Файл: Пособие по анализу муз. пр-ий 2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.06.2021

Просмотров: 564

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из трех разновидностей простой двухчастной формы одна ближе всего к старинной двухчастной форме. Это ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ОДНОТЕМНАЯ БЕЗРЕПРИЗНАЯ ФОРМА. В ней первая часть весьма часто бывает МОДУЛИРУЮЩИМ (обычно, в доминантовом направлении) периодом (в этом несомненное сходство с 1 частью СТАРИННОЙ ДВУХЧАСТНОЙ формы, а 2 часть дает ее вариантное развитие,. заканчиваясь в ГЛАВНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ. Как и в старинной двухчастной, во 2 части функция РАЗВИТИЯ выражена более рельефно, а, нередко, и более продолжительно, чем функция ЗАВЕРШЕНИЯ, проявляющаяся в ТОНАЛЬНОЙ ЗАМКНУТОСТИ. Другой предполагаемой моделью ПРОСТОЙ ДВУХЧАСТНОЙ ОДНОТЕМНОЙ БЕЗРЕПРИЗНОЙ ФОРМЫ служит период из двух предложений неповторного тематического соотношения, где 2 предложение также выполняет функцию РАЗВИТИЯ по отношению к 1 (развития обычно ВАРИАНТНОГО). Соотношение протяженности частей как в старинной двухчастной, так и в двухчастной однотемной гомофонной двухчастной форме бывает разным: бывают равнопротяженные соотношения, но, нередко, 2 часть больше 1, иногда, значительно. Функциональное соотношение частей выглядит следующим образом: 1 ч. –I, 2 –MT.

Две других разновидности простой двухчастной формы имеют корни в НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ.

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ДВУХТЕМНАЯ ФОРМА опирается на принцип простого сопоставления, на принцип КОНТРАСТНОЙ ПАРНОСТИ, очень типичный для народного искусства (песня – танец, сольное – хоровое). Прообразом такой формы может служить и одна из синтаксических структур – пара периодичностей. Смысловое соотношение двух тем может иметь три варианта: РАЗНЫЕ РАВНОПРАВНЫЕ(главная партия 1 части 12 фортепианной сонаты Моцарта/К-332/; ОСНОВНАЯ – ДОПОЛНЯЮЩАЯ (запев – припев) – (тема финала 25 сонаты Бетховена); ВСТУПИТЕЛЬНАЯ – ОСНОВНАЯ (ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ ФИНАЛА 12 СОНАТЫ Моцарта /К- 332/). Именно в этой разновидности формы 2 часть часто бывает написана в форме периода, поскольку ПРОДОЛЖАЮЩЕЕ развитие - ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ, а период наиболее типичная для этого форма. Таким образом, функция развития и завершения (mt) вуалируется функцией ИЗЛОЖЕНИЯ новой темы (I).Протяженность тем может быть одинаковой или различной.

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ РЕПРИЗНАЯ форма отличается ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛНОТОЙ и РАЗГРАНИЧЕННОСТЬЮ, РИТМИЧЕСКОЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬЮ, имеющей весьма важное значение в этой разновидности. 1 часть в ней , как правило, период из 2 предложений (часто, модулирующий, повторного или неповторного соотношения равнопротяженных предложений). 2 часть делится на два раздела: СЕРЕДИНУ (M), по протяженности равную одному предложению, и РЕПРИЗУ (t), повторяющую точно или с изменениями одно из предложений 1 части. В СЕРЕДИНЕ чаще всего происходит ВАРИАНТНОЕ или ВАРИАНТНО-ПРОДОЛЖАЮЩЕЕ развитие 1 части, как правило, без устойчивого окончания. Изменения в РЕПРИЗЕ могут быть как чисто гармоническими (невозможен точный повтор, а 1 предложения из-за неустойчивой каденции, а 2 – из-за модуляции), так и более существенными и разнообразными (в 1 разделе медленной части 1 сонаты Бетховена, например). В РЕПРИЗЕ довольно редки расширения и дополнения, поскольку нарушается уравновешенность пропорций, типичная для этой разновидности (см., например, медленную часть сонаты Ми-бемоль мажор Гайдна, прелюдию ор. 11 №10 Скрябина). Из-за небольшой протяженности СЕРЕДИНЫ, продолжающее развитие в ней и глубокий контраст – большая редкость (см., например, 11 Мимолетность Прокофьева).


Можно предположить, что из ПРОСТОЙ ДВУХЧАСТНОЙ РЕПРИЗНОЙ ФОРМЫ «ВЫРАСТАЕТ» ПРОСТАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА.

