, т.е. эмпирических законов. Теоретические законы относятся к эмпирическим законам приблизительно так же, как эмпирические относятся к фактам. Эту стандартную модель можно изобразить с помощью следующей схемы.
От фактов и эмпирических законов нет прямого пути к теоретическим законам, из последних можно дедуцировать эмпирические законы, но сами теоретические законы получаются путем догадки. Такая форма знания называется также гипотетико-дедуктивной моделью теории.
ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ
Тема:
Развитие науки
1.
Установите соответствие между научными
событиями и основными этапами развития
науки
1.
Создание научных лабораторий
2.
Исследования Г. Галилея
3.
Научно-техническая революция
4.
Создание А.Эйнштейном теории относительности
1 |
XVIII – XIX вв. |
2 |
XVI – XVII вв. |
3 |
вторая половина XX века |
4 |
первая половина XX века |
|
I тыс. до н.э. – XVI в. |
Решение:
XVIII
– XIX
вв.
– эпоха научных революций, начинается
с исследований Н. Коперника и Г. Галилея
и увенчивается физико-математическими
трудами И. Ньютона и Г. Лейбница.
В этот период были заложены основы
современного естествознания, начинается
систематизация и обобщение отдельных
разрозненных знаний. XVIII
– XIX
вв.
– период классической науки, образуется
множество отдельных дисциплин, в которых
накапливается и систематизируется
научный опыт. Наука становится
самостоятельной отраслью общественного
труда, возникают научные лаборатории.
Первая
половина XX века
характеризуется революционными
открытиями в целом ряде наук, к одним
из наиболее важных таких достижений
относится формулировка А. Эйнштейном
теории относительности. Вторая
половина XX века
приводит науку к новым преобразованиям,
которые характеризуются как
научно-техническая революция.
2.
Установите
соответствие между основными
научно-техническими достижениями и
этапами научно-технической революции:
1.
Овладение атомной энергией
2. Развитие
генной инженерии
3. Появление
нанотехнологий
1 |
конец 40-х – 60-е гг. ХХ в. |
2 |
середина 80-х – 90-е гг. ХХ в. |
3 |
начало XXI века |
|
начало ХХ века |
Решение:
В
развитии научно-технической революции
можно выделить следующие этапы: конец
40-х
–
60-е
гг.
ХХ века – овладение атомной энергией,
возникновение кибернетики, появление
телевизионной сети, начало освоения
человеком космического пространства;
70-е
–
середина
80-х гг.
ХХ века– создание микропроцессоров,
развитие электронно-вычислительной
и робототехники, автоматизация
производства; середина
80-х
–
90-е
гг.
– появление персональных компьютеров
и Интернета, развитие генной инженерии;
начало
XXI века
– появление новых технологий в
производстве (нанотехнологии), наука
превращается в главную социальную силу.
3.
Укажите
соответствие между основными направлениями
в философии науки и их представителями:
1.
Конвенциализм
2. Эмпириокритицизм
3.
«Венский кружок»
4. Эволюционная
эпистемология
1 |
Ж. Пуанкаре |
2 |
Э. Мах |
3 |
М. Шлик |
4 |
С. Тулмин |
|
З. Бжезинский |
Решение:
На
рубеже XIX – XX вв. мир науки потрясли
революционные открытия, которые привели
к переосмыслению содержательных
основоположений науки. Оформляется
такое направление, как конвенциализм
(conventio – соглашение). Ведущий представитель
этого направления Ж. Пуанкаре
провозглашает в качестве основания
науки соглашения между учеными.
Эмпириокритицизм
разработал программу критической
переоценки человеческого опыта, то есть
попытался создать новую теорию познания.
Эрнст
Мах
попытался преодолеть кризис в физике
путем пересмотра представлений о природе
человеческого познания. В основу его
подхода были положены принцип «экономии
мышления» и вытекающий из него идеал
«чисто описательной»
науки.
В развитой науке всякие объяснения
излишни – из «экономии» она их отбрасывает
и ограничивается только простыми
описаниями событий.
«Венский
кружок»
был основан в 1922 году на базе философского
семинара руководителем кафедры
индуктивных наук Венского университета
М. Шликом.
Метод верификации состоит в попытке
свести все знание к простейшим
высказываниям, которые любой человек
может проверить на опыте с помощью своих
органов чувств. Именно такая проверка
дала бы полное подтверждение (или
опровержение) истинности той или иной
научной теории. Простейшие высказывания,
которые легко проверить в эмпирическом
опыте, получили название «протокольные
предложения».
Представитель
эволюционной
эпистемологии
С. Тулмин,
опираясь на идею идентичности биологической
эволюции и познавательного процесса,
кладет в основания науки «идеалы
естественного порядка». Познавательный
аппарат человека – это механизм
адаптации, развитый в процессе
биологической эволюции. Изменения
происходят тогда, когда интеллектуальная
среда позволяет выжить тем популяциям,
которые в наибольшей степени к ней
адаптированы. Ведущая роль принадлежит
«научной элите», которая является
носительницей научной рациональности.
4.
Установите соответствие между характерными
чертами развития науки и этапами ее
развития
1. Научные знания являются частью
философского знания.
2. Превращение
науки в самостоятельную область
деятельности.
3. Наука становится
важным условием общественного
прогресса.
4. Научный труд есть вид
индустриального труда.
1 |
преднаука |
2 |
эпоха научной революции |
3 |
классическая наука |
4 |
постклассическая наука |
|
наука эпохи неолита |
Решение:
Период
преднауки
(с I тыс. до н.э. до XVI в.) характеризуется
тем, что зачатки научного знания
формировались внутри натурфилософии
как ее элементы. XVI – XVII вв. – эпоха
научной революции
– период борьбы создателей новых научных
идей с догматизмом религиозного
мировоззрения. Наука обретает собственную
методологию и включается в решение
вопросов, связанных с практической
деятельностью. Классическая
наука
(XVIII – XIX вв.) характеризуется появлением
множества новых научных дисциплин,
возникают технические науки, возрастает
социальная роль науки, ее развитие
рассматривается мыслителями того
времени как важное условие общественного
прогресса. Постклассическая
наука
(ХХ век) есть результат научной революции
рубежа XIX –XX вв. в области математики,
физики, биологии. Научно-техническая
революция второй половины ХХ века
сократила до минимума дистанцию между
научными открытиями и их практическим
применением. Научный труд в наши дни –
вид индустриального труда. Современная
наука стала могущественной силой,
воздействующей на общество, технику,
экономику, культуру и повседневную
жизнь.