В ПРОСТОЙ ТРЕХЧАСТНОЙ ФОРМЕ также встречаются РАЗНЫЕ ВИДЫ РАЗВИТИЯ. Она может быть ОДНОТЕМНОЙ (с вариантным развитием во 2 части – СЕРЕДИНЕ), ДВУХТЕМНОЙ (с продолжающим развитием), и со СМЕШАННЫМ развитием (с вариантно-продолжающим, или сменяющими друг друга продолжающим и вариантным, в той или иной последовательности.

Существенное отличие от простой двухчастной репризной формы – ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЕРЕДИНЫ. Она не меньше 1 части, а иногда и больше ее (см., например, 1 раздел Скерцо из 2 сонаты Бетховена). Для середины простой трехчастной формы характерно значительное усиление тонально-гармонической неустойчивости, разомкнутости. Нередко бывают связки, предыкты к репризе. Даже в двухтемной трехчастной форме (с продолжающим развитием) новая тема редко излагается в форме периода (см., например, мазурку Ля-бемоль мажор Шопена ор. 24 № 1). Редкое исключение - мазурка соль минор Шопена ор.67 №2, где 2 часть – тема в форме периода. После этой повторенной темы есть развернутая одноголосная связка к репризе.

Репризы можно разделить на два типа: ТОЧНЫЕ и ИЗМЕНЕННЫЕ. Диапазон встречающихся изменений очень широк. ДИНАМИЧЕСКИМИ (или ДИНАМИЗИРОВАННЫМИ) можно считать только такие измененные репризы, в которых усиливается тонус экспрессии, напряжения (см., например, репризу 1 раздела менуэта из 1 сонаты Бетховена). Напряжение экспрессии может и снижаться (см., например, репризу 1 раздела Allegretto из 6 сонаты Бетховена). В измененных репризах необходимо говорить о характере произошедших изменений, поскольку смысловое значение реприз широко и неоднозначно. В измененных репризах центробежная сила сохраняет и проявляет активность, поэтому функция завершения (T), связанная с активизацией силы центростремительной, продолжается в ДОПОЛНЕНИИ или КОДЕ (значение их одинаково, но кода отличается большей смысловой значительностью, самостоятельностью и протяженностью).

Кроме разновидностей простых двухчастных и трехчастных форм, встречаются формы похожие на ту или другую, но не совпадающие с ними. Для них целесообразно воспользоваться предложенным Ю.Н. Холоповым названием ПРОСТАЯ РЕПРИЗНАЯ ФОРМА. В такой форме середина равна половине 1 части (как в ПРОСТОЙ ДВУХЧАСТНОЙ РЕПРИЗНОЙ ФОРМЕ), а реприза равна 1 части или больше ее. Такая форма часто встречается и в музыке классиков и романтиков (см., например, тему финала сонаты Гайдна Ре мажор №7, 1 и 2 менуэты из сонаты Моцарта № 4 /К-282/, 1 раздел мазурки Шопена ор. 6 №1). Встречаются и несколько другие варианты. Середина может быть больше половины 1 части, но меньше, чем вся 1 часть, реприза же содержит интенсивное расширение – 2 часть 4 сонаты Бетховена. Середина как в двухчастной форме, а реприза расширена почти до протяженности 1 части – Largo appassionato из 2 сонаты Бетховена.


В простых формах широко распространены повторения частей, точные и варьированные (точные более типичны для подвижной музыки, а варьированные – для лирической). В двухчастных формах может быть повторена каждая часть, только 1, только 2, обе вместе. Повторения в трехчастной форме косвенно подтверждают ее происхождение от репризной двухчастной. Самые распространенные повторения частей – повторение 1 и 2-3 вместе, повторение только 1 части, только 2-3 вместе. Повторение всей формы целиком. Повторение каждой части трехчастной формы, только 2 части (мазурка соль минор Шопена ор. 67 №2), или только 3 части – встречаются ВЕСЬМА РЕДКО.

Уже в классической музыке простые формы применяются и как самостоятельные, и как формы развитого изложения тем и разделов в других (в сложных формах, вариациях, рондо, сонатной форме, рондо-сонате). В историческом развитии музыки простые формы сохраняют оба значения, хотя в связи с распространением жанра МИНИАТЮРЫ в инструментальной и вокальной музыке ХIХ–ХХ века их самостоятельное применение увеличивается.




СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ


Так называют формы, в которых 1 раздел написан в одной из простых форм, после чего следует еще один этап тематического развития и завершение, выраженное так или иначе. Вторая часть в сложных формах, как правило, рельефно контрастирует 1. и тематическое развитие в ней обычно ПРОДОЛЖАЮЩЕЕ.

Степень распространенности простых форм (двухчастной, трехчастной, простой репризной) приблизительно одинакова, чего нельзя сказать о сложных формах. Так, СЛОЖНАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА встречается достаточно редко, особенно, в инструментальной музыке. Примеры сложной двухчастной формы в вокально-инструментальной музыке далеко не бесспорны. В дуэте Церлины и Дон Жуана, первый раздел, куплетно повторяемый, написан в простой репризной форме, второй же раздел, несомненно, является развернутой кодой. Также очевидна функция коды и во второй части арии дона Базилио о клевете из оперы Россини «Севильский цирюльник». В арии же Руслана из оперы Глинки «Руслан и Людмила» в 1 части ощутима функция вступления, поскольку следующий раздел арии (Дай, Перун, булатный меч) намного более сложна и продолжительна (редкая для вокальной музыки сонатная форма без разработки).

Ярким примером сложной двухчастной формы в инструментальной музыке является Ноктюрн Шопена соль-минор ор.15 №3. Первый раздел представляет собой простую двухчастную однотемную безрепризную форму. Первый ее период отличается значительной протяженностью. Характер лирико-меланхолический, ощутимы признаки жанра серенады. Во второй части начинается интенсивное тонально-гармоническое развитие, нарастает лирическое возбуждение, повышается экспрессивный тонус. Краткое затухание динамики приводит к повторению одного звука в глубоком басовом регистре, что служит переходом ко ВТОРОЙ ЧАСТИ СЛОЖНОЙ ДВУХЧАСТНОЙ ФОРМЫ. Также написанная в простой двухчастной однотемной безрепризной форме, она сильно контрастирует первой части. Музыка ближе всего к хоралу, но не сурово-аскетичному, а светлому, смягченному трехдольным размером. Эта двухчастная форма тонально самостоятельна (переменный Фа-мажор – ре-минор), модуляция в соль-минор происходит в последних тактах произведения. Соотношение образов оказывается таким же, как один из вариантов соотношения тем в простой двухчастной двухтемной форме – РАЗНЫЕ – РАВНОПРАВНЫЕ.




СЛОЖНАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА распространена в музыке чрезвычайно широко. Ее две разновидности, отличающиеся СТРУКТУРОЙ ВТОРОЙ ЧАСТИ, ИМЕЮТ РАЗНЫЕ ЖАНРОВЫЕ КОРНИ В МУЗЫКЕ барокко.

Сложная техчастная форма с ТРИО происходит от двойных вставных (преимущественно, гавот, менуэт) танцев старинной сюиты, где в конце второго танца было указание повторить первый танец. В сложной трехчастной форме, в отличие от сюиты, трио вносит ладотональный контраст, часто подкрепляемый тембро-регистровым и ритмическим контрастом. Наиболее типичные тональности трио – ОДНОИМЕННАЯ И ТОНАЛЬНОСТИ СУБДОМИНАНТОВОГО ЗНАЧЕНИЯ, поэтому часто происходит СМЕНА КЛЮЧЕВЫХ ЗНАКОВ. Нередки и словесные обозначения (TRIO, MAGGORE, MINORE). ТРИО отличается не только тематической и тональной самостоятельностью, но и ЗАМКНУТОЙ СТРУКТУРОЙ (ПЕРИОД, ИЛИ, ЧАЩЕ, ОДНА ИЗ ПРОСТЫХ ФОРМ, нередко с повторением частей). При тональном контрастировании трио, после него может быть модулирующая связка к РЕПРИЗЕ, которая вводится более плавно. Сложная трехчастная форма с трио более типична для музыки подвижной (менуэты, скерцо, марши, другие танцы), реже встречается в музыке лирической, медленного движения (см., например, 2 часть фортепианной сонаты Моцарта До-мажор, К-330). «Пережитки» барокко можно встретить в некоторых произведениях классиков (два менуэта в фортепианной сонате Моцарта Ми-бемоль мажор, К-282, сонате для скрипки и фортепиано Гайдна Соль мажор №5).

СЛОЖНАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА С ЭПИЗОДОМ происходит от старинной итальянской арии da capo, в которой вторая часть, как правило, отличалась значительно большей неустойчивостью, переменчивостью настроений. Реприза такой арии всегда наполнялась вариационными импровизационными изменениями в партии солиста.

Сложная трехчастная форма с ЭПИЗОДОМ, который в начале, как правило, опирается на самостоятельный тематический материал (продолжающее развитие), в процессе своего развертывания нередко вовлекает развитие тематического материала 1 части (см., например, 2 часть Четвертой фортепианной сонаты Бетховена).

ЭПИЗОД, в отличие от ТРИО, РАЗОМКНУТ тонально-гармонически и структурно. Эпизод вводится более плавно, подготавливаясь связкой, или начинаясь в близко родственной тональности (параллельной). Завершенной типовой структуры в эпизоде не образуется, но в начале эпизода может встретиться модулирующий период). Сложная трехчастная форма с эпизодом более типична для лирической музыки, хотя у Шопена, например, встречается и в танцевальных жанрах.

РЕПРИЗЫ, как и в простых формах бывают двух типов – ТОЧНЫЕ и ИЗМЕНЕННЫЕ. Изменения могут быть очень разнообразными. Весьма распространены сокращенные репризы, когда из 1 части повторяется один начальный период, или развивающий и репризный разделы простой формы. В сложной трехчастной форме с трио и точные репризы, и сокращенные, нередко бывают УКАЗАННЫМИ. Разумеется, и в сложной трехчастной форме с трио встречаются измененные репризы (чаще других изменений встречается варьирование), они, т. е., измененные репризы) более распространены в сложной трехчастной форме с ЭПИЗОДОМ. В классической музыке в сложной трехчастной форме динамические репризы встречаются реже, чем в простой трехчастной форме (см., предыдущий пример из Четвертой сонаты Бетховена). Динамизация может распространиться на коду (см., например,Largo из Второй сонаты Бетховена). В сложной трехчастной форме с эпизодом коды, как правило, более развитые, и в них происходит взаимодействие контрастных образов, когда как в сложной трехчастной форме с трио контрастные образы сопоставляются, а коды, обычно весьма лаконичные, напоминают о музыке трио.


Смешение черт трио и эпизода встречается уже у венских классиков. Так в медленной части большой сонаты Гайдна Ми-бемоль мажор, вторая часть ярко контрастирует, как трио (одноименная тональность, рельефный фактурно-регистровый контраст, отчетливо намеченная простая двухчастная репризная форма, гармонически разомкнутая в самом конце). В интонационно-тематическом отношении – тема этого раздела – ладовый и новый по фактуре вариант темы первой части. Бывает что при повторении частей типовой формы трио туда вносятся вариантные изменения, превращающие повторяемый раздел в связку (см., например скерцо из Третьей фортепианной сонаты Бетховена). В музыке 19- 20 веков можно встретить и сложную трехчастную форму с трио, с эпизодом и со смешением их структурных черт.

Строго говоря, сложными формами следует считать только такие, в которых не только 1 часть является одной из простых форм, но и 2 вторая не выходит за рамки простых форм. Там же, где второй раздел крупнее и сложнее, уместнее говорить о КРУПНОЙ ТРЕХЧАСТНОСТИ, ПОСКОЛЬКУ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В НИХ БОЛЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНО И СВОБОДНО (скерцо из Девятой симфонии Бетховена, Скерцо Шопена, Увертюра в «Тангейзеру» Вагнера, «Менуэт» Танеева).

Повторения частей сложных форм, аналогичные повторениям в простых формах, встречаются не столь часто, однако могут быть, как точные, так и видоизмененные (обычно, варьированные). Если изменения при повторении выходят за рамки варьирования, затрагивают тональный план, и (или) протяженность, образуются ДВОЙНЫЕ ФОРМЫ (примерами двойных форм могут служить Ноктюрны Шопена ор.27 №2 – простая двойная трехчастная форма с кодой, ор. 37 №2 – сложная двойная трехчастная форма с эпизодом). В двойных формах всегда присутствуют признаки других форм.


Кроме простых и сложных форм встречаются и ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ. В них первая часть – период, как в простых формах, а следующий раздел написан в одной из простых форм. Следует отметить, что ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА, ПРОМЕЖУТОЧНАЯ между СЛОЖНОЙ И ПРОСТОЙ, встречается чаще сложной двухчастной формы (см., например, романс Балакирева «Введи меня, о ночь, тайком», мазурку си минор Шопена № 19 ор.30 №2). Трехчастная форма, промежуточная между простой и сложной, тоже достаточно распространена (Музыкальный момент фа минор Шуберта ор.94 №3, например). Если средний раздел в ней написан в простой трехчастной или простой репризной форме, возникают ощутимые черты симметрии, вносящие особую законченность и красоту (см., например, мазурку ля минор Шопена №11ор. 17 №2).


ВАРИАЦИИ


Вариации – одна из самых древних по происхождению музыкальных форм. Разные типы вариаций сложились в 16 веке. Однако, дальнейшее историческое развитие некоторых типов вариаций было неравномерным. Так, в эпоху позднего барокко практически отсутствуют вариации на soprano ostinato, а орнаментальные вариации количественно уступают вариациям на basso ostinato. В классической музыке количественно преобладают орнаментальные вариации, почти полностью вытеснившие вариации на basso ostinato (определенные черты вариаций на basso ostinato заметны в 32 вариациях Бетховена и его же 15 вариациях с фугой.). Вариации на сопрано остинато занимают весьма скромное место (2 часть «Кайзер» квартета Гайдна, единичные вариации внутри многих орнаментальных циклов, группа из трех вариаций в 32 вариациях Бетховена), или взаимодействуют с другими принципами формообразования (2 часть Седьмой симфонии Бетховена).